Римская нумизматика. Аналитика. Двойной кифарефор Августа.

Назад

Двойной кифарефор Августа1 : к вопросу о стилевом своеобразии чекана драхм Ликийской Лиги в эпоху раннего Принципата

Поводом к написанию заметки послужил необычный (неопубликованный) вариант портрета Августа на драхме Ликийской Лиги, датируемoй 30-19 гг. до Р. Х..
K1K2

Происхождение и описание: монета была приобретена в ноябре 2008г в нумизматическом салоне Spink (Лондон). Вес монеты 3,41г. Аверс: портрет Августа (без венка) вправо, размещенный в круге, круг несколько смещен вправо относительно центра аверса, монограмма ЛY (Lycia, Ликия), изношенность рельефа в высоких точках; пряди волос на висках и над ухом притерты. Реверс: две кифары в кольце из точек, расположенные горизонтально, монограмма МА (Masicytus/Myra); соотношение верхнего и нижнего штемпеля на 6 часов. Относительным аналогом указанного типа являются варианты  3307-3309 по RPC Vol. 12, и варианты по каталогу Троксел 121.1-121.23.

Краткий экскурс в историю Ликии и Ликийской лиги.

Расположенная на южном побережье Малой Азии, Ликия соседствовала на северо-востоке с Памфилией, на севере с Писидией; на юго-западе с Карией и Родосом по морю. Общая протяженность с востока на запад составляла около 80 миль и около 40 миль с юга на север4. Гористо-равнинный характер ланшафта в сочетании c живописнейшим морским побережьем в немалой степени способствовали развитию национальной идентичности и ликицйев и созданию самобытной культуры, корни которой уходят в глубокую древность. О высочайшем художественном уровне ликийской культуры уже в позднеэллинистический период может свидетельствовать такой памятник, как Алтарь Нереид из Ксанфа, который хранится сейчас в Британском Музее.
K3

