Методы воспитания детей. Какие существуют методы воспитания детей Что способствует эффективному воспитанию ребенка

Разносторонние способы воздействия на индивидуумов с целью их развития называется методами воспитания. Методы воспитания детей значительно отличаются в зависимости от их возрастной группы. Они применяются практически с первых дней жизни. Специалисты классифицируют их, так как, несмотря на общие цели, пути их решения абсолютно разные.

В дошкольном возрасте, в большинстве случаев воспитательный процесс ложится на плечи воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Однако они будут малоэффективны, если не закреплять полученные навыки, знания дома.

На выбор определенной методики влияют сразу несколько факторов, характер воспитуемого, располагаемое время и наличие условий, степень квалификации преподавателя (воспитателя), возраст ребенка, уровень развития группы детей, коллектива, а также возраст детей.

Методик существует превеликое множество и для удобства их разбили на три группы:


Способы воздействия имеют дополнительные классификации:


При таком разностороннем понятия и разделение способ по группам, основной целью воспитания является приобретение общественного опыта у детей. Российский новатор и ученый Караковский в свою очередь, упростил классификацию и разделил методы по шести группам воспитания:

  • при помощи слова;
  • ситуации;
  • действий;
  • общения;
  • взаимоотношений.

В качестве основных средств для воспитания можно применять любые предметы из богатого выбора объектов и явлений окружающей действительности, даров природы и так далее.

Развитие речевых навыков является важнейшим компонентом обучающей методики. Особое значение такое обучение для детей в возрасте двух-трех лет. Через речь, ребенок учится передавать свои мысли, переживания. Не без помощи взрослого малыш должен уметь определять временные, причинно-следственные, количественные, пространственные явления.

При помощи речи дети будут расширять как свое мировоззрения, так и социальный круг общения. При этом эти отношения научат ребенка правильно употреблять части речи, слов. Методы и развития речи разносторонне и имеют несколько путей.

В качестве общих знаний малыши должны уметь:

  • Понимать, когда к ним обращаются. Вначале понимание приходит вместе с визуализацией, наглядными примерами;
  • Далее они должны не только откликаться на обращения, но и отвечать на вопросы старших;
  • Понимать содержание речи и действовать в соответствии с содержанием;
  • Среди речевых навыков в младшем дошкольном возрасте, ребенок должен уметь задавать вопросы, касающиеся его эмоциональных переживаний и уметь отпрашиваться у взрослых.

Успехи развития речи детей выражены в умении вести монолог, повествуя о каком-либо событии. Возраст три года считается периодом активного формирования словаря. В него входит:

  • Название предметов, которыми кроха пользуется в процессе своей активности и, которые его постоянно окружают;
  • Описывать предметы, включая их особенности. Например, описывать их формы, цвета, размеры по отношению друг другу;
  • Умения называть предметы по их функциональности. Например, что бумагу режут ножницами, а хлеб нарезают ножом, кашу кушают ложкой, сок пьет из стакана и так далее;
  • Малыш должен уметь описывать свои действия. Например, я пошел гулять, попил из чашки, хочу кушать;
  • Уметь называть своих родных и близких по именам.

Дидактические материалы направлены на развитие мелкой моторики, напрямую влияющей на речь, и умения различать звуки, их тональности.

Исследования, проведенные в области развития речи, выявили несколько уровнем развития:


В дошкольном возрасте ребенку важна правильная постановка звуков. Грамматические навыки формирующего словарного запаса осваивают чуть позже в младших школьных классах. Среди формирования речевых навыков используют три группы методов:

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический.

К наглядному способу относится созерцание, а также его производные. Это могут быть экскурсии, исследования предметов, осмотры достопримечательностей и так далее. Наглядный метод выступает в роли закрепления имеющихся знаний.

Словесный способ обучения применяется как в детских садах, так и дома. Правда, в домашних условиях он применяется чаще. Это чтение сказок, заучивание наизусть стихотворений, пересказ прочитанного родителями рассказа и так далее. К этому же методу относится и изучение игрушек, описание увиденных изображений.

Однако самостоятельно это не будет эффективно. К примеру, рассказ взрослого должен достигнуть своей цели. Для лучшего восприятия, повествование не должно быть перегружено ненужными элементами.

К практическому способу относится применение дидактического материала в виде готовых настольных игр, детских постановок а-ля театр. Практические способы используют в качестве решений речевых задач.

Самыми простыми практическими методами считаются игры с предметами. Например, внезапные исчезновения и появление предметов, введение компонентов соревновательного азарта и так далее.

Пополнение словаря у детей не будет продуктивным, если у малыша неразвитый звук. Потому, музыкальное образование пусть даже и домашнее очень важно. Принятие и понимание музыкальных произведений. Кроме того, музыкальные занятия являются основой формирования музыкальной культуры.

Способы музыкального обучения классический вариант, используемый педагогами вот уже не один десяток лет. Как и в развитие речи, музыкальное воспитание включает в себя три разновидности методик:

  • Наглядная;
  • Словесная;
  • Практическая.

