Какие есть праздники посвященные деве марии. Праздники: рождество пресвятой богородицы девы марии. События Рождества Пресвятой Богородицы

Пророчества о Деве, которой надлежит стать матерью Христа, и библейские прообразы, символически говорящие о спасительной миссии Богородицы. Более подробно пишут о Марии Матфей и Лука, однако в годы общественного служения Христа редко упоминается об участии Богородицы в общественных событиях, как это было, в частности, в Кане Галилейской. Три автора синоптических евангелий приводят рассказ о приходе Марии вместе с братьями Христа к дому, где Он был с учениками и некоторыми людьми. Иоанн пишет, что Богородица была свидетельницей распятия Христа.

Православная традиция

В православии, главным образом в , особенно много праздников, посвящённых чудотворным Богоматери (см. также статью ) тогда как каждая среда формально посвящена самому почитанию. Особым местом, посвящённым Богородице, является гора . По некоторым православным преданиям, Богородица участвовала в распределении земель между апостолами по жребию, на которые они должны были отправиться проповедовать. Ей выпала Иверия (Грузия), с которой она оказалсь впоследствии мистически связанной через Иверскую икону.

Православное почитание Богородицы берёт своё начало от её культа, сосредоточием которого был Константинополь. Одна из мозаик храма Святой Софии изображает Богородицу на престоле, а у ног её - кесари Константин и Феодосий Великие. Первый жертвует Богородице Константинополь, а второй - его главную святыню, храм Святой Софии. Этот момент был выражен в празднике 11 мая, где звучал : «Град Богородицы предаёт и посвящает свое начало Божией Матери, от Которой он берёт силу свою и долговечие, Которой хранится и укрепляется, и взывает к Ней: „Радуйся, надежда всех концов земли“». Археологические раскопки выявили 200 церквей, посвящённых Богоматери, главные из которых названы в честь Богородицы Кириотиссы и Богородицы Одигитрии, есть также храм во Влахерне, храм Халкопратия и храм «Зоодохос Пиги» («Живоносный источник»). Из 12 («Додекаортон») 5 было посвящено почитанию Богородицы ( , - «Изодос», - «Ипапанти», - «Евангелизмос», и - «Кимезис», ). Остальные включали Зачатие Богородицы , Собор Пресвятой Богородицы - «Синакси», Перенесение риз Божией Матери в собор во Влахерне и перенесение пояса Божией Матери в Халкопратию . Среди преходящих праздников Богородице было посвящено два - Акафистная Суббота в память о чудесной защите Константинополя от авар и персов в г. и праздник Владычицы нашей Живоносного Источника (пятница после ), в память об освящении собора, в котором Богородица по преданию совершила ряд чудес. Хотя византийская Церковь не отмечала день Скорбящей Божей Матери, в отправлялось песнопение, называвшееся «крестобогородичным» («ставротеотокион»). В евхаристической литургии марианский культ сфокусирован в . Важнейшие тексты о Богородице находились в анафоре. При торжественном каждении пелось «Величание Богородицы» («Мегалинарион»). В литургии святого эта песнь называлась «Аксион эстин» («Достойно есть»), а у святого Василия - «Эпи си хари» («О Тебе радуется»). Ежедневно на вечерне стали читаться два «богородичных» тропаря («Под Твою милость» и «Богородице Дево»). В византийском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», получившем распространение на Руси, Богородица испрашивает для осуждённых грешников в аду некоторое облегчение их участи.

Католическая традиция

Отличительной чертой почитания Марии в католицизме являeтся догмат о её , который подразумевает, что Мария была зачата естественным способом от Иоахима и Анны, но в момент зачатия с неё особой милостью Божией был снят . Считается, что Мария оставалась девственной и после рождения Христа. Доктрина о девственности post partum, отрицавшаяся и Иовинианом, была решительно защищена позднейшими ортодоксами, в результате чего был выработан термин «приснодева», закреплённый на в . Начиная с века общепринятыми становятся формулы, подобные : «Девой зачала, девой родила, девой осталась». Учение о приснодевственности Марии впервые было выдвинуто в ответ на отрицание её девственности некоторыми , в частности, Керинфом около г. и языческими критиками типа . Однако, при этом речь шла не только о самой непорочности зачатия, но и о сохранении девственности при и после рождения. Метафизичность рождения Иисуса без разрушения девственности Марии была подтверждена «Mystici corporis».

