Самые красивые сбруи для лошади. Конная упряжь: из чего состоит сбруя и снаряжение. Видео — Европейская упряжь

Сбруя лошадям необходима для того, чтобы наездники могли комфортно себя чувствовать сидя верхом. Нужна она также и для впрягания лошадей в сани или повозку. Несмотря на то что лошадиная упряжка продолжает оставаться неотъемлемой частью коневодства, многие не знают, как сделать ее, из чего упряжка состоит, как ее надевать на лошадь.

Сбруя лошадям необходима для того, чтобы наездники могли комфортно себя чувствовать сидя верхом.

Сбруя для лошадей — это снаряжение, которое состоит из следующих элементов:

  • седло;
  • сбруя;
  • хомут.

Каждый компонент конского снаряжения подбирается индивидуально для каждого животного исходя из его телосложения и габаритов. Скупиться на упряжь не принято. Конная упряжь делалась во все времена только под заказ. Учитывались такие параметры, как:

  • масть и порода лошади;
  • физические характеристики;
  • высота коня.

Часть конской сбруи или всю ее можно купить в специализированных магазинах.

Подбор по размеру трензеля и уздечки(видео)

Составляющие элементы

Сбруя состоит из таких элементов:

  • хомут;
  • дуга;
  • уздечка;
  • вожжи;
  • шлея;
  • подбрюшник.

Хомут — это часть упряжки, ее обязательная составляющая. Функционально отвечает за то, что передает тягловую силу на повозку, которую конь тянет. Хомут как часть упряжи нужно надевать так, чтобы животное могло дышать свободно, передвигаться, выполнять другие обязанности. В том случае, если хомут будет слишком длинным или широким, животное будет сильно страдать. На теле от такой упряжи появляются ссадины и раны.

Шлея — это часть сбруи, которая изготавливается из кожи исходя из индивидуальных показателей лошади. Для каждого коня существует свой размер, и прежде чем покупать снаряжение, необходимо его замерять, чтобы узда была подобрана правильно. Просто так купить шлею нельзя, она должна быть индивидуальной для каждого вида лошади. Шлея подбирается только в магазине, по интернету сделать это нельзя. Узда состоит из таких элементов, как удила, поводья и недоуздка.


Каждый компонент конского снаряжения подбирается индивидуально для каждого животного исходя из его телосложения и габаритов.

Часть упряжи, которая называется подбрюшником, является самой важной и помогает фиксировать снаряжение. Для этого используются оглобли, дуга крепится к ним с помощью хомута, и вся эта конструкция удерживается гужами. Дугу используют и для амортизации, чтобы смягчать движения лошади и транспорта во время езды. Важно, чтобы дуга была прочной и крепкой, не позволяла оглоблям кататься туда-сюда. Тогда эта часть сбруи будет выполнять свои функции и не станет стеснять движения животных.

Конструкция упряжи — основные и вспомогательные предметы. Запряжку можно проводить для одной лошади или двойки-тройки этих животных. В первом случае не применяется дуга, зато есть хомут, ременные горты, применяющиеся вместо гужей, оглобли. Хомут как часть сбруи оборудован гужевыми мочками, которые нужны для крепления постромков.


Пароконная упряжь состоит из других элементов: хомуты, которые можно заменить шорками, постромки, шлея, вожжи, ремни для груди. К дополнительным предметам, которые как часть упряжи, помогают защитить разные , относятся:

  1. Ногавки, предназначенные для того, чтобы защищать копыта и ноги лошади от различных повреждений. Существуют рабочие ногавки — для тренировок и соревнований, и транспортировочные — для перевозки лошади на различные расстояния.
  2. Попона. Выглядит как покрывало и предназначена, чтобы защищать животное. Сеточные виды попоны применяются, чтобы отгонять от лошади мух и других назойливых насекомых. Зимние виды — это неотъемлемая часть упряжи, поскольку помогают защитить коня от простуды. Поэтому попоны изготавливаются из теплых материалов. Это может быть флис, шесть или синтепон. Летний вариант подобных накидок делаются из хлопка. Существуют и большие попоны, которые имеют капоры, чтобы закрывать шею.
  3. Вальтрап. Чтобы седло не терло и не вредило лошади, была придумана эта конская упряжь, которая представляет из себя специальное покрывало под седло, чтобы спина не натиралась во время езды.
  4. Подпруга для лошади как элемент упряжи выглядит как широкий, довольно прочный ремень. Его функцией является удержание седла и наездника.
  5. Недоуздок — это уздечка без удил, которая помогает удерживать животное на привязи.
  6. Чумбур — это своеобразный конный аксессуар, часть сбруи, помогающая держать лошадь на привязи, когда на ней надет недоузок. Изготавливаются из тесьмы, цепи и веревки.
  7. Хакамора — это вид уздечки, которая не делается из железа. Для изготовления применяется кожа, которая обшивается мехом. Вспомогательным ремнем в сбруе является шпрунт, который имеет длину около 3 м. Один конец шпрунта крепится к подпруге, а второй — к уздечке, где есть пристяжной ремень. Нужен для того, чтобы лошадь не могла задирать голову, если управление становится невозможным.

