Римский альбом: заметки об архитектуре, нравах и обычаях имперских народов. Римский маяк в Дувре

Назад

Римский маяк в Дувре.


Грандиозность,  размах, размер, тщательность деталей отделки - вот что всегда поражало меня в архитектуре античного Рима.
«Стоит лишь устремить взор вверх, к примеру, на капители колонн храма Юпитера в Баальбеке, как сразу понимаешь, что пред тобой нечто большее, чем раздутый до чудовищных размеров эллинизм. Структурно в нем нет ничего, что связывало бы его с эллинистическим миром. Хотя в действительности и существовали два-три греческих храма, которые по своему первоначальному плану (но не по исполнению!), если можно судить по оставшимся следам, являли еще большую дерзость духа, чем Баальбек, концептуально Баальбек, который строился уже во времена Нерона, – явление совершенно другого уровня (world apart)».
Так восторженно писал пятьдесят лет назад о римской архитектуре сэр Мортимер Уиллер. Но в полной мере разделяя точку зрения старого льва на симфонический характер звучания римского духа в камне, невозможно не добавить еще одну характеристику римских имперских сооружений - их идеальное расположение  в окружающем пейзаже.
Идет ли речь о гигантской чаше Колизея, застывшей на дне долины между Целием и Эсквилином, пролетах акведука близ испанской Таррагоны – везде мы видим следы дружбы с гением места. Может быть, созерцание прекрасного и безупречно вписанного в пейзаж строения должно рождать мысли о величии Империи, а прекрасный вид, открывающийся с его вершины, напоминать о Провидении, неуклонно заботящемся о Гении Римского Народа?.. Даже места легионных стоянок Агриколы в дождливой Сноудонии (Северный Уэльс) являют такое единство практичного подхода и видения красоты местности, что невольно начинаешь узнавать в римском полководце предшественника изобретателей английского пейзажного парка.
Месторасположение римского военного маяка в Дубрисе (современный Дувр) может служить доказательством упомянутого союза Гармонии и Беллоны.  И, хотя с вершины холма не увидеть отрогов знаменитых белых дуврских скал, ставших визитной карточкой местности, распахивающаяся панорама моря в сторону Галлии завораживает своим величественным спокойствием.


Вид на бухту Дубриса. В нижней правой части видны остатки земляных укреплений восемнадцатого века. Дуврский порт уже почти две тысячи лет используется в качестве морских ворот Британии, каждые пятнадцать минут можно видеть отправляющиеся или прибывающие паромы со стороны Кале.
Picture 123.jpg


Вообще, следует отметить, что римляне с присущей им практичностью и любвью к симметрии построили два маяка по обе стороны порта. К сожалению, до нашего времени дошла башня лишь одного из них, расположенного на территории исторического заповедника Castle of Dover.


Вид на римский маяк Дубриса со стороны Castle Hill.
Picture 113.jpg


Напоминающий шахматную ладью, задвинутую Провидением в угол доски, римский маяк (именуемый во всех путеводителях Фаросом, Pharos) сохранил почти три четверти своей первоначальной высоты. Сегодня он является самым высоким римским сооружением на Острове, его высота достигает почти 24 метров (около 80 римских футов). Превращенный в церковную колокольню еще до прибытия Вильгельма Завоевателя, он, конечно, не избежал многочисленных перестроек. Однако характерные для Средиземноморья слои обожженного красного кирпича, разделяющие массу серого известняка на аккуратные отрезки, хорошо различимые и сегодня и являются тем признаком римского архитектурного почерка, который ни с чем не спутаешь.
Picture 140.jpg


Практически вплотную к маяку примыкает англо-саксонская церковь St. Mary-in-Castro, построенная около 1000 г. Этот редкий образчик раннесредневековой «морской» церкви, скорее всего, является сооружением, воздвигнутым на руинах римской казармы или складского помещения. Приблизительную реконструкцию римского локуса можно посмотреть по ссылке
http://www.durolitum.co.uk/articles/dover.html


Саксонская церковь, римский маяк и колокольня Новейшего Времени, поставленная викторианским архитектором Уильямом Батерфилдом в 1888 году, напоминают три шахматные фигуры,  застывшие в ожидании партии. 
Picture 112.jpg


Хотя, возможно, эта партия (если понимать бесконечную борьбу камня с дождем и ветром) идет уже не одно столетие.
Когда был построен маяк в Дубрисе? Большинство исследователей сходится во мнении, что это произошло  в Первом веке новой эры, вскоре после завоевания южной части острова легионами Клавдия. Вероятно, гавань Дубриса была местом основной стоянки Classis Britannia, флота подарившего римской истории таких узурпаторов, как Караузий и Аллект.
Юго-восточный вход в башню маяка. Хорошо различима типично римская сводчатая конструкция.
Picture 131.jpg


Меня несколько неприятно удивило запустение, царящее внутри башни. Как правило, даже на месте небольших памятников в уездных городках и деревеньках обычно стоит нечто вроде ларька-музея, где можно купить буклет и прочитать об истории места. Однако здесь меня ждал затхлый запах плесени и скелеты мертвых птиц на растянутой проволочной сетке.
Римский маяк изнутри (снизу вверх).
Picture 133.jpg

Убожество внутри с лихвой окупается великолепными видами снаружи. Возможно все деньги, выделяемые правительством, уходят на содержание Дуврского Замка?


Громада Дуврского Замка (в левой части снимка) и римский маяк.
Picture 122.jpg


Выйдя из башни, ощупываю римский кирпич. Нагретый солнцем, он встречает меня радостным теплом, как старого друга. Сколько таких же кирпичей держал я в руках в Риме, Карфагене или Константинополе!.. Но этот особенный. Как символ несгибаемого римского характера, он несет мощнейший энергетический заряд через толщу веков, ураганов, штормов, осаждавших эти башенные стены, но так и не сломивших ее мужества…
Picture 139.jpg


Предзакатное солнце отбрасывает последние лучи и, фотографируя тень на траве, вдруг понимаешь, какую иллюстрацию к книге «Человек перед лицом Истории» ты бы мог предложить…
Picture 118.jpg


Однако музейные смотрители вежливо торопят и, бросив беглый взгляд с замковых стен на «последний паром» в сторону Галлии, начинаешь медленный спуск с холма через портовый город, где шумит и кипит веселая, но совершенно другая жизнь…
Picture 167.jpg


Все фотографии выполнены С. Чаплиным в октябре 2011  года.

Назад