  • Вместе со слухом одновременно развивается творческая сторона. Все методики должны применяться вместе с соответствующей последовательностью. Вначале наглядный пример через прослушивание, рассматривание иллюстраций к произведению. Далее идет процесс закрепления, при котором ребенок может воспроизвести услышанное, увиденное, в соответствие со своими навыками. Заключительный этап включает в себя создание практической базы. Для начала преподаватель показывает, как работать с полученным материалом, а дальше дети должны за ним повторить.

Количество задач увеличивается по мере взросления детей. Например, перед школой дети должны больше выполнять заданий самостоятельно. Так, имеется возможность определить их уровень развития.

Разнообразие способов не говорит об их разрозненном исполнении. Они эффективны только вместе, взаимно дополняя друг друга. Формы их использования зависят от выбранного дидактического материала.

  • Наглядный способ делится в свою очередь на слуховой и зрительный. В музыкальном воспитании слуховой метод находится в приоритете, так как без него не будет и музыкального восприятия. Основной целью данного обучения является научить малышей отличать контрастность между музыкальными произведениями. Для этого, педагог должен поставить перед детьми сравнительные задачи. Дети должны вначале отличать разные жанры. Задача по мере развития усложняется, постепенно они должны научиться распознавать отличия между практически аналогичными произведениями.

Зрительный метод в музыкальном воспитании – вспомогательный элемент. После услышанного, ребенок впечатлен, а закрепить полученные эмоции помогут иллюстрации. Здесь, детки могут пофантазировать, рассказав, с чем у них ассоциируется услышанное музыкальное произведения. В расчет принимаются и абсолютно незнакомые образы или явления. Учитывая, что зрительный метод лишь вспомогательный, то применяют его по мере необходимости.

К примеру, на выбор детей предлагаются несколько картин с различной тематикой. Дети выбирают любой жанр, основываясь на своих ощущениях.

  • Словесный способ универсален. Через слова преподаватель переедет знания о музыке, знакомит их с исполнителями, композиторами, музыкальными инструментами. При помощи слов воспитатель может объяснить восприятие музыки, придавая ей легкости или наоборот, больше мрачных ноток.

При общении с детьми о музыке очень важным считается передача характера музыки, ее настроения. Необходимо объяснить детям, как при помощи некоторых нюансов можно звукам придать того или иного звучания. Беседы с детьми должны нести эмоциональный характер. Потому в детских дошкольных учреждениях дети постоянно разучивают пени, при этом музыкальный работник учит детишек петь правильно, следуя ритму и мелодии.

Физическое воспитание

Под методами физического воспитания детей дошкольного возраста имеется в виду физическое развитие маленького человечка. Оно очень важно для общественного развития. Физически развитый человек более уверенно чувствует себя почти в любой обстановке, нежели индивидуум, не любящий физических упражнений.

Двигательная активность детей развивается путем применения целого комплекса упражнений. Для ДОУ они регламентированы и входят в состав сопроводительной документации. Процесс физического воспитания тесно переплетен с общепедагогическими методами.

Специфическая методика включает:

  • Упражнения, регламентированные дошкольным учреждением;
  • Эффективны и особо приемлемы упражнения игровой формы;
  • Способы, облаченные в соревновательную форму.

Стоит ли повторяться, но методами физического воспитания детей дошкольного возраста управляют все те же три группы, зрительная, словесная и практическая.

Регламентированные упражнения должны соблюдаться определенными условиями. Они должны:


Игровой способ воспитания носит не только физический, но и психологический, а также эмоциональный характер. Плюс игрового метода еще и в том, что она развивает координацию движений, развивает способность действовать самостоятельно, творческий потенциал.

Соревновательный способ. Его главное отличие от игрового способа в том, что он воспитывает морально-волевые качества в раннем возрасте. Спортивные состязания преимущественно проводятся среди старших детских групп.

При проведении совместных соревнований среди групп детей, важно чтобы их элементы соответствовали физическому развитию малышей. Они развивают не только соревновательный дух, но и учат человека адекватно оценивать результаты и реагировать на них. Кроме того, они воспитывают в детях сознательное восприятие требований, представленных в состязаниях в виде правил.

Грамотно подобранные действия развивают двигательные навыки, гибкость, умению применять эти действия в реальных, жизненных условиях. Спортивные конкурсы в раннем возрасте развивают творчество, как ни странно это бы не звучало. На пройденном примере, дети со своими сверстниками способны придумать самостоятельно новые виды спортивных игр, которые могут напоминать классические элементы, но при этом иметь свои правила.

Организовывать спортивные состязания можно только при соблюдении ряда условий:

  • Дети должны иметь определенные двигательные навыки;
  • Все элементы должны следовать друг за другом в определенной последовательности;
  • Элементы должны быть полезны и формировать эмоциональные, физические, психологические навыки;
  • Они должны воспитывать чувство ответственности как за себя, так и за вою команду, а также уважать своего соперника.