Ремонт сбруи (видео)

Виды конского снаряжения

Названные выше элементы могут дополняться или убираться. Все зависит от того, какой вид сбруи нужно надеть на лошадь. В целом упряжка делится на 3 больших группы в зависимости от того, какие функции конь будет выполнять. Это могут быть транспортный, выездной или сельскохозяйственный виды сбруи, которые, в свою очередь, делятся на несколько категорий:

  1. Одноконная, которая надевается на коня с помощью дуги или без нее. Применяется только для одной лошади. Дуговая упряжь будет состоять из дуги, хомута, гужьи и других элементов сбруи, а бездуговая будет отличаться отсутствием дуги.
  2. Постромочно-дышловая часть упряжи нужна для регуляции движений коня и управления телегой. Основой акцент сделан на дышло, которое находится сбоку, шлея крепит его к голове лошади, а пристяжной ремень помогает соединить дышло с хомутом.
  3. Постромочная применяется редко из-за того, что неудобная для лошадок разных видов. Вся сила тяги ложится на постромки и хомут, и управлять вожжами становится неудобно.
  4. Комбинированная нужна в тех случаях, когда в упряжку нужно поставить от 6 до 8 коней. Выбирают такой вид сбруи исходя из роста и силы лошадей. Самых сильных ставят вперед, а остальные — сзади колоны. Наездник должен не просто уметь управлять повозкой, а быть умелым всадником, поскольку неправильно натянутые вожжи или команды могут понести такой экипаж в неизвестном направлении.

Тачаночная запряжка сейчас не применяется. Состояла из дышла и постромок, которые надевались на 4 коней. Компанию тачаночной упряжке составлял некогда цуг, который предназначался для того, чтобы упряжные лошади могли передвигаться гуськом. Надевали цуг на шесть коней, и тогда они очень медленно могли везти повозку и наездника.

Любая часть сбруи должна точно сидеть на лошади, чтобы не травмировать животное.

Основным элементом конной сбруи является упряжь для лошади. Зная особенности представленного элемента, используя качественный материал и подгонку, опытные коневоды значительно облегчают содержание животных и их эксплуатацию.

Коневод должен хорошо разбираться в качестве и видах упряжи для лошадей

Из чего состоит упряжь для лошадей?

Стандартная конная упряжка состоит из следующих деталей:

  • Хомут. Его предназначение – передавать тяговые возможности на телегу или сани. Элемент следует надевать на шею таким образом, чтобы он не отягощал движение и дыхание лошади. Чересчур длинный или широкий хомут может привести к появлению повреждений на теле животного и способствует снижению тяговой силы. Для надежной фиксации элемента используют крепкую кожаную шлею, которая обеспечивает торможение.
  • Узда. Эта часть сбруи для лошади является самым сложным элементом упряжи. Она состоит из удил, поводьев и недоуздка. Оптимальным вариантом является использование походной уздечки, которая дает возможность везти животное параллельными поводьями. Вожжи могут быть выполнены из кожи или прочного текстильного материала.
  • Подпруга и седелка. Представленные части сбруи предназначены для удержания всего комплекта и передачи тягового эффекта на спину коня.
  • Шлея. Она фиксирует положения хомута при осаживании, замедлении или передвижении лошади на подъеме. Элемент сбруи подгоняется внатяжку, чтобы между седалищем и ободочными пряжками проходила ладонь. Шлея изготавливается из нескольких ремней.
  • Чересседельник поддерживает вес дуги, оглобли и хомута и передает часть тяги на седелку.
  • Подбрюшник. Этот элемент упряжи дополнительно фиксирует положение всей конструкции, проходит под подпругой и крепится краями на оглоблях.