Древнейшими свидетельствами интереса, проявленного римскими христианами к Марии, являются две фрески и веков, находящиеся в катакомбах святой Присциллы в . В число наиболее известных писателей и , говоривших о Марии, входят Тертуллиан, святые , Пётр Хризолог и Идельфонс Толетанский. Их творения сильно повлияли на формирование богослужения, а некоторые гимны, например, святых Амвросия или Венанция Фортуната, и поныне являются одними из наиболее красивых текстов латинского богослужения.

Древнейшим памятником богослужебного произведения является римское свидетельство г. «Апостольское Предание», в котором содержится текст очень древней «Анафоры Ипполита», использовавшейся в Риме, в которой в благодарении Мария упоминается дважды как матерь Спасителя. Важным событием для развития почитания на Западе был г. и его постановление о богоматеринстве Марии. Сразу после Собора Папа посвятил Марии римскую на Эсквилинском холме. Позже этот храм стал называться «Блажeнной Девы Марии Великой». Древнейшим богородичным праздником, отмечаемым в Риме, была октава Рождества Христова (1 января). Между и г. в этот день стала совершаться особая в честь девственности Марии. В веке появился обычай посвящения Марии среды и пятницы после третьего воскресенья . В в церковный календарь был внесён праздник почитания , отмечаемый на тринадцатый день после . В установился обычай почитать Непорочное Сердце Марии по первым субботам месяца.

Явления

  • - базилика Санта Мария Маджоре в Риме;
  • - Ричельдису Уолсингхэмскому в ;
  • - святому ;
  • - святому Симону Стоку в английском Эйлесфорде;
  • - в ;
  • - фермеру Хуану Диего в деревне Гвадалупа;
  • - в ();
  • - святой Екатерине Лабуре в , в храме на Рю де Бак;
  • - двум молодым пастухам - Мелани Кальва и Максамену Жиро во Ла-Салетт;
  • - пастушке Бернадетте Субиру в гроте скалы Массабьель в Лурде (Франция). были произнесены слова «Я есмь Непорочное зачатие»;
  • - перед деревенскими детьми в ночном небе в Помпэне;
  • - Нок, ;
  • - и Донглу, ;
  • - - ;
  • - Беорен и Банье, ;
  • - - Гарабандал, ;
  • - Зейтун, ;
  • - Сабана Гранде, ;
  • - - Бэйсайд, штат Нью-Йорк;
  • - Меджугорье, ;
  • - Хрушив, ;
  • -1995 - Литманова, ;
  • 1990- - Конъерс, штат ;
  • - Антигуа;
  • февраль - ;
  • Апрель - .

Сирийская традиция

Коптская традиция

Маронитская традиция

Иудейская версия

Мария была парикмахершой (завивающая волосы женщин - מגדלא נשיא) из и замужем за плотником Иосифом, но прелюбодействовала с римским солдатом Пандирой, от которого родила Иисуса. Иисус у Марии был только первенцем (Мф.1:25; Лк.2:7), после Hего она еще рожала детей (Мф.12:46-47; 13:55-56; Мк.3:31; 6:3; Лк.8:19; Ин.2:12; 7:3,5,10; Деян.1:14; Eusebius.Historia ecclesiastica.III.20). У матери Иисуса была сестра, которую также звали Марией (Ин.19:25).