Все приведенные выше примеры воспитания детей дошкольного возраста основаны на методике педагогического подхода в детских садах, развивающих центрах. Но они не значат ничего без их применения в домашних условиях. Ответственность за воспитание этих навыков лежит не столько на педагогах и воспитателях, сколько на родителях.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

ГБОУ школа №1028 СП№3

Консультация для родителей

«Эффективное воспитание»

Подготовила: Додонова Е.И.

Эффективное воспитание – не мешанина методов, а вдумчивый подход ключевым событиям, которые обычно происходят в семье.

Эффективное воспитание начинается с родителей, которые без опасения «нет» своевременно вводят правила и устанавливают границы.

Правил должно быть немного, но они должны выражать убеждения родителей, содержать их требования к детям. Уяснив правила, дети учатся сотрудничать родителями, а в будущем – и с другими людьми.

Примерные правила:

· Нельзя обижать слабого.

· Нельзя ломать и портить то, что сделали другие.

· Нельзя мешать тому, кто болен, занят или отдыхает.

· Нельзя брать чужое без спроса.

Причем эти правила должны соблюдать и взрослые!

В остальных случаях необходимо договариваться с ребенком, давая ему возможность выбора и в случае вынужденного отказа объяснять его причину доступными ребенку словами.

Определив свои правила и границы дозволенного, взрослые помогут малышу освоить приемлемые формы поведения и вместе с тем проявлять свою независимость.

Правила для родителей:

Каждый, принимая решение, попытайтесь ответить на важные вопросы:

· Каким я хочу видеть своего ребенка?

· Какие чувства я испытываю, когда по милости ребенка выгляжу НЕОПЫТНЫМ родителем?

· Каким поступкам ребенка я придаю особое значение?

Помните:

· Не занимайтесь воспитанием ребенка, когда Вы раздражены или устали.

· Точно определите, какого поведения Вы добиваетесь.

· Важно знать, какие возможности и способности характерны для каждого возраста, чтобы не судить о ребенке по ВЗРОСЛЫМ меркам.

· Для детей старше 3 лет нужно разработать систему последствий плохих поступков. Однако даже в этом возрасте дети не в состоянии понять связь между поступками и их последствиями.

· Наказывая ребёнка, старайтесь не прибегать к помощи третьих лиц, другого родителя, врача.

· Никогда не наказывайте ребёнка физически! Этим Вы провоцируете агрессию с его стороны и одновременно с этим формируете зависимость, страхи и отчуждение

Вы – главные учителя Вашего ребёнка!

ЧТО ДОЛЖНО БЕСПОКОИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕБЕНКЕ

В возрасте до года:

– выраженная тревожность, крикливость;

– нарушение сна;

– плохой аппетит, частые срыгивания;

– плохая прибавка в весе;

– плохая реакция на звук и свет;

– очень сильная (чрезмерная) реакция на звук и свет;

– нарушение тонуса мышц, судороги;

– повышение внутричерепного давления;

– частые простудные заболевания;

– тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиотиков и других препаратов), операции.

В возрасте от 3 до 5 лет:

– чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;

– раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;

– чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;

плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т. п.);

– страхи (боязнь темноты, одиночества, ночные страхи);

– тики (непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);

хронические заболевания;

– трудности контактов со сверстниками и взрослыми;

– сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;

– задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже), дефекты зкукопроизношения;

– заикание.

В возрасте 5–6 лет

– частые хронические заболевания, операции, травмы;

– импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);

– чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;

– нарушения сна;

– страхи;

– навязчивые движения, кривляния;

– боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;

– трудность общения с незнакомыми сверстниками, взрослыми

Играйте с ребенком

«Ну вот, – скажете вы, – нужно, чтобы ребёнок готовился к серьёзному учебному труду, а не тратил время на пустые игры». Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены не тем, что дошкольники много играют, а тем, что они переходят в школу «не наигравшись» и игры детей 5–6 лет примитивны и неинтересны.

Почему же так важно играть с ребенком,

Особенно в годы подготовки к школе?

В игре дети:

– учатся применять имеющиеся у них знания;

– ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;

– получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.

В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение.

Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребёнка. Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправленной, интересной и развивающей. Во-вторых, игра требует партнёров, а заинтересованный взрослый – хороший игровой партнёр. В-третьих, игра – своеобразное общение, и участие в нём родителей доставляет ребёнку большую радость.

Какие игры наиболее полезны для подготовки детей к школе? Есть много книг и брошюр, рассказывающих о различных играх. Родитель может выбрать игру по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые:

– формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»);

– развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин "Ткани"», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);

– развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов»).

Несколько советов, как организовать игру:

1. Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для совместной игры.

2. Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.

3. Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребёнка, если игра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.

4. Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.

5. Занимаясь дома с ребёнком, почаще берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, не понимающего первоклашку и задавайте ребёнку различные вопросы (Почему? Зачем?).


Методов воспитания детей существует великое множество. Все они, конечно же, направлены на достижение одной цели – воспитать гармоничную личность, достойного члена общества и просто счастливого человека. Но достижение этой цели происходит разными способами.

Познакомимся с особенностями методов воспитания детей.

