Римский альбом: заметки об архитектуре, нравах и обычаях имперских народов. Целиев Холм. Clivus Scauri и ее окрестности.

Назад

Целиев Холм. Часть Вторая.
Clivus Scauri и ее окрестности.

Для того, чтобы в полной мере ощутить застывшее кирпичное цунами Нероновой мегаломании достаточно сделать лишь несколько шагов вверх от "западных трибун" Колизея.
По общепринятому мнению, Нерон построил Нимфей уже после пожара 64г. до Р. Х., использовав часть инфраструктуры Храма Божественного Клавдия в качестве раcходного материала. Нимфей примыкал к садам знаменитого Золотого Дома и почти достигал подножия Эсквилина.
Сегодня на части его территории располагается Антикварий, где собраны  фрагменты римской скульптуры, найденные при раскопках.

Западные ворота Нимфея или перестроенная Нероном гигантская платформа Храма Божественного Клавдия, сооруженная в нижней части Целиева холма. Август 2010.

1

То, что так похоже на руины немецкого форта "Врангель" в Кенигсберге, на деле лишь бесконечная ария римского кирпича, к горлу которой прилипли жалкие решетки музейщиков. Вход в Нимфей запрещен по причине якобы проводящейся реставрации, однако,  мне трудно поверить, что в бюджете Берлускони нашлись деньги на проведение ремонта коммуникаций, растянувшихся под землей на несколько километров.
Скорее всего, обычные меры против черных копателей и докучливых спелеологов, один из которых уверял меня, что знает как добраться до Нимфея по подземным корридорам, ведущим из Клоаки Максимы...

Доходя до Виа Сан Стефано Ротондо, Виа Клавдия упирается в группу памятников: остатки Неронова акведука, Кастра Перегрина, подземный митреум Сан Стефано Ротондо, арка Долабеллы, ведущая через Кливус Скаври (Clivus Scauri) к Храму Божественного Клавдия и римским инсулам Сан Джованни и Паоло, - все они заслуживают самостоятельного рассмотрения.
Начнем с наиболее древнего памятника, расположенного на этом перекрестке, арки Долабеллы и Силана. Сооруженная в 10 году по Р. Х. она, скорее всего, представляет собой августовскую реконструкцию старых Республиканских Ворот (Porta Caelimontana) в Сервиевой Стене.
Едва различимая, полустершаяся надпись на выветренном мраморе гласит:

P. Cornelius P. f. Dolabella / C. Iunius C. F. Silanus flamen Martial(is) / co(n)s (ules) / ex s(enatus)  (onsulto) / faciundum curaverunt idemque probaver(unt)

“Консулы П. Корнелий Долабелла, сын Публия, и Гай Юний Силан, сын Гая, жреца (фламина) Марса, по распоряжению Сената обеспечили сооружение и ввод объекта в эксплуатацию”.

Арка Силана и Долабелла с частью пристройки Неронова Акведука (август 2010 г.)

2


3

Вид на Арку Долабеллы со стороны улицы Кливус Скаври. Март 2007 г (после дождя).

4


В отличие от арок Тита и Септимия на Палатине, осмотр которых ограничен часами работы Римского Форума, Арки Аргентариев (см. наш очерк "Виминал") и арки Константина, по периметру окруженной решетками, под аркой Долабеллы можно пережидать дождь, снег и палящее солнце в любое время суток.
Какое наслаждение трогать горячий со дной стороны и холодный с другой, римский мрамор, думая о двухтысячелетней чепухе вроде той, о которой писал Катулл в стхотворении про "воробышка".
С эпохи Просвещения арка Долабеллы занимает прочную позицию в путеводителях, аристократы, совершающие обязательный для джентельмена Grand Tour или паломиничество к памятникам культуры в Италии, упоминают ее в своих мемуарах.
Что мог сказать об арке Долабеллы шотландский писатель, ловелас и путешественник, Джеймс Босвел, оставивший нам наряду с "Жизнеописанием Сэмюэла Джонсона" путевые заметки о Риме восемнадцатого века?

Я помню ночь и Арку Долабеллы,
Корсет под юбками у донны Стеллы,
Разрывы кружев, неги возглас гулкий,
И факельную копоть в переулке.
О, миг любви, блаженный и горячий,
В углу, воняющем мочой собачьей,
Шум экипажа, теплый дождик мелкий,
И на часах две слипшиеся стрелки...