Богородица в культуре и искусстве

Титулование в православном песнопении Марии как «всех стихий земных и небесных освящение», «всех времён года благословение», было подчёркнуто персонажем Достоевского («Богородица - великая мать сыра земля есть»). С этим можно связать характерную для западноевропейской иконографии позднего средневековья и Возрождения тему «Мадонны смирения», сидящей на земле среди цветов, или тему Марии на земляничной грядке. Из мотивов Марии-садовницы развился видимо Розарий. В изобразительном искусстве большое распространение получили также образы Богоматерь (молящаяся) и (оплакивающая распятого Иисуса). Западноевропейское искусство нашло в этом свой пик в трепетной одухотворённости готической трактовки образа (например, скульптуры Реймсского собора, в частности «Посещение Марией Елизаветы»). Яркая трактовка образа получилась у Рафаэля. Но в Новое время, например у Петрова-Водкина, завершилась секуляризация образа Марии.

Западная позднесредневековая поэзия подчеркнула в Марии образ Прекрасной Дамы. Этот момент нашёл отражение в стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный»:

«Полный верой и любовью, Верен набожной мечте, „Ave mater Dei“ кровью Написал он на щите».

Охарактеризовал Марию как «тёплую заступницу мира холодного».

  • Энциклика
  • Что говорит Писание

    Для верующих людей день физической смерти человека – точка лишь в земной его жизни, а вовсе не «окончательный финал всего». Далее следует продолжение – переход в иной мир. Светлая земная женщина, ставшая матерью Спасителя, прожила жизнь яркую и светлую, но и непростую. Ей пришлось выстрадать и страшные мучения своего сына, и пережить его мученическую смерть, и восхититься вместе со всеми его воскрешением и Вознесением. Кстати, в Библии нет упоминания такого слова, по сути, термина – «Богородица». Мария везде называется просто по имени, а Иисус называл ее Женщиной, Матерью – лишь однажды, поручая заботы о ней Иоанну Богослову.

    В тему

    С именем Богородицы связаны многие праздники. Из двунадесятых это Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября, Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Благовещение (7 апреля), а также Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Кроме того, отмечаются день Памяти святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы (22 сентября), Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии (22 декабря), Успение праведной Анны (7 августа), Собор Пресвятой Богородицы (8 января), Покров Святой Богородицы (14 октября), Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля) и Положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (13 сентября).

    После Вознесения Иисуса Богоматерь, дева Мария, жила в доме Иоанна Богослова. В Библии рассказывается, что она долгое время обращалась к Господу с молитвами, прося забрать ее на небо. Однажды, гуляя по Гефсиманскому саду, Марии было явление: появившийся перед ней архангел Гавриил возвестил Приснодеве, что через три дня состоится ее переход в вечную жизнь. Смерть телесная не будет иметь над Богоматерью власти – она умрет, будто заснет, и вскоре пробудится. Иными словами, ей было предречено Успение, в понимании Церкви обозначающее не смерть, а сон. Вот 28 августа и празднуют ее Успение, в результате которого произошел чудесный переход девы Марии на Небеса, где «она встретилась с Сыном, Отцом и духом Святым».

    Богородица молилась оставшиеся дни земной жизни, и по ее молитве в Иерусалим начали съезжаться апостолы – ученики ее сына. Наступил третий час дня, шла общая молитва. И тут пробил час кончины девы Марии – комнату залил яркий свет, собравшиеся увидели самого Иисуса Христа в окружении ангелов, который и принял светлую, чистую душу Марии.

    Тело Богоматери возложили на одр, и апостолы пронесли его через Иерусалим. Процессия направилась в Гефсиманию. Небо наполнилось звуками музыки, над процессией возникло облако света. По рукам некого Афония, первосвященника, решившего остановить процессию, прошелся огненный меч одного из ангелов – раскаявшийся Афония получил исцеление и в дальнейшем был истовым проповедником учения Христа.

    Положив тело Богородицы в гроб, апостолы закрыли вход в пещеру с гробом большим камнем.