Это один из наиболее старых и наиболее эффективных методов воспитания детей. Он подразумевает постепенное убеждение ребенка родителем в своей правоте, но не с помощью авторитарного давления, а с помощью беседы. Если малыш не хочет что-то делать, нужно спокойным и уверенным тоном выяснить мотивы такого его поведения – и привести свои аргументы, почему это сделать нужно. В итоге ребенок должен осмыслить свое поведение, подвести свои итоги и сделать соответствующие выводы.

Такой метод воспитания детей подходит для ребенка с любым характером и любого возраста.

Метод изоляции

Особенности такого метода воспитания детей – изоляция проблемной ситуации от ребенка или ребенка от проблемной ситуации. Например, чтобы ребенок не брал конфеты – нужно закрыть их в шкаф на ключ, чтобы малыш не попрошайничал в магазине – можно просто его не брать с собой и т.д.

Такой метод хорош, если Вам необходимо в срочном порядке прекратить истерику ил не допустить ее вообще. Воспитательная же ценность этого метода воспитания детей очень невелика, а применение его постоянно чревато ухудшением отношений с малышом и его враньем Вам. Поэтому метод изоляции лучше применять иногда и в совокупности с другими методами.

Метод выработки несовместимого поведения

Такой метод воспитания детей можно применять только как профилактику плохого поведения ребенка. Когда истерика уже началась – метод выработки несовместимого поведения помочь не сможет.

Каковы же особенности этого метода воспитания детей? Суть его в том, чтобы занять малыша тем делом, которое просто не даст ему возможности истерить и баловаться. Например, при походе в магазин, чтобы предупредить просьбы ребенка купить что-то, дайте ему список товаров и попросите найти их на полках. Так ребенок будет занят делом – и у него просто не останется времени на попрошайничество. А чтобы малыш, проголодавшись, не просил у Вас пирожные, которые увидит в магазине, захватите немного сладостей с собой из дома и покормите ребенка перед выходом.

Или другая ситуация: малыш агрессивен, и порой любит бить родителей. Подарите ему специальную подушечку, которую он сможет использовать в качестве «груши» для выпуска отрицательных эмоций.

Такой метод воспитания детей постепенно поможет Вам заменять плохое поведение ребенка на такое несовместимое поведение в аналогичной ситуации.

Метод «кнута и пряника»

Особенности этого метода воспитания детей в том, что все действия малыша находят у родителей положительную или отрицательную реакцию. Например, когда малыш сделал что-то хорошо – его нужно хвалить, обнимать всячески показывать, как Вы довольны его поступком. Когда же ребенок делает что-то плохое – ответной реакцией на это должно быть замечание или наказание. Наказание ни в коем случае не должно быть связано с физическим насилием или действиями, которые ребенок должен делать по собственному желанию. Например, нельзя заставлять ребенка в качестве наказания делать уроки или убираться в комнате – иначе в будущем эти действия будут у него ассоциироваться только с наказанием.

В качестве «кнута» в рамках этого метода воспитания детей можно использовать оставление ребенка в одиночестве, временное прекращение общения с ним, пока он не успокоится и не сможет разговаривать нормально, лишение его сладкого (но не еды вообще) и т.д.

Правда, последние исследования подтвердили, что детей до 12 лет эффективнее воспитывать, хваля за хорошее поведение и игнорируя (или меньше ругая) за плохое. Дети же после 12 лет уже прекрасно понимают и ругань, и похвалу – поэтому и хвалить, и наказывать их нужно в соответствии с их поступками.

Метод «страшилок»

Особенности этого метода воспитания детей в том, чтобы показать ребенку последствия тех действия, которые он хочет совершить (конечно, со скидкой на его возраст). Например, если ребенок настойчиво пытается выпрыгнуть из окна – расскажите ему о том, что от этого можно умереть или о переломах, которые могут сделать его инвалидом на всю жизнь. Можно показать фото или видео детей в инвалидных колясках со словами: «Они тоже решили побаловаться, как ты».

Главное в этом методе – не запугать ребенка до смерти, чтобы у него не развились фобии, и чтобы он не стал бояться всего вокруг.

Метод «1-2-3»

Особенности этого метода воспитания детей – спокойствие родителей и неотвратимость наказания. Суть метода в том, чтобы потребовать ребенка прекратить плохо себя вести, пока Вы не досчитаете до трех. Причем говорить нужно ровным, спокойным тоном, а считать медленно. Если после произнесения Вами цифры «три» ребенок не успокоится – Вы с чистой совестью можете применить наказание (естественно, без рукоприкладства и жестокости). В этом случае ребенок поймет, что с Вами лучше не шутить – и Вы действительно выполняете то, что обещаете.

Эмпирический метод

Или «метод собственного опыта». Мы все прекрасно знаем, что на чужих ошибках, конечно, учиться нужно – ни никто этого не делает. Куда показательнее и понятнее учиться на своих! Такой метод воспитания детей и предполагает именно обучение ребенка на собственных ошибках (конечно, если это не приводит к трагическим результатам).

