Римский альбом: заметки об архитектуре, нравах и обычаях имперских народов. Подножье Целия.
Порта Аппиа (совр. Порта Сан Себастьяно)
.

Назад

Подножье Целия.
Порта Аппиа (совр. Порта Сан Себастьяно).

Есть Рим победный, наступающий, явленный во всем блеске имперского величия. Такой Рим с холодным спокойствием смотрит на нас с барельефoв Колонны Траяна, Арки Тита или Севера. Есть Рим обороняющийся; как могучий змей, свернувшийся кольцом, неожиданно распрямясь, он наносит стремительные удары в гущу обступивших его врагов... Символ этого Рима - знаменитые Аврелиановы Стены, построенные борцом за целостность Империи, Луцием Домицием Аврелианом (214-275 гг. н. э.).

The view today

Фотография взята с ресурса
http://www.romeartlover.it/Vasi10.htm

Вглядимся на мгновение в eго черты, обожженные сирийским солнцем и выветренные, как старая горная порода. В них нет ни ядовитой мудрости Тиберия, ни циничной ростовщической ухмылки Веспасиана, ни утонченной отрешенности Адриана. Трезвый и внимательный взгляд, острые скулы, короткая стрижка выдают образцового офицера и энергичного администратора, однако, в них, на мой взгляд, нет обаяния, свойственного портретам Ранней Империи.

1

Он - успешный выдвиженец военных кругов, а не класса, и не олицетворяет собой коллективный миф. Думаю, что именно стремление обрести идеологическую платформу кристаллизовалoсь в его попытках привести религиозную жизнь Империи к общему знаменателю в культе Непобедимого Солнца, пропагандируемого им усиленно, но безуспешно. Преданный своими гвардейцами, о чем думал он, истекая кровью в малоазийском Кенофруриуме, за тысячи верст от Рима?

Пусть десятки раз клинки вонзились,
Пусть убийца оказался братом,
Я лишь вспомнил солнца, что садились
За Роданом, Тибром и Евфратом...

Приводимая ниже карта имперского "полураспада" хорошо показывает географическо-логистический масштаб трудностей, которые пришлось преодолевать этому гению операционного планирования на различных театрах военных действий в эпоху отсутствия аэродромов подскока, беспроводной связи и спутниковой навигации.

2

Когда я вижу планограмму обведенных по периметру контуром Аврелиановых Стен, в голове возникает образ гигантского сердца, посылающего мощные импульсы (армии Аврелиана) для воссоединения с атрофированными частями имперского тела (Галлия, Пальмира..).

3

В этом случае, расположенные в нижнем левом углу планограммы, Порта Аппия (современное название Порта Сан-Себастьяно), можно уподобить сердечному клапанy, связанному с одной из главнейших имперских артерий, уходящих на юг, знаменитой Виа Аппиа. Защищающие юго-восточные подступы к подножию Целиевого холма, Порта Аппиа являются интереснейшим памятником римской истории.

Вид на Виа Аппиа из надвратного блока. Август 2010. Фото С. Чаплина

4

Изначально спроектированные инженерами Аврелиана (271-75), Porta Appia в последующие столетия неоднократно подвергались перестройке и, по сути, являются коллективным памятником трем императорам, принимавших участие в их сооружении, Аврелиану, Максенцию и Гонорию.
Kубический вид башен - следствие усилий последнего, окончательно устранившего их первоначальную округлость (процесс по ее ликвидации был начат Максенцием). Вероятно Гонорий также добавил башням мраморную отделку, дошедшую до наших дней.

The gate

Вид на Порта Аппиа  (порта Сан-Себастьяно) с "внешней стороны", с Виа Аппиа. Фотография взята с ресурса

http://www.romeartlover.it/Vasi10.htm

Гонорий не ограничился декоративными работами. Готская опасность, подобно грозовым тучам, пришедшим из-за Альп, нависала над Римом. И этот сластолюбивый, не оправдавший надежд, "равеннский блоггер", принял решение поднять высоту Аврелиановых стен почти на 100%.
Уровень "стен Гонория" начинается почти сразу за кромкой мраморной отделки. Хотя, дерзну предположить, что сие усиление римской оборонительной мощи былo инспирировано языческой партией, кем-нибудь, вроде Симмаха, и император лишь санкционировал строительство.
Впрочем, любые, даже самые неприступные, стены бессильны перед предательством. В 410 г. римляне или, вернее, некоторые из “проживавших” в Вечном Городе сами открыли ворота варварским ордам...

