Римский альбом: заметки об архитектуре, нравах и обычаях имперских народов. Утро в Модене.

Назад

Утро в Модене

В середине апреля я вернулся из очередной командировки в Модену (регион Emilia-Romagna). Плотный график практически не оставил шансов попасть в галерею Эстенсе и переснять бюст Агриппины Младшей. Несколько мгновений удалось выкроить лишь ранним утром, в те часы, когда моденские модницы еще нежатся на высоких кроватях с толстыми ножками из дуба в форме львиных лап…
Кафе начинают открываться около семи часов, но Via Emilia и окрестные кварталы, не вздрагивая от рева редких мотоциклов, спят крепким сном.
Picture 012.jpg


Picture 015.jpg


В такую рань, если погода благоволит, лучше сразу идти на piazza, где, словно гусеница, готовящаяся стать бабочкой, чудо романской готики – собор – спит в плотном коконе строительных лесов и заграждений.
Picture 018.jpg


Построенный в Двенадцатом Веке архитекторами Ланфранко и Вильгельмо по заказу династии Каносса, - какое отношение имеет этот великолепный памятник романского стиля к древнеримской архитектуре?..


Моденский собор мне всегда казался окаменевшей шкатулкой, набитой разными диковинами. Ведь, пожалуй, это единственное здание в Европе, в котором образы рыцарского романа, саг о короле Артуре, оказываются тесно переплетенными с евангельскими мотивами. Чего стоят только врата северного портала, Porta della Pescheria – где неизвестные рыцари похищают прекрасную королеву Джиневру!..


Впрочем, повсюду – внутри и снаружи - в застывшем каменном плюще можно разглядеть странные фигуры отшельников, магов и грифонов в причудливых головных уборах.

Picture 022.jpg


Нечто подобное я видел на полях пожелтевших средневековых рукописей:  драконы, обвившие хвостами края заглавных литер, святые, плывущие в узких лодках на дне пахучих страниц, - возможно, Моденский собор и был задуман как гигантская каменная книга или как архитектурная иллюстрация к утерянному тексту?..


Полумрак, лишенный готического ужаса перед бездной, теплый полумрак, пропитанный запахами ладана, в котором слова Pater Noster медленно плывут и отталкиваются от высоких сводов…
Picture 025.jpg


Ну а что же Рим, античный или раннехристианский?
Есть ли в творении зодчих Каноссы хоть один отголосок прежних времен древнеримской Мутины, слышавшей раздраженную брань Марка Антония?
Picture 027.jpg
Пышные коринфские капители нефа – которых немецкие академики девятнадцатого века принимали за поздние цветы языческих капищ – на поверку оказались работой флорентийской школы, известной тщательной отделкой деталей… Может быть колонны из темно-красного гранита, поражающие своей безупречной отделкой поверхностей? – Это также едва ли египетский гранит Ассуана, использовавшийся для украшения императорских резиденций…


However...
Picture 026.jpg
Почти у самого входа – я обнаруживаю необычный предмет – капитель Пятого или Шестого века н. э., превращенную в чашу для святой воды. Грубая тили несколько наивная техника резьбы не оставляет сомнения, что она была вырезана уже после казни Боэция (524 г.)… Однако – темно-серый с оттенками светлого и голубыми вкраплениями мрамор из колонны-подставки похож на peperino из района Альбанских холмов близ Рима. Такой мрамор активно использовался для отделки общественных построек во Втором и Третьем веках…


Спешащая к утренней мессе девушка на мгновение погружает в холодную влагу пальцы…
Увы! Мне уже надо возвращаться и я быстрым шагом выхожу на Соборную Площадь, над которой плывет медоточивый звук колокола…
Picture 019.jpg
Текст, фотографии – С. Чаплин. Апрель 2012 г.

Назад