Например, хочет он раскидать еду по полу – пусть раскидывает. Только мыть все за собой тоже придется ему! Хочет он дорогую игрушку – купите ему ее. Только посчитайте все вместе, сколько шоколадок или мороженого можно было бы купить за эти деньги – и разделите на количество дней, которые ребенку придется обойтись без сладостей.

Что касается воспитательной функции – то этот метод очень хорош.

Метод сигнала

Особенности этого метода воспитания детей в том, что плохое поведение должно осуществляться только по сигналу, причем плохо себя вести должны абсолютно все. Например, Ваш малыш кричит и устраивает истерики ежедневно, но Вы пресекаете это. Метод сигнала утверждает, что так вести себя можно – но по определенному сигналу. Например, один раз в 2 недели в определенный день вы всей семьей устраиваете «праздник непослушания»: кричите, беситесь, прыгаете на кровати, устраиваете беспорядок и т.д. Таким образом вы все выпускаете свои эмоции – и если через некоторое время ребенок снова начнет вести себя неподобающе – Вы сможете сказать ему, что праздник непослушания будет через столько-то дней – и пусть он запомнит, о чем хочет покричать, чтобы сделать это, когда будет можно. Но раньше этого времени истерик быть не должно. Так малыш поймет, что вести себя плохо можно – но только в определенное время. В этом и суть тонкого психологического хода – если малыш знает, что у него будет возможность накричаться – в другое время ему постепенно перестанет этого хотеться!

Метод «прочь полемику»

Очень часто родители сильно вдаются в подробности, объясняя ребенку, почему что-то нужно или не нужно делать. А хитрые дети этому и рады – ведь можно заговорить маму – и она забудет обо всем на свете! Чтобы помочь Вам этого избежать, существует прекрасный метод «прочь полемику».

Особенности этого метода воспитания детей в том, чтобы упорно настаивать на своем и спокойным тоном говорить то, что нужно сделать, не начиная перепалку с ребенком.

Стандартный пример, когда мама ведется на отговорки своего ребенка:

Я не хочуууу!

Максим, надо, давай скорее, мне надо спешить на работу.

Нет, я ухожу на работу, я не остаюсь дома.

Такой диалог можно вести еще долго. Не лучше ли применить метод «прочь полемику»? В этом случае разговор будет вестись по-другому:

Максим, пора идти в детский сад!

Я не хочуууу!

Максим, тебе нужно одеться и выйти!

Ну мамаааа, позволь мне остаться с тобой дома!

Максим, одевайся и пошли!

Ребенок, убедившись, что спорить с мамой бесполезно, просто выполнит то, что она требует. А Вы, таким образом, с помощью этого метода воспитания детей добьетесь желаемого результата.

Метод игнорирования

Дети – замечательные манипуляторы. И очень часто он начинают вести себя вызывающе, ныть или канючить с целью добиться желаемой реакции от взрослого. Здесь Вам придет на помощь такой метод воспитания детей, как игнорирование.

Особенности метода кроются в самом его названии. Если же Вы прямо скажете ребенку, что все это на Вас не действует, и действительно не будете выказывать никакой ответной реакции, очень скоро ребенку просто надоест так себя вести – ведь никто не может долго «биться лбом в стенку» без малейшего результата.

Метод ясных и коротких требований

Особенности этого метода воспитания детей в формулировании четких и ясных требований для ребенка – причем в позитиве. То есть нужно не упрекать ребенка, что он чего-то не сделал или что-то делает неправильно, а четко говорить, чего от него ждут.

Например, фразу «Опять у тебя игрушки по всей комнате разбросаны! Да что ж у меня за свин-то такой растет??» лучше заменить фразой: «Уберись в комнате сейчас же». А фразу: «Смотри не упади» эффективнее заменить фразой: «Осторожнее, здесь ступеньки».

Каких методов воспитания детей придерживаться – это только Вам решать. Но помните – как правило, эти методы необходимо использовать в совокупности. Ведь эффективность того или иного метода зависит и от того, в какой конкретно ситуации его применить. И особенности методов воспитания детей по-разному действуют в той или иной ситуации. И только Ваша мудрость, интуиция и любовь к своему ребенку поможет Вам в его воспитании.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования и науки Тюменской области

ГАОУ СПО ТО «Голышмановский агропедагогический колледж»

Контрольная работа

Дисциплина: Общая и профессиональная педагогика

Тема: Эффективные методы воспитания

метод воспитание упражнение стимулирование

1. Метод воспитания

2. Факторы, определяющие выбор методов воспитания

3. Классификация методов воспитания

Приложение

Литература

1. Метод воспитания

Метод воспитания -- система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя. Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан. Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса -- формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей. Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традициям русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности rex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе. Поэтому при реализации метода убеждения, прежде всего, следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

Основные инструменты метода убеждения -- вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения. Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованы, подготовлены: должна быть заранее определена проблема, принят план ее обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополненысилой примера , обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, -- говорил Сенека, -- короток путь примера». Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Следует иметь в виду, что подражательность -- не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам. При всей важности убеждений, ясных мыслей и чувств они образуют лишь исходный момент воспитательной деятельности. Останавливаясь на этом этапе, воспитание не достигает своих конечных целей, которые состоят в том, чтобы сформировать требуемое поведение, сочетать убеждения с конкретными делами. Организация определенного поведения является сердцевиной всего воспитательного процесса.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.