Дуга посредством гужей фиксирует хомут с оглоблями и служит гасителем колебаний при резких толчках или рывках.

Лошади в хомутах

Виды сбруи

Упряжь должна быть выполнена из качественных материалов и подгоняться под индивидуальное строение лошади. Виды сбруи подразделяются на сельскохозяйственные, выездные и транспортные варианты. Они имеют разновидности по числу используемых коней: одиночные, парные и многолошадные варианты:

  • Одноконная русская или европейская упряжь. Данная конструкция может быть выполнена как с дугами, так и без них. Бездуговая модификация предполагает передачу главной тяжести повозки посредством шлеи. Вариант с дугами комплектуется хомутом, супонью, седельником, гужей, оглоблей и уздечкой со шлеей.
  • Постромочно -дышловой образец. В такой упряжке можно использовать как пару коней, так и одну особь. Эффективность животных заметно увеличивается, если надеть на них седелку и чересседельник.
  • Постромочная модель. Довольно простая, но не очень удобная в использовании упряжь. Тягу в этой конструкции обеспечивают постромки и хомут. Вариант требует оборудования повозки тормозной системой, во избежание травмирования коня.
  • Тачаночная вариация. Виды этой системы запряжки лошадей известны со времен, как люди начали массово использовать животных в различных отраслях хозяйства. Устройство состоит из постромковой части и дышла, но сегодня практически не используется.
  • Совмещенная упряжка. Классическая европейская конструкция с постромками и оглоблями. Виды представленной сбруи позволяют запрягать одновременно от 6 до 8 лошадей. Определяющую роль для правильной эксплуатации детали играет подбор животных по росту и силе. В авангарде повозки ставят выносливых особей, позади, подбирают пристяжных коней, которые определяют повороты телеги, а замыкают упряжь высокие крепкие лошади, отвечающие за торможение.

Лошадь в европейской упряжке

Исторические факты

Первые виды упряжи для лошадей известны с давних времен (согласно историческим находкам, части сбруи, найденные археологами, датируются двумя тысячелетиями до нашей эры). Большое значение коневоды придавали не только практичности и качеству сбруи, но и ее красивому оформлению. Чем богаче и значимее был владелец животных, тем красивее и ярче выглядело оснащение.

То, из чего состоит сбруя, играет важную роль в эффективности использования и влиянии элементов упряжи на состояние лошади. В Средневековье, оснащение драгоценными камнями и материалами сбруи, утратило актуальность, так как кони использовались по большей части в качестве грузового и рабочего транспорта.

Начиная с середины XVI века, снова вошли в моду качественные и красивые упряжи. Обусловлено это было появлением карет и конных экипажей, которые требовали соответствующего оформления.

Хотя сейчас лошадей во многих сферах заменили механизмы и автотранспорт, их использование полностью не утратило актуальность. Кони помогают людям в частном хозяйстве, развлекательной сфере. Широко используются животные в спорте и различных соревнованиях. Существуют даже состязания на умелое обращение со сбруей. Правильно надетая упряжь позволяет не только увеличить коэффициент полезного действия, но и сохранить силы и здоровье наших парнокопытных помощников.

В прежние времена люди активно использовали лошадей для переводки грузов или даже в качестве транспорта. И почти каждый владелец знал, что качество работы во многом зависит от правильно подобранной сбруи.

Неопытные люди, имея в виду «сбруя», говорят «сиделка для лошади», что не совсем корректно. Таким просторечным способом не может называться ни одна деталь из сбруи, так как лошадиная сфера включает в себя множество специальных терминов.

Упряжка лошадей состоит из элементов, которые представляют собой систему ремней, зацепов и специальных приспособлений, которые надеваются на тело животного, чтобы оно могло тянуть (а точнее, толкать) за собой повозку или нести на себе всадника. Если сбруя для лошадей правильно подобрана и умело нанесена на животное, то она будет обеспечивать качественное перемещение повозки, саней на снегу или человека. Неправильная установка компонентов может привести к различным проблемам, включая повреждения лошади или разрыв деталей сбруи.

Сбруя для лошадей

Обратите внимание! Элементы сбруи нуждаются в уходе. По окончании работы упряжь нужно вывесить сушиться в хорошо проветриваемом месте, а перед новым использованием смазать жиром или маслом все ремни.

Строение и виды упряжки

Существует несколько видов сбруи, предназначенных для разных видов работы.