    А через три дня в Иерусалим пришел запоздавший апостол – Фома. Он горько оплакивал Богородицу и так страдал, что не смог проститься с ней, что апостолы убрали камень от входа и решили разрешить Фоме приложиться к телу Богоматери. Однако оно исчезло: в пещере были лишь погребальные пелены – ткани, в которые по традиции заворачивали тело. Для апостолов это означало лишь одно: Богоматерь была взята на небо в теле.

    Сомнения апостолов, если они и были, развеялись тем же вечером. Во время трапезы им явилась Богоматерь и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни!» Это событие легло в основу чина панагии – возношения части хлеба в честь Богоматери, поскольку трапезничавшие во время ее явления апостолы преломили хлеб, подняли часть его и обратились к Богоматери с просьбой помогать им в дальнейшем. И с тех пор все верующие обращаются к Марии с благодарностью за рожденного ею Спасителя, просят ее о помощи и ощущают ее материнскую заботу и незримое присутствие.


    Фото: Wikipedia / Общественное достояние

    Смысл и значение праздника

    В день Успения церковь прославляет Богоматерь. Она, земная женщина, покровительствует всему человеческому роду и ходатайствует по молитве за людей пред самим Господом. Успение Марии – это ода вечной жизни, которая дается верующим, по Христову слову живущим людям. В том мире, где обретают покой чистые души, не бывает страданий и боли, болезней и слез, и переход в него из нашего мира – временный сон, длящийся до момента воскрешения души.

    Как встречать этот праздник

    Конечно, самое лучшее и правильное, что нужно сделать в этот день, – это посетить церковь и побывать на богослужении, которое в этот день проходит очень торжественно. Перед службой поставьте свечу, помолитесь и вспомните добрыми словами и мыслями всех родственников и близких. День Успения принято встречать с радостью в сердце и помыслах.

    Что можно просить у Богородицы

    Считается, что в этот день Богородица по-особому слышит молитвы о детях, особенно материнские молитвы. Так что по традиции в этот день Богородицу молят о здоровье для детей, просят для них хорошей судьбы, отведения от них мирских соблазнов. Если у детей возникли проблемы, то об их разрешении тоже советуют молиться в этот день. Покидая храм, не забудьте одарить нуждающихся милостыней.

    Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

    Как известно, у каждого иконописного образа Богородицы есть своя история, свое значение и смысл. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» почитается особо: в ней заключен очень важный смысл для каждого человека - это иллюстрация того, что смерть не конец жизни.

    Икона «Успение» изображает переход Божьей Матери из мира живых на Небеса. Икона изобилует подробностями: на ней запечатлены по сути все моменты, которые так или иначе связаны с рассказом об Успении Приснодевы. Важны и любопытны и детали изображения. Так, например, багряный цвет покрова одра и пурпурный цвет сандалий Богородицы – это знак царского достоинства и величия Богоматери. Иконы могут быть написаны несколько по-разному, многое зависит от размеры образа, и в зависимости от этого вы можете увидеть разное количество фигур. Однако несколько основных присутствуют всегда. Это Петр, в руках которого кадильница, он окуривает одр, Иоанн, оплакивающий Богородицу. Иногда рядом изображается отрубленное запястье (запястья) и человек с покалеченными руками – это Афония, о котором мы уже рассказали. За ложем изображается Иисус, а на руках его младенец – олицетворение души Богородицы. Иногда в верхней части образа есть свободное пространство, покрытое облаками, на которых видны некие фигуры – это символическое изображение апостолов, которые по тем или иным причинам не успели прибыть в Иерусалим к Успению. Изначально образ не был так насыщен деталями.

    Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


    Фото: Wikipedia / Общественное достояние

    Когда и как молятся иконе

    Молитвы перед образом совершаются в любой день – это не то что не возбраняется, а приветствуется. Молящиеся перед иконой получают уверенность в своих каждодневных делах, а кроме того, избавляются от страха физической смерти. Перед образом просят об избавлении от физических страданий, болезней, а также исповедуются. Считается также, что икона оберегает дом от всяческого негатива и проблем.

