Римский альбом: заметки об архитектуре, нравах и обычаях имперских народов. Целиев Холм. Храм Божественного Клавдия.

Назад

Целиев Холм. Часть Первая.
Храм Божественного Клавдия.

Примыкающий с одной стороны к Эсквилину, и к Палатину с другой, ограниченный Виа Аппиа и вытянутый, как длинный язык, Целиев холм, неотделим от трехтысячелетней истории Лация и Рима.
Его первоначальное имя -Mons Querquetulanus, - Дубовая Гора, было, согласно античным источникам, заменено на Целий (точнее, Целиев) после того как на его склонах разбила лагерь армия этрусского полководца Целия Вибиенны (Caelius Vibienna). Напомним, что целью прихода этрусков былo стремление посадить на престол шестого римского царя Сервия Туллия (578 г. до. Р. Х.).
О значимости дубрав Целия говорит и древнеримское предание, согласно которому в одной из окрестных рощ состоялось "свидание" легендарного царя Нумы с нимфой Эгерией. Впрочем парки Целиева холма с семейными склепами Сципионов и колумбариями вольноотпущенников и сегодня прекрасно передают этy идиллическую атмосферу древних рощ.

По словам знатока римской топографии, Филиппо Коарелли, на Целиевом Холме в ранне-Республиканскую эпоху было сооружено святилище Плененной Минервы / Minerva Capta (241 г. до. Р. Х.), связанноe с одним из фалернских культов.
Храм Минервы, предположительно находился там, где сегодня стоит церковь Кватро Коронати (SS Quattro Coronati). Вероятно также неподалеку располaгались небольшое святилище Дианы и храм Геркулеса Победителя, построенный разрушителем Коринфа и усмирителем греков Луцием Муммием (Lucius Mummius) где-то между 146 и 142 годами до Р. Х.

Денарий Луция Купиения (L. Cupiennius), отчеканенный в Риме в 147 году до. Р. Х., за год до разрушения Коринфа. Такие денарии звенели в кожаных кошельках легионеров, возвращающихся из греческого похода.
На лицевой стороне изображение Ромы с рогом изобилия, на оборотной - победно скачущие римские всадники - божественные братья Диоскуры (Кастор и Поллукс). Обратим внимание на энергичную экспрессию и динамизм образов. Натиск Рима продолжaется. Sydenham, 404.

1

Один из парков Целиевого холма, Вилла Челлимонтана.
Возможно на ее территории расположены руины храма Геркулеса, некогда воздвигнутого Мyммием. Фотография сделана в марте 2007 года.

2

Kак приятно, вдыхая тонкий запах пиний, ступать по аллеям, разглядывая чуть присыпанные хвоей римские надгробия: “Dis Manibus, Hic Jacet…/ Здесь покоится в руках богов...", далее неразборчиво, "Луций или Гай... ".
Кто он, этот неизвестный римлянин? Был ли он в рядах завоевателей Греции? Вряд ли. Большинство могильных плит парка Виллы Челимонтана относится к периоду Ранней Империи или Пяти Хороших Императоров.

На рубеже Первого Века Р. Х. Целиев холм переживает период бурной застройки. Наряду с патрицаианскими виллами возводятся инсулы для обычных горожан, строятся казармы для солдат из легионов Провинций (Кастра Перегрина), задействованных в несении патрульно-полицейской службы. Предположительно в секторе между сегодняшними Виа Челимонтана и Виа Клавдия Нерон строит крупный торговый центр Мацеллум Магнум, стремясь перенести сердце деловой жизни от подножия строгого Римского Форума на более космополитичный Целиев холм.
Впечатление о том как выглядел комплекс можно составить по известному дупондию Нерона, отчеканенному в честь его открытия.

3

Вершиной развития Целия в императорскую эпоху можно считать сооружение на его территории резиденций, в которых проводили время такие правители, как Марк Аврелий и Коммод. Знаменитая конная статуя Марка в Капитолийском Музее долго время стояла на Целиевом холме, где в течение пятиста лет ее ошибочно принимали за статую Константина Великого и только поэтому не отправляли на переплавку.