Виды упряжек с хомутом

Русская или дуговая одноконная упряжка

Этот тип упряжки предполагает наличие особой детали - дуги, которая будет действовать для перераспределения нагрузки с плеч коня на весь его корпус. Считается, что такой тип запряжки позволяет перевозить большие грузы одним животным, не позволяя ему сильно устать.

Дуговая одноконная упряжка

В комплект данного вида запряжки входит:

  • хомут;
  • дуга;
  • шлея для лошади;
  • седёлка;
  • чересседельник;
  • уздечка;
  • вожжи.

Основное тягловое усилие распределяется между хомутом и дугой. На крепость и качество этих элементов следует обратить особое внимание. Дуги бывают гнутые из цельного дерева и клеёные. Предпочтение следует отдавать цельной дуге.

Постромочно-дышловая

Данный вид запряжки применялся в старину для телег. Дуга в этой запряжке не использовалась. Два или четыре коня ставились по обе стороны от одной оглобли (дышла) и прицеплялись к ней при помощи системы ремней (постромок).

Постромочно-дышловая упряжка

Участие нескольких лошадей в повозке позволяло животным меньше уставать.

Тачаночная

Упряжка отличается от постромочно-дышловой тем, что по сторонам оглобли кони ставились по две в ряд. В итоге повозку тянули вчетвером.

Тачанки пользовались большой популярностью во время гражданской войны в России. Повозка развивала высокую скорость, позволяя уходить от врага.

Цуг

Утративший актуальность в настоящее время вид упряжки, когда несколько коней (до восьми) ставились друг за другом - цепочкой. Такой тип запряжки не позволял развивать большую скорость и затруднял управление (кнут возницы мог достигать длины нескольких метров).

Виды упряжек с нагрудником

Одноконная бездуговая

Как понятно из названия, в комплектацию упряжи не входит дуга. Такой тип запряжки характерен для стран Европы. Основная нагрузка ложится на хомут или кожаный широкий нагрудник.

Постромочная

Постромочная запряжка

Запряжка, которая исключает использование дуги и оглобель. Их функцию выполняют кожаные постромки. Этот вид запряжки не эффективен из-за того, что при торможении повозка наезжает на лошадь, при движении в сторону угол поворота закладывается слишком большой.

Комбинированная

Система упряжи, включающая элементы дышловой и постромочной запряжек. Она используется при запряжке не менее 6 животных и позволяет максимально эффективно их использовать. В такой запряжке роли коней чётко распределены:

  • коренники - задают направление;
  • выносные - самые сильные особи, несущие основную нагрузку;
  • пристяжные - задают направление поворотов.

Основные детали упряжки

Элементы сбруи:

  • Шлея - ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
  • Седёлка - устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
  • Дуга - деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
  • Чересседельник - ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
  • Хомут - элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.

Элементы сбруи

Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею.

  • Супонь - верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
  • Ремённые горты (или гужи) - петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
  • Подбрюшник - лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
  • Поводья (вожжи для лошади) - длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
  • Зга - колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
  • Ногавки - кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
  • Вальтрап (или потник) - покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
  • Подпруга - широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
  • Мартингал - ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.

Также основной деталью является уздечка - система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:

  • суголовный ремень - проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
  • нащёчные ремни - два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
  • подгарочный ремень - прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
  • налобник - ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
  • капсюль - лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
  • трензель - конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
  • поводья - ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.

История появления сбруи

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности. На фресках возрастом более четырёх тысяч лет изображены всадники на колесницах. В древних гробницах разных стран были найдены те или иные элементы упряжи. Учёные предполагают, что люди и раньше пользовались сбруей, но свидетельств этому найдено не было.

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности.

Раньше, когда социальное положение человека имело большее значение, чем сейчас, его приходилось подчёркивать за счёт украшения сбруи. В Средние Века эта тенденция изменилась, владельцы лошадей стали больше внимания уделять функционалу.

После XVI века в связи с появлением открытых экипажей и разнообразных карет мода на красивую упряжь для лошади вернулась. В такое время богатые заводчики лошадей предпочитали яркость и вычурность функциональным характеристикам упряжки лошадей.

Сейчас практическое значение сбруи утратило свою актуальность из-за появления техники. Однако эти животные до сих пор применяются в конном спорте или просто для хобби.

Когда люди говорят «сбруя для лошадей», они предполагают, что это приспособление представляет собой систему ремней и деревянных деталей, которые надеваются на коня и служат как способ облегчить животному перевоз грузов. Сбруя может быть разнообразной, соответственно разным видам лошадиных упряжек.