    Основная молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы» звучит так:

    «Пресвятая Богородица, спаси и сохрани раба Божьего (имя). Огради от искушений на пути жизненном, убереги, Мати, от корысти да укрепи веру мою в Иисуса Христа, великодушного и всепрощающего. Укрой меня своим покровом от ненавистников и недоброжелателей, да прости им их злобу. Дай силы бороться с искушениями да не попусти происков дьявольских, меня от веры православной отворачивающих. Яви милость свою на меня и семью мою, убереги да защити нас. Аминь».

    Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


    Фото: Wikipedia / Общественное достояние

    Явления Богородицы миру

    Сказав апостолам, что она всегда будет с людьми, Богородица не изменила слову. Ее явления, как правило, совпадают с какими-то грядущими событиями, катастрофами, тяжелыми событиями – Святая дева предупреждает людей о беде. Примеров тому существует множество. Конечно, эти чудеса не раз подвергались критике и сомнениям, но несколько стали воистину историческими событиями.

    – Общеизвестно, например, что в Латинской Америке самый почитаемый образ – это нерукотворный образ Девы Марии Гваделупской. Ее считают покровительницей и Южной, и Северной Америк. В 1531 году Богородица явилась 17-летнему Хуану Диего, и являлась ему еще несколько раз, обращаясь через юношу с просьбой, чтобы на месте ее явления построили храм в честь Иисуса Христа. Индейцу не поверили – в то время вообще считалось, что души у индейцев нет, а значит, и явиться никто индейцу не может. Однако Дева Мария велела юноше подняться на холм и собрать на нем цветы в знак доказательства ее присутствия. Он знал, что на камнях не растет ничего, и был страшно удивлен, увидев на вершине куст роз, растущих прямо на камнях. Он сорвал розы, завернул их в свою накидку и явился перед лицом католического епископа. Описав увиденное, он развернул накидку: роз там не оказалось, зато с накидки смотрел... образ Девы Марии. После этого шесть миллионов индейцев приняли христианство.

    – Знаменитая и ныне известная всему миру история произошла и в Лурде, во Франции. в 1858 году Бернадетта Субиру, девочка 14 лет, увидела Богоматерь 18 раз. Сначала Бернадетта увидела женщину с розами у ног, причем другие дети, бывшие рядом, ничего подобного не видели. Девочка собирала хворост; решив, что ей привиделся призрак недавно умершей селянки, она испугалась, но место манило ее, и она стала приходить туда снова и снова. Богородица передала через Бернадетту просьбу поставить в этом месте часовню. Передав в точности слова Девы Марии, Бернадетта доказала, что и правда общается с ней, указала на открытый Марией источник, возле которого начали происходить исцеления, сама стала монахиней и в 1933 году была причислена к лику святых. Мощи Бернадетты нетленны.

    – Известно также Фатимское чудо – серия явлений Богородицы в 1917 году в португальском городе Фатима. Общались с Богородицей исключительно дети, но белое облачко, опустившееся на них, видели тысячи паломников. Явлению сопутствовал и странный танец солнца – казалось, оно кружится, как колесо, разбрызгивает искры; между тем Дева Мария оставила детям несколько предсказаний: первое – относительно грядущей Второй мировой войны, которая унесет миллионы жизней, затем – относительно России, которая должна посвятить свое сердце Деве Марии, чтобы после периода хаоса наступили мир и покой, а третье предсказание касалось покушения на Папу Римского в 1981 году и, возможно, содержало еще какие-то детали относительно католической церкви, которые пока держатся в секрете.

    – После вторжения гитлеровских войск на территорию СССР Патриарх Антиохийский Александр принял затворничество и уединился в подземелье для моления иконе Божьей Матери. Он не ел, не пил, три дня провел в молениях, и Божья Матерь явилась ему. Она сказала, что в стране должны быть открыты все храмы, священники должны начать службы, Ленинград нельзя сдавать врагу, а город нужно обнести чудотворной иконой Казанской Божьей матери. Как ни странно, но Сталин внял этим словам. Кстати, мало кто знает, но и Сталинградская битва началась с молебна...