Несмотря на относительную малочисленность населения региона сегодня, в античные времена население Ликии по разным подсчетам достигало 200 000 человек и имело развитую городскую инфраструктуру5. Ксанф, Патара, Телмес(ос), Миры; знаменитые местом проповедей Апостола Павла6, служения и жизни великого православного Святого, Николая Чудотворца Мирликийского; вот далеко неполный список городов ликийского царства и римской провинции Ликия. Будучи одним из древнейших народов Малой Азии (самоназвание ликийского этноса Термилы, Termilai), ликийцы достаточно успешно сопротивлялись греческой колонизации и экспансии ближневосточных народов. Так, в течение 6 века ликийцы устояли под натиском Креза и после вошли в состав персидской империи сохранив значительную часть автономности, выражавшуюся в собственной чеканке монет7.
До прихода Александра Ликия оставалась в зоне ответственности карийского сатрапа Мавзола, после смерти первого Ликия отошла Антигону, затем Птолемеям; но уже в 197 г. до Р. Х. Ликией на короткий срок завладел Антиох Третий. Во время Митридатовых войн Ликия была вынуждена сражаться против Рима на стороне Понтийского царя за что Сулла впоследствии наложил на нее в 84 г. до Р. Х. штраф в 20000 талантов, подлежащий уплате в 5-летний срок. По мере того как Рим начинал играть все большую роль в восточных делах роль Ликии неуклонно возрастала. Известно, что в 67 г. до Р. Х. ликийцы активно поддержали Помпея в его борьбе с киликийскими пиратами; еще сильнее значение Ликии сказалось в ходе Гражданских Войн, блестяще описанных Аппианом. Так, в походе Цезаря на Александрию приняли участие 5 ликийских кораблей (одна пятая всей флотилии); ликийцы отказались поддержать цезареубийц Кассия и Брута; за что последний предпринял карательный рейд и взял штурмом Ксанф после упорной осады.
После разгрома последних республиканцев под Филиппами в октябре 42г., новый властитель Востока, Антоний широким жестом возвращает Ликии "независимость", освобождает ее от уплаты налогов и выделяет средства на восстановление разрушенного Ксанфа. При Августе Ликийская Лига также играет видную роль, обеспечивая порты для подвоза снаряжения армий, задействованных  в подготовке Армянского и Парфянского походов; в 4 г. после Р. Х. в ликийском городе Лимира умирает от ран полученных в армянском походе молодой Гай Цезарь, считавшийся одинм из возможных наследников Августа. В ходе археологичесих раскопок проводившихся в Лимире в 70-е годы 20 века даже удалось обнаружить монумент, посвященный гибели Гая8. Лишь в 43 г. н. э. император Клавдий обьявляет Ликию римской провинцией (провинция Ликия-Памфилия), сохраняя, однако, право автономной чеканки за этим регионом, последний всплеск которой можно будет наблюдать в правление Гордиана и Транквилины.
По данным Страбона, в состав Ликийской лиги в определенный период входили 23 города. Управление осуществлялось с помощью своеобразного "конгресса" городских общин. Каждый из крупнейших городов имел право 3х голосов, средние имели по 2 и малые города по 1-му голосу каждый. Ананлогичный принцип действовал и в системе сбора податей и налогов. На "конгрессе общин" с помощью голосования также избирался "ликиарх" (верховный правитель Ликии). Говоря современным языком, в Ликии действовала система "развитой, суверенной демократии". В римский период Ликия была разделена на 2 административных округа, Краг и Мазикит, называемых  по имени существующих в тех районах гор, каждый из округов имел собственный монетный двор, с характерным обозначением местности чекана (KPA – Cragus; Ma- Masicytus). Скорее всего, появление этих округов следеует относить ко времени Суллы, разделившего Азию (Провинцию Азия) на 44 региона. Одной из главных причин подобного разделения, по мнению современных исследователей, была попытка облегчить сбор 20000 талантов контрибуции, упомянутых выше.
В цели очерка не входит подробное рассмотрение эволюции общественного строя; более интерeсным нам представляется дать краткую характеристику монетного дела Ликии в период Августа.
В 31-27 гг. до Р. Х. Ликия чеканила бронзовую и серебряную монету, номинал и вес которой в значительной степени повторял римские образцы. Так вес основной денежной единицы, ликийской драхмы ("двойного кифарефора" (3.35-3.85г, 3.6 г в основной массе); ), лишь незначительно уступал весу римского денария (3.80-3.60г)9; вес гемидрахмы ("кифарефора", 2.05-1.3г) во многом соответствовал весу римского квинария. Напоним, что после некоторого перерыва чекан последнего был возобновлен Марком Антонием и Лепидом в 43-42 гг. до Р. Х. и продолжен  Антонием и Октавианом в 39 и 29 гг до. Р. Х., из серебряных монет также чеканилась четверть драхмы. Номиналы ликийской бронзы соответствовали римским сестерцию и дупондию10.
Определение стиля ликийской серебряной чеканки,  как "простого и механического"11, вступает в резкое противоречие с особенностями рассматриваемого экземпляра. Действительно, практически все рассматриваемые в каталоге Трокселл штемпели драхм августовского периода отличаются упрощенно-функциональной трактовкой образа Августа, выражающейся в пренебрежении лицевыми поверхностями; слабой проработкой физиогномики, и схематическим подходом к прическе; изображением шейных мышц зачастую просто пренебрегают. Портрет в большинстве случаев выполнен резкими, "острыми" линиями, которые, несмотря на резкий контраст с предшествующей традицией малоазийского портрета, достигавшей высокой выразительности и "жизнеподобности" изображаемых персонажей, имеют свой собственный, пусть и несколько угловато-варварский стиль.

K4


K5K6
http://www.coinarchives.com/a/results.php?search=Augustus+Lycia+&s=0&results=100

Между тем,  рассматриваемый экземпляр отличается несомненно более глубокой проработкой деталей лица и шевелюры Августа. Так, волосы уложены в нескольких направлениях и на разных участках (на лбу, макушке, висках и шеи) что делает их безусловно более "живыми", нежели на большей части ликийских штемпелей. Мы видим не только характерную августовскую челку "трезубец", но и легкий вихорь на макушке; ушная раковина и шейные мышцы также проработаны более тщательно. Отдельно следует скакзать о попытке резчика передать задумчиво-напряженный взгляд кесаря, усиливаемый подчеркиванием височной складки кожи и выразительным контуром шейной мышцы в полобороте головы.. Наконец, губы, нос и подбородок обрисованы мягкими, но не лишенными строгости линиями..
В значительной степени из-за необычно "крупной" шеи и властной посадки головы этот портрет кажется больше походит на изображение верного друга и соратника Августа, Агриппы.
K7K8K9