Согласно археологическим сведениям, первая примитивная сбруя для повозки была изобретена еще за несколько тысячелетий до нашей эры. Конструкция приспособления была чрезвычайно проста и состояла всего лишь из нескольких элементов, которые отвечали за тягу примитивных двухколесных средств передвижения.

Значение дизайну и красоте сбруи начали придавать древние персы, которые разъезжали на закрытых повозках, запряженных четверками лошадей. На то время внимание уделялось созданию упряжей, которые обеспечивали равномерное распределение тяги на каждое животное и обладали внешней привлекательностью.

Более совершенная сбруя использовалась древними греками. В этот период упряжь состояла из грудного ремня, который отвечал за тягу повозки, ярма, подпруги и вожжей. Чем богаче был хозяин лошадей, тем изысканнее была сбруя. То же можно сказать об упряжи времен Римской империи, когда распространенным транспортом выступали колесницы.

В Средневековье оснащение сбруи декоративными элементами утратило былую актуальность, поскольку повозки имели чисто практическое назначение и использовались преимущественно в качестве грузового транспорта.

Схожие черты с современной сбруя приобрела в средине шестнадцатого века во времена широкого распространения легких и удобных пассажирских экипажей. С появлением карет упряжь стала еще более совершенной. На это время сбруя шилась в расчете на использование в одиночных повозках, парах, шестерках и восьмерках.

Что представляет собой сбруя?

Выездная сбруя для лошадей - набор приспособлений, которые применяются для упряжи тягловых животных в повозку, седлания и управления. Исходя из количества коней в упряжке, выделяют парную, одноконную, бездуговую и дуговую сбрую. Подбирается набор приспособлений под каждое животное индивидуально.

В точности подогнанная сбруя для лошадей, изготовленная из качественных, надежных материалов, не только обеспечит безопасность во время передвижения, удобство управления, но также не будет причинять животному дискомфорт. Поэтому выбор сбруи выступает ответственной задачей, от которой напрямую зависит работоспособность и здоровье лошади.

Элементы сбруи лошади

Сбруя для упряжки лошадей состоит из следующих элементов:

  1. Хомут - одно из важнейших приспособлений, задачей которого выступает равномерное распределение нагрузки на плечи и шею коня. Указанный элемент помещается на шею животного в области холки, в нижней части проходит у самого основания шеи. Форма и ширина хомута подбирается индивидуально.
  2. Шлея - позволяет избежать сползания хомута во время передвижения. Представлена в виде нескольких откосных, продольных и поперечных ремней.
  3. Узда - надевается на голову лошади. Применяется для управления животным. Уздечка может быть с одним, двумя удилами или без них. Приспособление без удил используется для удержания лошади во время ее перемещения вне упряжки.
  4. Вожжи - применяются для дистанционного управления лошадью. Выполняются в виде длинных, гладких, удобных для удержания ремней. Окончания вожжей соединяются с удилами.
  5. Седелка - конструктивный элемент сбруи, что предназначен для поддержания оглобель.
  6. Чересседельник - выполняется в виде ремня, который идет от оглобли через седелку.
  7. Подпруга - используется для фиксации седла в статичном положении. Представляет собой широкий, эластичный ремень.

Типы сбруи

Давайте рассмотрим, на какие разновидности разделяется сбруя для лошадей. Фото каждой из них представлены в данном материале.

Согласно целевому назначению выделяют такие типы сбруи:

  • выездные;
  • транспортные;
  • сельскохозяйственные.

Транспортная сбруя применяется для снаряжения упряжек, предназначенных для перевозки людей и мелких грузов. Ввиду сравнительно невысоких нагрузок, такие конструкции отличаются незначительным весом и изготавливаются в расчете на многолошадные упряжки.

Сельскохозяйственная сбруя для лошадей может быть одинарной и пароконной. Конструкции выездных упряжей отличаются особым разнообразием. Их строение зависит от количества лошадей, что будут тянуть повозку. Ниже рассмотрим другие распространенные типы сбруи.

Одноконная

Одноконная сбруя для лошадей выполняется в нескольких вариантах - дуговом и бездуговом. Как следует из определения, рассчитаны такие приспособления на одно животное.

Дуговые упряжи включают в себя дуги, гужи, хомуты, супони, сиделки и чересседельники, уздечки шлеи, вожжи. Что касается бездуговых изделий, в таких конструкциях основную тяжесть повозки берет на себя прочная, широкая шлея. Зачастую наряду с одноконной сбруей применяются укороченные оглобли, что соединяются напрямую с седелкой, а не с хомутом.