Однако целью настоящего очерка не является описание истории Целия или всех его памятников. Мы планируем дать краткий обзор основных достопримечательностей в ряде заметок, посвященных наиболее значимым, с нашей точки зрения, местам.
Начать эту серию мы хотели бы с небольшого очерка, посвященной Храму Божественного Клавдия.

4

Божественный Клавдий.
Даты жизни (01.08.10 до Р. Х. - 13.10.54 н. э.)
Даты правления (24.01.41 н. э. - 13.10.54 н. э.)

Брат знаменитого Германика прежде чем стать императором долгое время по причине своего слабого здоровья едва ли воспринмался как серьезная фигура политического антуража. Известны высказывания его матери, Антонии, назвавшей Клавдия "ошибкой природы". Насмешливо-язвительные слова Сенеки, вопрошавшего, "кто будет верить в такое божество" (Sen. Apocol. 11), произнесенные после деификации Клавдия, наверное, отражают общие настроения придворных кругов.
Клавдий, похоже, страдал одной из форм аутизма или психическим расстройством личности, что, однако, не помешало ему заниматься историческими изысканиями в области этрускологии,  трижды состоять в браке и организовать военную экспедицию в Британию.
Если закрыть глаза на жесткую казнь Мессалины и другие печальные события его правления, я был бы склонен причислить Клавдия к сонму "хороших императоров".

Прежде чем приступить к описанию памятника, отметим роль, которую сыграл сам Клавдий в развитии императорского культа. Еще при правлении Тиберия он входит в число жрецов культа Божественного Августа, а после убийства Калигулы препятствует Сенату предать память об его имени  проклятию (damnation memoriae) очевидно опасаясь, что подобное действие может повредить престижу императорской власти и репутации дома Юлиев-Клавдиев (Suet. Div. Claud. 9), (Cass. Dio, 60.4). Также по его настоянию божественные почести воздаются Ливии, несмотря что при жизни она противилась любым попыткам деификации.

Отчеканенный в Эфесе кистофор подчеркивает значение, придававшееся Клавдием эффективной пропаганде культа Августа в греческих провинциях.

5

Впрочем Клавдий стремился избегать излишней помпы в отношении собственной персоны. Несмотря на обожествление его имени на греческом Востоке, он "запретил любые жертвоприношения в свой адрес" (Cass. Dio, 60.5).
Науке известен факт существования греческой версии Храма Божественного Клавдия на острове Кос, в своем письме к императору Траяну Плиний Младший также упоминает о храме, сооруженном в честь Клавдия, однако,точно датировать сооружение этих построек не представляется возможным (Plin. Ep. 10.70).
Культ Божественного Клавдия провозглашается в Риме практически сразу после его смерти 13 октября 54 г. Р. Х. Тацит и Дион Кассий отмечают погребальные почести, воздаваемые Клавдию; по их свидетельствам, они во многом повторяли церемонию погребения Августа сорока годами ранее. Видимо, немногим позднее Агриппина приступает к сооружению Храма Божественного Клавдия на Целиевом холме.

Фрагмент фасада Храма Божественного Клавдия.
Снимок со стороны Пьяцца Сан Джованни и Паоло. Август 2010.

6

По замечанию Лоухидa, начало строительства храма в честь усопшего императора на таком второстепенном по значению холме, как Целиев, да к тому же еще и связанного с именем одного из этрусских полевых командиров, содержало в себе элемент злой насмешки над покойным, ибо Целиев холм из-за многочисленных таверен, лупанариев и рынков был злачным местом.

Параллельно со строительством храма в Риме аналогичный храм закладывается в Камулодунуме, в Британии, провинции, завоеванию которой Клавдий посвятил немалую часть императорского времени.
В глазах Сенеки, это выглядит пощечиной Клавдию (ибо дикие варвары теперь будут поклонятся императорскому образу) и вызовом местным дикарям, для которых сей храм будет постоянным напоминанием о римской тирании (Sen. Apocol. 8.).
Более того, восстание иценов 61 года, во время которого было истреблено значительное количество римлян, Тацит напрямую связывает с возведением Храма Клавдия, который был разрушен восставшими до основания (Tac. Ann. 14.31.).

Дидрахма, отчеканенная в Каппадокии и прославляющая британский триумф Клавдия.