Впрочем Босвел такого не говорил, ему было достаточно, что жена Жан-Жака Руссо восхищалась его прозой.

Эсквайр Джеймс Босвел, автор бессмертной "джонсонианы" и  путешественник.
5

Улица, начинающаяся за аркой, неброская с виду, Кливус Скаври, является одной из древнейших в Риме. Историки римской топографии относят ее сооружение к периоду политической активности Марка Эмилия Скавра, римского цензора 109 г. до Р. Х.

Вид на Кливус Скаври через Арку Долабеллы. Август 2010

6

Была ли улица местом "родового гнездовья" Скавров сказать трудно. Представители этого рода могли владеть определенным количеством располагавшейся на данной улице недвижимости.  Из всего рода Скавров мне интересен помпеев "корсар пустыни", сын упомянутого Марка Скавра и Цецилии Метеллы Далматики (Далматийской), Марк Эмилий Скавр Младший (МЭСМ).
Во время завершающей фазы митридатовых войн Помпей назначил МЭСМа ответственным за Иудею, раздираемую гражданской войной между двумя братьями Гирканом и Аристобулом. Осажденный набатейским царем Аретой Третьим, Аристобул попросил Помпея разрешить МЭСМа вмешаться. Последний принудил набатейского царя к миру, заставив снять осаду. Однако Аристобул обвинил Скавра в вымогательстве тысячи талантов. Ловкий Скавр, по всей видимости, умело использовал свое родство с Помпеем (победитель Митридата какое-то время был женат на сестре МЭСМа Эмилии Скавре) и сумел убедить его в "предвзятости" суждений оппонента. В итоге Помпей принял решение оставить Иудею за Гирканом (63 г. до Р. Х.). Жестокое избиение евреев, устроенное Скавром в Иудее, отмечено в одном из Свитков Мертвого Моря.
После возвращения Помпея в Рим МЭСМ устремляется за Аретой Третьим и осаждает набатейского царя в Петре (Счастливой Аравии). Снять римскую осаду удается после того как Арета оказывается вынужденным заплатить лично Скавру триста талантов за моральные издержки...
Возвратившись в Рим в ранге курульного эдила в 58 году до Р. Х., на часть вырученных от иудеев и набатейцев средств МЭСМ организует гладиаторские игры, проведенные с небывалым размахом. На отчеканенном в это время денарии Скавра мы можем видеть коленопреклоненного "царя арабов" Арету с характерным верблюдом, символом Счастливой Аравии.

7

По замечанию Кларидж, улица Скавров была частью Триумфального Пути, начинавшегося в эпоху Республики как раз около Порта Челимонтана (в настоящее время Арки Долабеллы) и ведущего на Капитолий. Tриумфальные колесницы Скавров могли проезжать по Clivus Scauri.

Богатая архитектурными памятниками часть начинается сразу за пьяццей Сан Джованни и Паоло, на которой располагаются руины Храма Божественного Клавдия.
С левой стороны пьяццы видны остатки строений, предположительно относящихся к собственности древнего римского рода Анициев, давшего истории много фигур, среди которых выделяются Святой Григорий, победители иллирийских племен, друзья Цицерона и наместники провинций при Цезаре. К сожалению, парковка пьяццы в тот день была плотно заставлена автотранспортом и сфотографировать "городскую усадьбу Анициев" у меня не получилось.

Немногим лучше обстояло дело и с фотосессией внутри базилики. Богатая римская свадьба, около ста человек гостей и родственников, набившихся битком в небольшое пространство церкви делали крайне неудобной работу с объективами.

Прибытие гостей на свадьбу в базилику Сан Джованни и Паоло.
8

Более того, когда я доставал телевик, ревнивые доны подозрительно косились, видимо предполагая, что я хочу разглядеть получше "пышных персей колыханье" их величеcтвенных спутниц в глубоких декольте. "Инглезе, прего...", говорили мне с ухмылкой старые матроны, много повидавшие на своем веку. Но я был лишним на этом празднике сливок римского общества в духе зрелого Рубенса, потому быстро вышел вон.

Вход в базилику Сан Джованни и Паоло.