Постромочная

Постромочная упряжь отличается наиболее простой конструкцией. Поэтому запросто может быть изготовлена такая сбруя для Впрочем, несмотря на данное преимущество, ее использование приносит немалый дискомфорт, так как во время движения вперед не всегда удается контролировать перемещение повозки.

Постромочная сбруя для лошадей обеспечивает тягу за счет постромок и хомута. Ввиду минимального количества конструктивных элементов, которые отвечают за стабилизацию повозки, такую упряжь рекомендуют снабжать дополнительными тормозами.

Постромочно-дышловая

Применяется как для одноконных, так и для пароконных упряжек. Применение такой сбруи обеспечивает повышенный контроль над передвижением повозки.

Если рассматривать части сбруи лошади данного характера, основным элементом здесь выступает дышло. По этой причине постромочно-дышловая конструкция выступает не слишком подходящим решением для сельскохозяйственного использования. Основным недостатком здесь является повышенное давление дышла на хомут, что вызывает немалый дискомфорт у животных.

Сбруи для лошадей спортивные

Выступали широко распространенной разновидностью упряжи в прошлом веке. Сегодня довольно редко можно встретить в двухколесные повозки.

Состоит из дышла и постромок. При этом одна лошадь или несколько животных запрягаются по бокам дышла. В то же время постромки соединяются с вагами.

Комбинированная сбруя

Комбинированная разновидность упряжи выступает западноевропейской разработкой. Применяют ее для снаряжения повозок, в которые запрягаются от 6 до 8 лошадей. При этом животные располагаются в повозке согласно габаритам, силе и росту. К примеру, у самой повозки располагаются коренастые лошади, что сдерживают движение. Далее запрягаются животные беговой породы, которые соединяются с дышлом постромками. Впереди идут наиболее слабые выносные лошади. Последние задают направление передвижения и также запрягаются постромками.

Цуг

Представляет собой немецкое изобретение. Применяется для упряжки одновременно шестерых лошадей. Аналогично сбруе спортивного типа, подобные приспособления сегодня используются не часто. При эксплуатации цуга лошади передвигаются по парам или гуськом.

В заключение

Скорость передвижения, тягловые возможности, удобство управления повозкой и комфорт для лошади в ходе езды во многом определяется качеством используемой сбруи. Изготовление и подгонка упряжи под индивидуальные параметры животного способствуют продолжительной и эффективной эксплуатации приспособления. Взвешенный подход к выбору сбруи способствует обеспечению безопасности и выполнению возложенных на нее задач.

Упряжь для лошади – практически незаменимый аксессуар, который используется для удобства и самого хозяина, и животного. Первый с помощью такого снаряжения обозначает свой доминантный статус и получает возможность управлять конем без принуждения. Лошадь же с помощью упряжи учится исполнять возложенные на нее обязанности.

Сегодня мы подробнее рассмотрим, что же такое конская упряжь – для чего она необходима, из чего состоит, какие вариации имеет. Также мы предлагаем подробную пошаговую инструкцию, из которой можно будет понять, как грамотно запрягать лошадь.

Археологические находки убедительно доказали, что примитивные варианты конской упряжи человек стал использовать за 2000 лет до н.э. Наибольшее распространение она получила в эпоху античности, когда начались великие военные походы.

Древние греки, а за ними и древние римляне придавали большое значение оснащению своих боевых коней, а потому и сбруя для них изготавливалась с особым мастерством. В те времена было принято делать упряжь не только прочной, но и красивой.

Обычай парадного облачения лошадей переняли европейцы. В средние века, в эпоху расцвета рыцарства, боевых коней и вовсе начали превращать в передвижные крепости, навешивая на них тяжеленные латы из железа. К счастью, данный вид упряжи быстро канул в небытие — не каждая лошадь могла нести на себе такой груз, только мощные, рослые, коротконогие породы, которые были не способны пускаться галоп, зато прекрасно умели выполнять роль живых танков и могли топтать своих противников.

В эпоху Возрождения и Просвещения в моду стали входить изящные тонконогие арабские скакуны, для которых требовалась легчайшая упряжь. Некоторые ее элементы перешли из обихода арабских кочевников, другие были изобретены западными наездниками самостоятельно.