Упражнение -- это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения. Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения -- вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных воспитанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность нагрузок, следуя при этом рекомендациям К.Д. Ушинского:

«Воля наша, как и мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю».

Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методовпоощрения и наказания , образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемыхметодами стимулирования. Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помощью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика. Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

2. Факторы, определяющие выбор методов воспитания

§ Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.

§ Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.

§ Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления -- необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

§ Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

§ Условия воспитания -- климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.

§ Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.

§ Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

§ Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

§ Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

3. Классификация методов воспитания

Классификация методов -- это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

§ влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

§ влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности :

§ Методы формирования сознания личности.

§ Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

§ Методы стимулирования поведения и деятельности.

Вывод:

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество эффективных методов воспитания. Я же описал общие методы воспитания. Также я выяснил, что если один метод подходит одному ребенку, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема «эффективные методы воспитания» актуальна на сегодняшний день.

Приложение

Задание № 1 Наука, изучающая педагогическую культуру роды, этносоциума, нации, народности, называется…

о сравнительной педагогикой

о этнопедагогикой

о социальной педагогикой

о семейным воспитанием

Задание № 2 Одним из методологических параметров педагогического исследования является…

о методы обучения

о субъект

о объект

Задание № 3 Среди понятий «педагогическая диагностика», «наблюдение», «методы педагогической диагностики», «принципы педагогической диагностики» наиболее частыми является понятие…

о «принципы педагогической диагностики»

о «педагогическая диагностика»

о «методы педагогической диагностики»

о «наблюдение»

Задание № 4 К постоянным задачам педагогической науки относятся…

q выявление межличностных отношений в коллективе

q изучение причин неуспеваемости

q прогнозирование образования

q обобщение практического опыта

q вскрытие закономерностей обучения и воспитания

Задание № 5 Этнопедагогика изучает…

о становление и развитие традиционных народных культур воспитания

о национальные традиции и обряды

о становление и развитие этических знаний, убеждений воспитанника

о проблемы межнационального взаимодействия

Задание № 6 В зависимости от отраслей деятельности выделяются …

о история педагогики, социология образования

о военная педагогика, производственная педагогика

о педагогическая технология, лечебная педагогика

о тифлопедагогика, сурдопедагогика

Задание № 7 Процесс тестирования может быть разделен на такие этапы, как…

q выбор теста

q проведение тестирования

q интерпретация результатов

q корректировка

q самоанализ

Задание № 8 Уровень компетентности и методологической рефлексии исследователя определяют методологическую (-ое) …

о культуру

о творчество

о мастерство

Задание № 9 Различают диагностику…

q методическую

q предметную

q социальную

q психологическую

q педагогическую

Задание № 10 Методика педагогического исследования включает в себя…

q закономерности педагогического исследования

q способы организации педагогического исследования

q способы воспитания и обучения

q порядок применения методов исследования

q интерпретацию полученных результатов

Задание № 11 Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности обучения и воспитания человека, является __ педагогика

о сравнительная

о социальная

о общая

о возрастная

Задание № 12 Приоритет общечеловеческих ценностей в отношениях учащихся между собой и с педагогами декларирует принцип…

о гуманизации

о эмпатии

о толерантности

о терпимости

Задание № 13 Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, называется…

о преподаванием

о педагогической деятельностью

о образованием

о научением

Задание № 14 Набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала, это _________ уровень методологии

о практический

о технологический

о проектировочный

о теоретический

Задание № 15 Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется…

о профессиональной

о профильной

Задание № 16

q преобразовательный

q рефлексивный

q диагностический

q объяснительный

q проективный

Задание № 17 Педагогическая цель - это…

о направление работы учителя

Задание № 18 Технологическая функция педагогики реализуется таких уровнях, как…

q преобразовательный

q рефлексивный

q диагностический

q объяснительный

q проективный

Задание № 19 Педагогическая цель - это…

о направление работы учителя

о основное положение деятельности учителя

о представление учителя о своей педагогической деятельности

о идеальная модель ожидаемого результата педагогического процесса

Задание № 20 К основным формам связей педагогики с другими науками не относится

о использование терминов и понятий других наук

о применение методов исследования других наук

о творческое освоение научных идей

о использование ведущих тенденций развития образования за рубежом

Литература:

1. Методика профессионального обучения[Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.В. Довыдова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. - Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008.

2. Методика профессионального обученияСкакун В.А.-М.: «Интелект-Центр», 2003.-320стр

3. Скакун В.А. организация и методика профессионального обучения: учебное пособие/ В.А. Скакун.-М. : ИНФРА-М, 2009.-336с.- (Профессиональное образование)

4. Сластёнин.В.А педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина.-3-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2004-576с.

5. Эрганова Н.Е. методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 160с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Цели, задачи и взаимодействие воспитания и обучения; метод как способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, формирование социального поведения. Классификация методов воспитания, их характеристика; педагогическое оптимизирование.