    – Массовая сдача немцев в плен во время боев под Кенигсбергом 1944 году тоже была связана с явлением: пленные немцы говорили, что «перед русским штурмом в небе появилась Мадонна, видимая все немецкой армии». В этот момент у всех отказало оружие.

    – Удивительная история произошла и в Чернобыле. Об это рассказывал настоятель Свято-Ильинской церкви Николай Якушин. Многие видели в небе над городом силуэт женщины, спускающейся с облака... В руках ее была сухая трава – чернобыль... Она бросала ее на землю как предупреждение, сделанное за двадцать лет до известных трагических событий.


    Фото: Павел Волков, "Вечерняя Москва"

    Как гласит Библия, в одной Иерусалимской семье, у жены Анны и ее мужа Иоакима не получалось зачать ребенка. Их семья была православной, они долго просили дочь или сына у Бога. Однажды, произошло чудо, Бог смиловался, и Анна наконец-то забеременела. Перед ее долгожданной беременностью у Иоакима было видение: он увидел архангела Гавриила. Архангел предупредил будущего отца, что в скором времени у них с женой появится дочка, и что ее имя – Мария. Мария должна будет даровать спасение всего миру.

    Когда Богородица появлялась на свет, на четвертый год ее рождения родители отдали девочку служительницей в храм, как им завещал архангел Гавриил. Мария служила Господу, не совершала грехов и злодеяний и была выбрана Им для появления на свет Сына Божьего. После рождения Иисуса Христа, Мария молилась до конца своих дней за всех людей и просила Господа смиловаться над ними. Облик Богородицы является воплощением чистоты и светлой души.

    Что можно делать

    Так как Рождество Богородицы является церковным торжеством и не предполагает соблюдение Постов, в этот день не возбраняется кушать любую пищу, веселиться и отдыхать. Многих интересует, можно ли играть свадьбу в этот праздник. Ответ – да. Более того, Богородицу считают покровительницей домашнего очага и женского счастья. Если свадьба приходится на 21 сентября, это будет дополнительный оберег для создания крепкого союза.

    Обязательно нужно помолиться в праздник Богородице за здоровье детей и матерей. Если в доме еще нет ребенка, и с зачатием возникают трудности, обязательно просят Пречистую Деву Марию помочь. Мария услышит призывы о помощи и поспособствует решению трудностей. Можно сходить в церковь и поставить свечку за всю семью, чтобы жить в здравии и спокойствии.

    Что нельзя делать

    В День Рождения Прародительницы Божией воспрещается:

    • сквернословить и ругаться с близкими, кричать на детей;
    • злоупотреблять алкоголем;
    • грубить и обижать родителей, стариков;
    • выполнять тяжелую работу.

    Если нищие или прокаженные просят милостыню, нужно дать им немного денег. Отказ может грозить для женщины бесплодием или неудачами в семейной жизни.

    Приметы и традиции


    Так как на Руси все церковные праздники переплелись со славянскими, на Рождение Богородицы отмечали наступление осенней поры – Осенины. С полей уже собрали большую часть урожая и благодарили Господа и природу за него. Всегда просили теплую снежную зиму и раннюю весну.

    С утра женщины ходили умываться к ручьям и рекам до восхода солнца и там же встречали Осенину. Приносили к водоемам кисели, постряпушки, всячески старались задобрить Матушку-природу.

    Для молодых девушек это время приходилась на проведение посиделок. На посиделки звали будущих женихов, поили их чаем с угощениями, а парни сватались.

    В День Рождения Богородицы старались сжигать весь хлам в доме. Считалось, что это убирает дурной сглаз.