9
Заложенная на деньги римского сенатора Паммахия около 410 г. н. э., базилика была построена на месте мученической смерти двух братьев, Джованни и Паоло в 362 году, во время правления Юлиана Отступника. Хотя и сильно перестроенная в 18 столетии, базилика, тем не менее, сумела сохранить первоначальные черты постройки Пятого Века.
Раскопки, проведенные под ее фундаментом в 1887-1894 и 1913 годах, открыли целый пласт строений, в том числе инсул эпохи Ранней и Зрелой Империи. Определенное представление, как одно здание “прорастало” сквозь другое, можно получить, если заглянуть во внутренний двор базилики, ныне занимаемый садом католического ордена отцов-пассионистов, или воспользовавшись приводимым ниже чертежoм.

10

Одна часть боковых перекрытий Пятого Века (простирающаяся над Кливус Скаври) дошла до нашего времени практически без изменений.

11
Открыв неприметную дверцу в стене базилики, выходящей на Кливус Скаври, обозначенную на схеме как Ingresso agli scaviб путешественник попадет в расположенный под базиликой музей "Римского Дома". Последний замечателен не только чудными фресками и прохладным полумраком, где набираешься новых сил для борьбы с римской жарой. Там работают милейшие римлянки-экскурсоводы. Одна из них, яркая брюнетка с волосами, достойными кисти Бронзино или пера Марини, любезно согласилась провести экскурсию по подземелью.

Между нами состоялся разговор примерно следующего содержания

-Синьор, наверное англичанин?
-Hе угадали. Еще одна попытка?
-Наверное, Вы американский итальянец.
-Я донской казак, но живу в Англии.
-Как интересно. А что Вы делаете в Риме?
-Я приехал на могилу к великому русскому поэту, умершему в эмиграции, Вячеславу Иванову (Я действительно думал в тот приезд съездить на могилу В. Иванова, но не получилось). Его переводами из Леопарди я всегда восхищался.
-Я не очень люблю современную поэзию.
-Но Леопарди - это девятнадцатый век.
-А Вы зануда.
-Согласен, именно это качество моего характера заставляет меня, спасаясь от жары, коротать время, разглядывая римские фрески.
-Вы любите древнеримскую живопись?
-Мне нравится как передано напряжение изображаемого момента без видимой перспективы, но с ощущением линейной свободы, ибо тела как бы парят в пространстве, не стесненные никакими условностями. Мне нравится это свободное парение тел.
-Но согласитесь, именно это свойство фресок придает римской живописи элемент некой театральности и декоративности..

К сожалению, многообещающее начало разговора было прервано появлением молодого небритого итальянца, который, заглянув в атриум, где мы вели галантную беседу, что-то быстро сказал  Присцилле (имя, разумеется, вымшленное), бросив на меня колючий взгляд.

"Линейная свобода" и "парящие тела". Фреска из Комнаты Гениев. Музей Римского Дома под базиликой Д&П.

12

Любопытной является фреска, расположенная на западной стене Римского Дома, около фонтана, встроенного в уютный нимфей. Символизм изображения до сих пор не нашел удовлетворительного объяснения. По одной из версий на фреске изображена Прозерпина (древнеримск. Либера), возвращающаяся из Подземного Царства в начале весны. Она отдыхаeт (??) на небольшом острове в компании своей матери Цереры и брата Вакха.

13

По другой версии, на фреске мы видим Венеру Морскую, покровительницy моряков, что подтверждается фигурами эротов в лодках. Лично меня заинтересовала накидка, которую предполагаая Венера держит своей над головой. Подобное изображение мы видим в образе Европы на денарии Валерия Ацискула. Но, может быть, развернутая ткань есть изображение колеблющейся морской стихии?

14

В конце концов, неудовлетворенный комментариями схоластов, я придумал версию, согласно которой на фреске мы видим Венеру, ее сына Энея и воспевшего их поэта Вергилия. По-моему, фигура слева в венке (?) и походном плаще и есть великий поэт…

Когда я выбирался из прохладных подземелий наружу, дуэнья-билетерша сообщила, что Присцилла и Марио (так очевидно звали молодого итальянца) отправились на обед и скоро вернутся. Однако мои намерения лежали в другом направлении и я откланялся.

Продолжение следует.

Назад

   
статистика