В России лошадь издавна исполняла сразу несколько ролей: была не только боевой подругой, но и верной помощницей в хозяйстве. Поэтому русские крестьяне придумали свой вариант упряжи, приспособленный специально для плуга и телеги. А еще коней запрягали по праздникам в красивые экипажи или сани, если дело было зимой, для чего использовались декоративные элементы сбруи.

Знаменитые конные тройки с расписными дугами, бубенцами и лентами на них, с узорчатыми хомутами и красными кисточками на уздечках — это визитная карточка традиционной русской культуры и узнаваемый образ: «Русь - птица-тройка».

Особенности конской упряжи

Лошади - свободолюбивые и темпераментные животные, которых невозможно подчинить своей воле силой. Чтобы найти с ними общий язык, людям следует проявлять терпение и заботу, но также обозначать свое приоритетное положение. Нельзя использовать в обращении с лошадьми грубость и причинять им боль, поэтому человеку пришлось придумать другой способ управления - так появилась конская упряжь.

Для молодых животных облегченный вариант упряжи - это элемент воспитания, который служит для привития дисциплинарных навыков. Недаром до сих пор существует процедура «укрощения» молодняка. Коня объезжают, первый раз надевая на него уздечку и седло. После этого он признает человека своим хозяином и покоряется ему.

Управление конем осуществляется с помощью системы ремней и вспомогательных деталей, которые в особом порядке размещаются на туловище. Сбрую используют как для езды верхом, так и для передвижения в повозке.

Подобный вид снаряжения включает в себя множество элементов, которые в зависимости от конкретной ситуации, могут использоваться в разных комбинациях. Например, для того, чтобы тянуть повозку, лошадь придется обрядить по полной программе, а для вывода на смотровую дорожку на выставке достаточно только уздечки.

Чаще всего сбрую изготавливают из хорошей мягкой кожи. Ее качество играет огромную роль, потому что материал самым тесным образом соприкасается с телом животного.

Упряжь должна быть легкой, но в то же время прочной, ее размещают на крупе особым образом, чтобы конь не испытывал дискомфорта и не поранился. Если ремни случайно натрут кожу лошади, она не сможет работать, а еще такой инцидент грозит серьезными заболеваниями.

Неправильно размещенное седло, слишком туго затянутые удила, тесный повод заставят животное сбросить всадника или вызовут неконтролируемый стресс. Поэтому коневодам очень важно знать, как следует взнуздывать своих четвероногих питомцев.

Из чего состоит сбруя?

Снаряжение для лошади включает в себя множество элементов. Все они определенным образом состыкуются между собой, образуя единую систему. Состав деталей может изменяться в зависимости от типа упряжи. Например, хомут не используют для верховой езды, а седло - для повозки.

Таблица 1. Основные элементы конской сбруи

Элемент Описание

Главная часть тягловой упряжи, используемой для прикрепления повозки или плуга. Представляет собой снаряд из двух деревянных изогнутых половинок, накладываемых на шею лошади. К хомуту присоединяют оглобли от возка.

Накладывается на верхнюю часть спины, чуть дальше холки, служит для амортизации и смягчения толчков в то время, как лошадь тянет повозку.

Закрепляется рядом с седелкой, служит для фиксации хомута и оглоблей.

Амортизирующий элемент, который смягчает толчки от хомута во время поездки.

Ремень, опоясывающий круп лошади, который удерживает всю сбрую на теле во время резкого торможения.

Длинный тонкий ремень, закрепленный на голове и соединенный с удилами и поводом.

Железный короткий стержень, просовываемый рот лошади и закрепляемый между зубами.

Пристегиваются к удилам и служат для управления конем.

Предназначено для езды верхом, также служит средством защиты спины лошади от чрезмерных нагрузок. Иногда данный элемент используют и при запрягании животного в повозку.

Основные виды упряжи

Существует несколько классификационных групп конного снаряжения. Так, в зависимости от сферы использования, выделяют упряжь сельскохозяйственного назначения (для полевых работ), выездную (для конного спорта) и транспортную (для повозок). Кроме того разделение осуществляется по числу коней в упряжках, которые бывают одиночными, парными и многолошадными (от трех до 6-8 животных).

Классификация производится также по способу запрягания, потому что от этого зависит, какие элементы сбруи будут или не будут использоваться. В данном случае выделяют семь групп.