    Примет на Осенину было много. Все они в основном связаны с наступлением осени и подготовкой к зиме. Вот некоторые:

    • если погода стоит теплая, зима тоже будет хорошей;
    • луков день – выкапывают весь лук с земли;
    • нужно муху или мошку закопать в землю – насекомые кусать не будут;
    • если есть роса на траве – значит заморозки близятся;
    • если звезд на небе не видно – зима будет холодной;
    • если ветер дует в этот день, значит мало снега будет в зимнюю пору.

    Как праздновать


    Рождение Богородицы – отличный повод собрать всю семью за круглым столом. Приглашают родителей, бабушек и дедушек, детей к себе на обед или ужин. Молодая семья зовет в гости всех родственников. Хозяйки стряпают пироги и готовят различные блюда.

    Если встреча с родными прошла в теплой обстановке, значит и жизнь будет безоблачной и счастливой. Крошки со стола не выбрасывают, а отдают птичкам или животным.

    С Рождением Спасительницы ознаменовывается начало нового периода в жизни, поэтому если в доме есть свечи, можно осветить углы, чтобы все тяжбы ушли. При отсутствии свечек зажигают лучинку и гасят ее, затем вновь зажигают. Такой обряд предполагает, что трудности остались в прошлом, а впереди ждет только успешное будущее.

    Что можно приготовить


    Первым делом пекут хлеб. По возможности, для стряпни используют овсяную муку, но если ее нет, то подойдет и обычная. Свежим хлебушком угощают гостей и домочадцев. Остатки хлеба засушивают на сухари и хранят дома. Если кто-то их близких заболел или морально подавлен, ему дают сухарик и освещенную воду. Больной обязательно пойдет на поправку.

    Почитание различных дней памяти, связанных с именем Девы Марии начинается уже в ранней церкви. Большое влияние на их формирование по причине отсутствия в канонических Евангелиях подробностей её земной жизни оказали апокрифические евангелия детства, особенно Протоевангелие Иакова.

    Также влияние на формирование Богородичных праздников оказало почитание мест, связываемых верующими с её земной жизнью (например, со II века почиталось место Благовещения в Назарете, ещё до Первого Вселенского собора почитали гробницу Богородицы в Иерусалиме).

    Особое развитие Богородичные праздники получают после IV века когда Рождество Христово начинают отмечать 25 декабря. Древнейшие проповеди на этот праздник (Зенона Веронского, Максима Туринского, папы Льва I и др.) прославляют Деву Марию, а впоследствии на следующий день после праздника Рождества Христова на востоке был установлен праздник Собора Пресвятой Богородицы (празднование закреплено на Шестом Вселенском соборе).

    Первыми собственно Богородичными праздниками являются Благовещение (празднование установлено в IV веке) и Успение (с конца VI века). Рождество Богородицы стали праздновать с VII века, а Введение Богородицы во Храм с VIII века.

    Богородичные праздники

    В число Богородичных праздников в Православной церкви входят:

    Название праздника Изображение Дата празднования Статус праздника Песнопение
    Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября двунадесятый

    Тропарь, глас 4

    Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

    День памяти святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы

    9 сентября малый

    Кондак, глас 2

    Радуется ныне Анна, неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети Даровавшаго от чрева ея человеком едину Матерь и Неискусомужную.

    Введение во храм Пресвятой Богородицы

    21 ноября двунадесятый

    Кондак, глас 4

    Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

    Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы

    9 декабря малый

    Тропарь, глас 4

    Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакима бо и Анну услышав, Бог паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу, из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, Ангелом повелев вопити Ей: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Собор Пресвятой Богородицы

    26 декабря малый

    Кондак, глас 6

    Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся, на земли без отца воплотися днесь из Тебе. Тем же звезда благовествует волхвом, Ангели же с пастырьми поют несказанное Рождество Твое, Благодатная.