7

В правление Нерона, открыто называвшего Клавдия "выжившим из ума старым болваном", культ Клавдия практически прекращает существование.
Нерон не только отменяет декреты приемного отца и запрещает воздавать ему почести, но и останавливает строительство храма, используя его восточную платформу, как подпорку для своего циклопических размеров нимфея, предваряющего вход в знаменитый Золотой Дом.

Руины юго-восточной стены Неронова Нимфея на Целиевом холме.
Вид со стороны современной Виа Клаудиа. Август 2010.

8

Реанимация культа Клавдия состоится при Флавиях, а точнее при Веспасиане, который достроит Храм Божественного Клавдия на Целии, как об этом сообщает Светоний (Suet. Div.Vesp. 9).
Есть основания полагать, что Веспасиан реконструировал и храм-близнец Клавдия в Камолодунуме.

То немногое, что дошло от Храма Божественного Клавдия до наших дней, размещается на огромной каменной платформе размером 175 на 200 метров, сооруженной на склоне Целия для приданию храму большей устойчивости при возможных оползнях.

Храм Божественного Клавдия и пьяцца Сан Джованни и Паоло. Август 2010.

Открытые ворота ведут во внутренний сад ордена отцов Пассионистов.
Обычно они закрыты для посетителей и чтобы совершить осмотр руин надо договариваться с кем-то из священнослужителей, но в тот день мне повезло, ибо в шла большая римская свадьба и ворота были открыты.
Прекраснотелая римлянка сочеталась браком с одним из карабинеров, тут же были все матроны и крестные отцы с многочисленной родней.
Карабинер (старше невесты), кажется полковник по званию, привел с собой на церемонию чуть ли не взвод юнцов в парадной форме и саблями...
Мне же бракосочетание напомнило кадры из фильма Милоша Формана "Вальмон", когда красотка Сесиль выходила замуж за кавалера Де Жеркура. Что поделать, я люблю Шодерло де Лакло и французский галантный роман XVIII века..

9
10

Другая часть фасада храма, сложенная из грубо обработанных блоков римского травертина выглядит еще более внушительно, несмотря на позднейшие пристройки.
Кларидж утверждает, что травертин специально оставили неотшлифованным, стремясь угодить антикварным пристрастиям Клавдия, любившем этрусскую архаику в архитектуре. Аналогичные примеры древнеримского ретро “а ля Клавдий” можно видеть в таких сооружениях, как Порта Маджоре, арочные своды акведука Аква Вирго и других.

11

12
Внизу под могучими сводами, на некоторой глубине находится часть древнеримской улицы, взгляд с уровня которой позволяет оценить грандиозность замысла. Вообще, надо сказать, что сам вход в Сады Пассионистов является ничем иным, как самой настоящей античной улицей, используемой в служебных целях католическим духовенством! ..

Очень незначительная часть сохранилась от северной части храма.
По предположению Коарелли, там могли располагаться террасные сады с фонтаном (если он только не позднейшая пристройка Неронова периода). Мраморный фрагмент этого фонтана, изображающий корабельный таран в виде головы кабана сегодня можно увидеть в Музео Нуово Капитолино.
Фрагмент юго-восточной стены Храма Божественного Клавдия с позднейшими напластованиями. Август 2010.

13

Тишина монастырского сада, тень и прохлада, отбрасываемая имперскими руинами на одну из древнейших улочек Целия, раскаленная августовским солнцем пьяцца Сан Джованни и Паоло с раннесредневековой церковью, под уровнем которой располагаются полные удивительных фресок античные инсулы, делают сие место крайне привлекательным для любого поклонника римской старины.

Список использованной литературы.

  1. C. Lougheed. The Cult of Divus Claudius: Scope and Survival. 2006

http://cac-scec.ca/concours_essais/06_Lougheed.pdf

  1. S.R.F Price, Rituals and Power: The Roman Imperial Cult in Asia Minor, Cambridge, 1984
  2. F. Coarelli. Rome and Environs. London, 2007.
  3. A. Claridge. Rome. An Oxford Archeological Guide. Oxford, 1998.

Продолжение следует.

Назад

   
статистика