Однако, несмотря на весь соблазн такого предположения, гораздо больше оснований, на наш взгляд, имеет версия о резчике не-ликийце, воспитанном в условиях традиций эллинистического портрета. Речь, конечно, идет о резчиках штемпелей малоазийских кистофоров и, в первую очередь, о резчиках Пергамской школы. Как считается, кистофоры Пергамской группы начали чеканиться вслед за Эфесcкой и, по мнению Вудварда, являют собой заключительный этап чеканки кистофоров Августа, приходящийся на 19-18гг. до Р. Х12. В известной монографии Сазерленда, "Кистофоры Августа", Пергамская серия классифицирована как Группа No.7, резко отличающаяся от всех остальных стилистикой и количеством известных вариантов портрета Августа13. По словам Сазерленда, данная группа являeт собой образцы портретов с "прекрасной выразительностью, великолепно сделанные и достаточно крупные..,  с высоким рельефом на начальном этапе"14.
Тщательно проработанная физиогномика, пряди волос, живое выражение лица цезаря несомненно сближают Пергамскую школу с лучшими достижениями эллинистической пластики, явленную в портретах Лисимаха, Митридата, Аттала и других правителей.
Приводимые ниже образцы августовских кистофоров Пергама, по нашему мнению, имею много общего с ликийским кифарефором особенно в области непринужденно-свободной трактовки портрета Августа.
K10K11K12
http://www.coinarchives.com/a/results.php?search=Augustus+Cistophorus&s=0&results=100

То, что публикуемый нами двойной кифарефор однозначно выбивается из общего ряда ликийских  штемпелей и по своему характеру свидетельствует о влиянии Пергамской школы резчиков, несомненно. Однако, какими причинами может обьясняться это влияние?
Утверждать "не-ликийское" просихождение резчика мы не беремся.
Вполне вероятно, он мог быть автохоном этой местности, прошедшим определенную стажировку в Пергамской школе; он мог быть и пергамцем, отправившимся на поиски работы после завершения чеканки кистофорных серий (около 18г. до н.э.). Но, возможно, что перед нами экземляр двойного кифарефора, отчеканенного в Пергаме для нужд Ликии… Мы можем строить догадки бесконечно…
Однако в любом случае этот вариант штемпеля представляет собой интересное дополнение к собранию штемпелей чекана Ликийской лиги 27-14 гг. до Р. Х., опубликoванному Троксел и дает повод для размышлений о переплетении художественно-изобразительных традиций, действовавших в юго-западной части Малой Азии в эпоху раннего Принципата.

....................................................................................................................................................................................................

1. Кифарефор(ы) - название, использовавшееся в античности для обозначения драхм и гемидрахм Ликийской лиги, которые имели изображение кифары на реверсе. Одна кифара изображалась на гемидрахме; в эпоху Августа на драхмах помещали изображения 2х кифар; поэтому мы в нашем случае мы используем термин "двойной кифарефор".

2. RPC, Vol. 1 No. 3307-3309

3. Troxel H. A. The Coinage of the Lycian League. NNM, New York 1982. Отметим, что монография - каталог Троксел является специальным изданием, посвященным чекану Ликийской Лиги; в то время как издание Roman Provincial Coins (RPC) прдеставляет собой универсальный энциклопедический справочник по провинциальному чекану более широкого профиля.

4. A Classical Map of Asia Minor by W. M. Calder and G. E. Bean

5. Broughton T. R. S. “Roman Asia Minor”, in An Economic Survey of Ancient Rome, vol. 4. Baltimore, 1938.

6. Fant C. E., Reddish M. G. A Guide to Biblical Sites in Greece & Turkey. Oxford, 2003. Pp. 254-258

7. Troxell, Op. cit., p. 6

8. Mellink M. Archaeology in Asia Minor , AJA 79 (1975), p. 212; 80 (1976), p. 274

9. Вес рассматриваемого экземплярa (3,41g), как мы видим, вполне соответствует норме.

10. Troxell, Op. cit., pp. 185-226. Определенный интерес представляет полемика вокруг истолкования монограммы СА на реверсах ликийской бронзы (по мнению Сазерленда она должна обозначать "Провинцию Азия"/ Commune Asiae; тогда как по мнению других исследователей, она может являться сокращением титула "Цезарь Август"/ Caesar Avgvstvs); в этом контексте любопытной является трактовка венка на портретах Августа (кстати, полностью отсутсвующая на "двойных кифарефорах"), идентифицируемого Сазерлендом как “corona navalis” ("за победу в морском сражении", т. е. "за битву при Акции").

11. Troxell, Op. cit., p. 178

12. A. M. Woodward. The Cistophoric Series and its Place in the Roman Coinage/Essays in Roman Coinage presented to Harold Mattingly. Oxford, 1956. Pp. 153-154

13. C. H. V. Sutherland. The Cistophori of Augustus. London, 1970. P. 117

14. C. H. V. Sutherland. Ibid, 117

Назад

 
статистика