    реферат , добавлен 06.02.2013

    Воспитание как процесс формирования, развития личности. Особенности воспитания, его содержательная и процессуальная стороны. Факторы эффективности воспитания. Условия воспитательного процесса, его принципы и средства. Классификация методов воспитания.

    презентация , добавлен 25.08.2013

    Понятие методов, основных принципов, средств и форм воспитания. Общие методы воспитания и их классификация. Методы формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования деятельности и поведения.

    презентация , добавлен 22.03.2016

    Анализ и характеристика различных методов воспитания: методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Роль, место и значение личности воспитателя.

    реферат , добавлен 22.12.2013

    Сущность методов воспитания как механизмов взаимодействия воспитателя и учащихся, их классификация и сравнительная характеристика основных видов. Понятие, сущность, задачи, содержание, формы и классификация воспитательного (педагогического) процесса.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2010

    Метод воспитания как модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка. Формирование у ребенка ценностного отношения к миру и себе в процессе воспитания. Основные методы воспитания, их психологическая основа и средства реализации.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Основные методы осуществления воспитательного процесса. Формирование положительного опыта поведения в процессе деятельности. Классификация методов воспитания. Основная функция методов формирования сознания. Организационные формы воспитания школьников.

    реферат , добавлен 09.03.2010

    Проблема воспитания и обучения. Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности. Объективные и субъективные воспитательные факторы. Направления и виды воспитания. Методы, приемы и средства воспитательного воздействия на личность.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Взгляд В.А. Сухомлинского на диалог как метод воспитания. Педагогическая технология построения диалогического общения. Самоутверждение и самовыражение личности школьника. Требование как метод воспитания. Преимущества системы поощрений и наказаний.

Избранные главы из книги рабанит Мирьям Леви

КАК ВЫРАБОТАТЬ У РЕБЕНКА ПРИВЫЧКУ СЛУШАТЬСЯ?

Когда дети начинают нормально ходить, мы от них ожидаем большего. И наши методы реализовать эти ожидания становятся более тонкими. Теперь просто сказать «Нет!» и вынести ребенка в другую комнату уже не годится. На этом этапе задача родителей — добиться полного послушания детей, не принуждая их.

Чтобы ребенок привык слушаться, ему следует предоставить возможность делать это самостоятельно. Заставляя ребенка подчиняться, мы его немногому научим, этот метод нужно оставить на крайний случай. К примеру, если ребенок поедает всякую всячину, зная, что ему не позволено ее брать, то лучше не сразу у него это забирать. Ребенок может научиться послушанию, только когда у него есть выбор. Дайте ему возможность выбрать между тасканием сластей и самоконтролем. Этого выбора его можно лишить, только если он повторно нарушает наши правила. Но и тогда ему иногда нужно давать новые возможности вести себя, как полагается. Например, вы можете сказать: «Я кладу сладости обратно в буфет. Посмотрим, как ты сможешь себя контролировать».

ЛИШЕНИЕ ПРИВИЛЕГИЙ

С другой стороны, родители не должны колебаться, лишая ребенка привилегий, если это необходимо. К примеру, ребенок, который отказался выполнять какую-то домашнюю работу, подходит просить конфетку. Ему можно сказать: «Возьмешь, когда выполнишь мое поручение». Можно не позволить ребенку и послушать музыку или пойти к другу. Иногда приходится прибегать к таким мерам, и они весьма эффективны. Вот как рассказывает об этом одна из матерей, которая прежде кричала на своего ребенка, а потом стала действовать более твердо и по существу.

Мы только что закончили есть. Трехлетний Менахем выбросил остатки рыбы со своей тарелки на пол. Другие дети взяли апельсины и вышли из-за стола. Когда и Менахем пошел взять апельсин, я решила, что это подходящий момент, чтобы испробовать «новый метод». «Когда поднимешь рыбу с пола, Менахем, можешь взять апельсин», — сказала я, закрывая холодильник. Менахем взглянул на меня испытующе, пошел к холодильнику, открыл его и достал апельсин. «Когда ты поднимешь с пола свою рыбу, можешь взять апельсин», — повторила я, забирая у него апельсин. Я решила, что буду сохранять спокойствие и не стану на него кричать или подбирать с пола сама, как делала прежде. Еще одна попытка Менахема, и еще одно испытание твердости моего решения. А потом Менахем лукаво взглянул на меня, поднял рыбу и сказал: окей, ну теперь я могу взять апельсин? Это было воодушевляющее начало.

КАК ДАВАТЬ УКАЗАНИЯ?

Многие «сделай» и «не делай», на которые мы не скупимся в течение дня, можно не говорить, если дать ребенку информацию, которая поможет ему самому уяснить, как поступать. Например,

«Грязные ботинки оставляют снаружи». «Вещи, которые бросают на стул, мнутся». «У тебя спущены штаны».