    Благовещение

    25 марта двунадесятый

    Тропарь, глас 4

    Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    Суббота Акафиста

    5-я суббота Великого поста

    Кондак, глас 7

    Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

    День освящения храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе

    пятница Светлой седмицы

    Тропарь, глас 4

    Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

    Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

    2 июля малый

    Кондак, глас 4

    Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая, даровала еси, священную ризу Твою, еюже священное тело Твое прикрывала еси, покрове всех человеков, еяже положение празднуем любовию и вопием со страхом Ти, Чистая: радуйся, Дево, христиан похвало.

    Успение праведной Анны

    25 июля малый

    Тропарь, глас 4

    Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Тем же к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

    Успение Пресвятой Богородицы

    15 августа двунадесятый

    Тропарь, глас 1

    В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

    Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии

    31 августа малый

    Тропарь, глас 8

    Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Тем же молим Тя мир граду Твоему даровати и душам нашим велию милость.

    Также особые празднования установлены в честь почитаемых богородичных икон. Относительно праздника Сретения Господня отмечают, что он по своим богослужебным особенностям также может считаться Богородичным праздником.

    В Русской церкви к Богородичным праздникам относится Покров Пресвятой Богородицы (1 октября), который по своим богослужебным особенностям соответствует двунадесятому празднику, но не имеет такого статуса и относится к великим.

    Богослужение на двунадесятые Богородичные праздники имеет свои особенности по сравнению с Господскими двунадесятыми праздниками. Перед ними также совершается всенощное бдение, но если праздник выпадает на будние дни и на субботу, то служится служба празднику, если на воскресенье, то происходит соединение двух служб - Богородичной и воскресной. Ряд Богородичных праздников сопровождается днями предпразднства и попразднства.

    21 сентября престольный праздник нашей обители - Рождество Пресвятой Богородицы . Рождество Пресвятой Богородицы это событие - рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны. Предлагаем вашему вниманию несколько слов об истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.

    Что такое Рождество Богородицы

    Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы - Богородичный праздник.

    Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

    Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно - Протоевангелие Иакова - было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).

    Когда празднуется Рождество Богородицы

    Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

    Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

    Что можно есть на Рождество Богородицы

    В 2018 году праздник выпадает на пятницу, постный день, в честь праздника верующим разрешается есть рыбу.

    События Рождества Пресвятой Богородицы

    В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.

    Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна - дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

    Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

    Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.

    После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

    История празднования Рождества Богородицы

    Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

    Икона Рождества Богородицы

    Самые древние изображения событий Рождества Божией Матери мы встречаем к X-XI веках. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь этот храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).

    Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).

    Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну - мать Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.

    С каждым веком этот иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Сейчас икону Рождества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет отдельными композициями (клеймами) - сюжетами из истории события. Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.

    До наших дней дошла роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил великий иконописец Дионисий. Это фреска над главным входом, которая изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Девой Марией на руках.

    Богослужение Рождества Богородицы

    В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но текст его не сохранился до наших дней. Самое древнее песнопение праздника - тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево». Скорее всего, он был составлен в V-VII веках. Кроме того в современную службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

    Тропарь Рождества Богородицы

    Глас 4:

    Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

    Перевод:

    Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды - Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

    Кондак Рождества Богородицы

    Глас 4:

    Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

    Перевод:

    Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева - от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

    Величание Рождества Богородицы

    Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

    Перевод:

    Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

    Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

    Всякий праздник Матери Божией - это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но радость и о том, что земля - наша простая, родная, обычная земля - может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная.

    Когда мы от Бога получаем милость - ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это - ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.

    И вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма - не только на одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы человеком.

    И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, Которая дала Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.

    Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая - а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили - и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.

    С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Господней, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости. И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней.

    Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь. Аминь.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы

    Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

    Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

    Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.

    Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она - наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

    Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.

    Дом Иоакима и Анны

    Дом Иоакима и Анны - одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей - праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.

    Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны - место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители - церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря - древняя пещерка. Считается, что эта пещерка - часть дома Иоакима и Анны.

    КИКТЕНКО Елизавета