Римский альбом: заметки об архитектуре, нравах и обычаях имперских народов. Форум Нервы.

Назад

Скрытый смысл Переходного Форума

Писать о Форуме Нервы непросто по нескольким причинам: странствующие эстеты предпочитают ему славный во всех отношениях Римский Форум (Форо Романо), где и глаз, и воображение находят одинаково богатую пищу, по сравнению с которым Форум Нервы может предложить совсем немного; историки римской архитектуры с сожалением отмечают "некоторую вульгарность" двух сохранившихся от храма Минервы колонн, которых еще со времен Альберти римские итальянцы называют "коллоначе" (Le Colonacce), "колонки"; археологи не очень довольны результатами раскопок, ибо лист находок, сделанных в конце 90-х годов 20 го века, не содержит очевидных шедевров.

Фронтальный вид на Храм Минервы сегодня.

Сдавленный в античности блистательным Форумом Августа с одной стороны, кварталом Аргилет и Форумом Цезаря с другой, придавленный сегодня сверху высокомерием муссолиниевского проспекта, проложенного чуть ли не по крыше храма (не подобным ли решением вдохновляются лужковские проежектеры, предлагающие пустить 4-е кольцо по крышам московских спальных районов?), Форум Нервы выглядит сумрачным и печальным.

Писать о нем, полагаю так же нелегко, как вырезать вытянутый орлиный нос Нервы на маленьком кружке денария.

Признаемся, этому Форуму не везло с самого начала. Начнем с того, что проектировал и строил его совсем не Нерва, а Домициан. Нерве лишь выпала честь торжественно открыть "переходный форум" (Fоrum Transitorium) в 97 г. н. э.
Свое название "форум-переходник" получил в силу предназначенной ему роли форума-связника между двумя великими соседними форумами, а также соседних знаментых районов Аргилет и Субуры.
Он изначально был небольшим, всего 120 х 40 метров; хотя есть все основания полагать, что, избегни Домициан своей печальной участи, Fоrum of Nerva вполне мог стать основным местом отправления культа Минервы, столь чтимой Домицианом.
Как знает любой нумизмат, увлекающийся Римом Первого Века, Минерва является основным божеством, встречающимся на монетах последнего из Флавиев, что лишний раз свидетельствует о значимости культа этой богини для императора.

Воинственная и мудрая Минерва на денарии Домициана
(из собрания Сергея Чаплина)
n1
n2

Подумаем, явлается ли случайным тот факт, что центральное сооружение Форума Нервы-Домициана - храм Минервы - расположен в непосредственной близости от храма Марса Ультора (Марса Мстителя), являющегося центром Форума Августа?

Реконструкция Храма Минервы (рисунок 19 века).

Если в этом был определенный имперский PR, то какого рода, что хотел сказать воспитанным под обаянием августовской харизмы молодым римлянам беспокойный Домициан, противопоставляя покровительницу ремесел и военной мудрости яростному богу звериной ненависти и беспощадности к врагам?
Мне представляется, что это соседство было тщательно спланировано.

Храм Минервы в начале 19 века. Рисунок Самюэля Пру.

Неплохо сохранившийся фриз Храма Минервы (как было доказано еще Платнером и Фляйхтером еще в 20-е годы 20 века) имеет немало общих элементов декора с обнаруженными фрагментами отделки дворца Домициана на холме Палатин, что, конечно, тоже вряд ли является случайным совпадением. Сцены храмовых барельефов представляют Минерву в окружении Девяти Муз и наказание Арахны, перемежающиеся сценками из повседневной жизни, а именно, вязанием и окраской тканей.
По мнению Стронга, общий характер барельефов мог содержать намек на посвящение культ Минервы и участие в соответствующих мистериях.

Близость пешеходного перекрестка одной из самых оживленных улиц современного Рима несомненно затрудняет их созерцание, однако, это оказывается вполне возможным при наличии телеобьектива. Нижеприведенные снимки выполнены в апреле 2009 года.
Античность только выигрывает от съемки крупным планом.

Любопытно отметить, что иногда в античности этот "форум-переходник" называли Форумом Паллады (Forum Palladium: Mart. I, 2, 28). Не в этом ли названии скрыто его настоящее имя?
В замечательном переводе эпиграммы Марциала, выполненном Ф. А. Петровским, поэт (кстати, посвятивший Домициану целую "Книгу Зрелищ") так обращается к своему новому свитку, наставляя его  по пути в Рим:

"Чтобы, однако, ты знал, где меня продают, и напрасно
В Городе ты не бродил, следуй за мной по пятам:
В лавку Секунда ступай, что луканским ученым отпущен,
Мира порог миновав, рынок Паллады пройдя".

Из истории римской литературы ма знаем, что квартал Аргилет, примыкавший к Форуму Нервы с юго-восточной стороны, несмотря на свои узкие улочки и вонючие таверны, был также и центром интеллектуальной жизни Древнего Рима, ибо в нем располагались книжные лавки, где можно было купить (о, боги!) "прижезненного" Марциала и того же Горация..
Сегодня также доподлинно известно, что (сам!) Цицерон, не брезговавший операциями в сфере римской недвижимости, вместе со своим братом Квинтом содержал в Аргилет доходные дома, которые он купил на деньги вырученные от продажи своих тускуланских владений. К сожалению, обнаружить следы этих домов в ходе недавних раскопок не удалось.
Однако в том числе не потому ли что квартал Аргилет был своеобразным аналогом современной Гринвич Вилладж в Нью-Йорке, где до сих пор собираются поэты и интеллектуалы всех мастей, главный архитектор, Рабирий, предпочел именно это место для сооружения Храма Минервы, известной также как покровительница искусств?..

Изображение богини над входом смотрит на храм своего известного соперника, Марса, сооруженного Августом, и тем самым словно приглашает путника или простого посетителя Августовского Форума сделать следующий шаг и перейти из "эпохи войн" в "эпоху процветания искусств и и интеллектуальных наслаждений", с которым Домициан хотел бы отождествить свое правление. Возможно именно этим обьясняется такое соседство форумов и храмов...

Однако это лишь не более, чем гипотеза.
Даже, если первоначальный замысел Домициана и был таким, его смерть и позднейшие перестройки навсегда превратили Форум Паллады в "форум-переходник", в “верхней части” которого сегодня и в самом деле устроена пешеходная зебра и торчит светофор…

Назад

   
статистика