Вы также можете сказать, что нужно сделать, не ставя себя в центр высказывания. К примеру, вместо «Я хочу, чтобы ты пошел спать» — «Пора спать». Вместо «Я хочу, чтобы комната была убрана» — «Комнату нужно убрать». Говорите спокойно, но без колебаний, используя минимум слов. Пусть ваша манера речи передается ребенку, от которого вы ждете согласия.

Когда детей нужно остановить, нет необходимости предупреждать их или угрожать им. Поставьте границы спокойно, но твердо; а когда это возможно, кратко приведите причину. Вот примеры:

«На диване не прыгают — это портит материал».

«Я тебе не могу позволить бегать вокруг автобусной остановки — это мешает другим людям».

«Нельзя бросаться песком — он может попасть кому-нибудь в глаза».

Если дети не слушаются, сделайте что-нибудь, чтобы остановить их. К примеру, если ребенок бегает вокруг автобусной остановки, посадите его рядом с собой или возьмите за руку. Маленького, который еще не научился хорошо ходить и бросается песком, нужно вынуть из песочницы и спокойно сказать: «Иди, давай лучше посиди немного рядом со мной на скамейке». А если нужно, придержите его немножко, чтобы он не возвратился.

КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ ПОДХОДИЛИ, КОГДА ИХ ЗОВУТ?

У многих родителей есть проблема, что дети не подходят к ним, когда их зовут. Если они не подходят на третий раз, родители сами идут к ним с криком: «Сколько раз я должна кричать, чтобы ты подошел!» Хотя это и приводит к каким-то результатам, но дети, к сожалению, при этом учатся игнорировать своих родителей, пока они не закричат.

Чтобы научить детей подходить, когда мы их зовем, нужно прежде всего самим научиться контролировать свою гневную реакцию. Для этого необходимо определить и изменить те мысли, которые вызывают наш гнев. Например: «Я не должна звать его столько раз, чтобы он подошел. Он должен подходить сразу!» Мы должны быть терпимы к детскому поведению, работая в то же время над его изменением.

Возьмите за правило не звать ребенка больше одного раза. Если он не подошел, не продолжайте звать его, а подойдите к нему сами и скажите спокойно: «Когда я тебя зову, ты должен сразу подходить» или «Ты знаешь, я тебя звал». Иногда уместно спокойное порицание: «Ты не имеешь права не обращать на меня внимание, когда я тебя зову!»

Естественно, мы должны дать ребенку минутку и не ожидать, что он явится в то же мгновение. Мы можем объяснить ему, что если ему трудно сразу же подойти, он может крикнуть в ответ: «Одну минутку, пожалуйста». Даже если ребенок играет вне дома, мы не должны продолжать звать его. Может быть, нам неудобно выходить из дома, но мы должны быть готовы терпеть некоторые неудобства, чтобы достичь наших воспитательных целей.

ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА

Родители должны избегать давать указания, выкрикивая их с одного конца дома на другой. Многие дети приучаются тогда подражать крикам родителей. Если мы действительно хотим добиться внимания своих детей, мы должны выбрать время, чтобы поговорить с ними лицом к лицу. Тогда нам вряд ли придется повторять то, что мы говорим.

Если ребенок ведет себя так, будто нас не слышит, не всегда нужно повторяться. Вместо этого лучше выяснить, что он понял из того, что мы сказали. К примеру:

Мать: Наоми, пожалуйста, вынь белье из стиральной машины и переложи его в сушилку. Наоми (не отвечает и продолжает читать). Мать (спокойно): Наоми, что я сейчас сказала? Наоми (глядя вверх): А, ты попросила меня переложить стирку в сушилку.

Мать: Правильно. Так, пожалуйста, сделай это сейчас.

НАПОМИНАНИЯ

Еще один способ поощрить послушание — это уместное напоминание. Например, мы можем сказать дочери, которая постоянно откладывает то, что мы ее просим: «Ривка, убери-ка стол и пожалуйста не забудь мои слова о том, чтобы не откладывать то, что нужно сделать сразу».

ИСПРАВЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Правильное и своевременное исправление — важный фактор в достижении послушания. К примеру, если ребенок часто отказывается делать то, что его просят, мы можем обсудить с ним важность послушания, объяснив, что это часть мицвы уважения родителей и что исполняя с охотой их просьбы, он приносит родителям радость. Если ребенок отвечает на просьбу что-то сделать словами «Я не хочу», ему следует спокойно сказать: «Ты знаешь, дети должны делать то, что просят мама и пала». Чтобы научить детей тому, что они должны нас слушаться, иногда приходится прибегать и к наказаниям (подробнее об этом смотри в главе 5).

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

Помните, чтобы научить ребенка слушаться, нужно время и терпение . Важно, чтобы наши ожидания были реалистичными. Не забудьте, что наши дети не ангелы. Даже самый послушный ребенок иногда может не слушаться своих родителей. Не пробуждайте в себе гнев, думая: «Почему он не слушается!» С другой стороны, не фокусируйте свои мысли на собственной ошибке («Что у меня не в порядке, что я не могу побудить его к послушанию?»). Мы должны сохранять эмоциональный контроль, чтобы спокойно решить, как справиться с подобной ситуацией.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Одноклассники

Материалы по теме