Площадка между башнями на “уровне Гонория”. Август 2010. Фото С. Чаплина.

5

Oтбивший на некоторое время в Шестом Веке Рим у готов, великий Велизарий также внес свой вклад в реконструкцию Porta Appia. Сейчас трудно сказать, какие из "кирпичных заплат" относятся к византийскому времени, какие к позднеантичному. Определенный свет на это проливает “коллекция кирпича”, расположенная в Музее Аврелиановых Стен, размещающегося в западной башне (левой, если стоять, оборотившись спиной к Виа Аппиа), где в 40-е годы двадцатого столетия находился фашистский горком.
Там, наряду с изображением Лабарума (христианское знамя) и монограмм с греческими буквами "хи - ро-", явлющихся начальными литерами Имени Христова, гнездятся имперские орлы и хранят молчание лаконичные латинские клеймa. При обозрении кирпичного собрания в голове назойливо вертелось нечто похожее на начало оды

Хвала тебе, коричневый, квадратный,
Кирпич стенной и башенно-надвратный.. 

Однако я предпочел сконцентрироваться на Аврелиане с Гонорием и окружающем пейзаже, который изменялся с моим переходом на каждый следующий уровень. Не подлежит сомнению, что именно такой вид на "Aрку Друза" открывался Симмаху, Аэцию и Велизарию, если они когда-нибудь поднимались на башни аппийских ворот.

6

Подробнее о так называемой Аркe Друза

http://www.romangarden.ru/ViaAppia.html

Посещение Музея Стен также дает уникальный шанс совершить прогулку во времени. Отрезок длинной в 380 метров, известный современным римлянам, как Passegiata, простирающийся до Виалe Кристофоро Коломбо, бывает открыт для публики. Мне посчастливилось пройти около 20м (дальше начинались реставрационные работы), разглядывая Виа Аппиа через бойницы, сделанные инженерами Гонория в 401-3 гг., за семь лет до взятия Города готами....

Passegiata, август 2010.

7

Отдельный интерес представляют граффити Порта Аппия.
За тысячу семьсот лет, кто только не проходил, не покидал Urbs Aeterna через эти ворота! При внимательном рассмотрении мы увидим надписи, сделаннные на вульгате (средневековой латыни), греческом и, возможно, даже готском наречиях. Многочисленные кресты - подписи, выполенные в духе "здесь был я", - возможно, свидтельствуют о неграмотности авторов или нехватке времени. Подобно хироманту, вглядываясь в сетку линий и царапин, испещряющих камень Порта Аппиа, неожиданно понимаешь, что перед тобой еще один развернутый живой свиток истории в камне.

Граффити Порта Аппиа (Порта Сан-Себастьяно), фотоколлаж из снимков, сделанных в августе 2010 (С. Чаплин).

8

Бесспорно, самым живописным граффити является изображение Св. Архангела Михаила, попирающего Змея. Именно в день St. Michele, 29 сентября 1327 года, римлянам удалось отбить атаку неаполитанских войск Роберта Анжуйского. Данный эпизод принадлежит истории бесконечного соперничества двух знатных римских родов, Колонна и Орсини в период "авиньонского пленения" пап.
Менее живописным, но, возможно, для нас исторически более значимым является византийское граффити, содержащее благодарность святым Конону и Георгу, способствовавшим победе войск Велизария и Нарсеса над готами и освобождению Рима в 536 году.

Defeat of King Robert

Фотография взята с ресурса
http://www.romeartlover.it/Vasi10.htm

В завершение хотелось бы отметить, что я сознательно использовал античное название ворот “Порта Аппиа”, вопреки утвердившемуся со средних веков наименованию “Порта Сан-Себастьяно”, появившемуся, благодаря расположенному за старой городской чертой христианскому кладбищy, церкви и одноименным катакомбам.
Поступая так, я хотел акцентировать позднеантичный характер памятника, его связь с имперской и византийской историей Рима. Работая над очерком, я наткнулся на доселе неизвестную мне английскую гравюру, изображающую Велизария-слепца, просящего подаяния.
Задний план в виде облицованной крепостной стены вполне мог быть навеян Порта Аппиа, хотя, разумеется, это предположение недоказуемо.

Joseph Wright of Derby (1734 - 1797). 1775. Derby Museum and Art Gallery (UK).


9

Назад

   
статистика