  1. Одноконно-дуговая - в повозку запрягают только одно животное, используют при этом деревянную дугу и полное гужевое облачение.
  2. Оглобельно-постромочная - в данном случае присутствуют все элементы предыдущего варианта, кроме дуги. Ведущую роль гужевой детали выполняет шлея. Оглобли имеют укороченный размер и крепятся не к хомуту, а седелке.
  3. Постромочно-дышловая - основным элементом является дышло, с помощью которого регулируются поворотные движения повозки. Таким манером можно запрягать и одного, и двух коней.
  4. Постромочная - максимально упрощенный вариант без дуги и оглобель. Конструкция фиксируется с помощью хомута и постромочных ремней. Такой вид упряжи часто снабжают ручным тормозом, потому что иначе трудно остановить чересчур разогнавшуюся лошадь.
  5. Тачаночная - устаревший вид упряжи, рассчитанный на 4 животных. Два из них в середине запрягаются с помощью дышла, а боковые лошади - с помощью постромок.
  6. Комбинированного типа - применяется для большого количества коней: 6-8. Снаряжение включает в себя дышло, постромки и оглобли.
  7. Цуговая - используется для шестерки лошадей. В дышло впрягаются коренные животные, а выносные пристегиваются постромками.

Как правильно запрягать лошадь?

Непосредственно перед надеванием сбруи на животное, снаряжение необходимо проверить. Все ремни и скрепляющие элементы должны быть целыми. Поврежденная упряжь может лопнуть из-за нагрузки, что опасно и для лошади, и для человека-возницы. Также нужно осмотреть коня, особое внимание уделить состоянию копыт и спины.

Животное должно быть спокойным, если оно нервничает и мечется, то сначала следует выяснить причину такого поведения, которое может быть следствием стресса либо начинающегося заболевания.

Таблица 2. Пошаговая инструкция по запряганию лошади

Иллюстрация Описание
Шаг первый: сначала в рот вставляют удила, а сверху накидывается уздечка.
Шаг второй: правой же рукой поднимите уздечку и проденьте ее между ушей, располагая на своих местах залобный и налобный ремни.
Шаг третий: расправьте конструкцию, затем затяните ремень под нижней челюстью, но не сильно, чтобы не придушить животное - в зазор должен проходить кулак. Все ремни должны лежать ровно, без перекручиваний.
Шаг пятый: наденьте на шею хомут, клещами вниз.
Шаг четвертый: далее положите на переднюю часть спины лошади седелку и затяните снизу подпругу. Фиксировать этот элемент нужно в меру туго, чтобы не съезжал, но и не давил на живот.
Шаг шестой: теперь подойдите к животному слева, пристегните и расправьте шлею, проследите, чтобы между крупом и ремнем остался зазор толщиной с ребро ладони.
Шаг седьмой: далее возьмите в руку оглоблю и повод чересседельника - закрепите его петлей на деревянной палке, перекиньте через спину коня и повторите процедуру с другой стороны.
Шаг восьмой: наденьте седельник и хорошо затяните подпругу.
Шаг девятый: подровняйте оглобли до одинаковой длины, установите вертикально дугу, соедините ее с оглоблями и затяните гуж узлом. То же самое проделайте с другой стороны.
Шаг десятый: возьмите ремень чересседельника, пропустите его под оглоблей и плотно примотайте к ней.
Шаг одиннадцатый: перейдите к голове лошади, расправьте вожжи и протяните их через кольца удил, сначала слева, потом справа.
Завершение: еще раз проверьте все узлы и натяжение подбрюшного ремня и шлеи.

Видео — Процесс запрягания лошади

Как распрягают лошадь?

После тяжелой работы или долгой поездки животное сильно устает, поэтому снимать с него сбрую нужно быстро, но аккуратно. Сначала избавляются от повозки и ослабляют подруги, давая лошади отдохнуть около десяти минут. Ей необходимо успокоиться, иначе она может лягнуть или укусить человека в приступе раздражения.

После того, как конь придет в благодушное настроение, с него снимают вожжи, подбрюшник и чересседельник, далее избавляются от хомута и седелки. Теперь животное необходимо тщательно протереть от пота, а если в конюшне холодно, то укрыть сверху попоной.

Уход за конной упряжью

После снятия амуницию следует тщательно осмотреть на предмет возможных повреждений. Упряжь контактирует с кожей животного, а потому пропитывается потом, еще на ней оседают дорожные пыль и грязь. Все загрязнения тщательно стирают влажной губкой, а затем сбрую просушивают, после чего намазывают специальным воском.

Раз в две недели все ремни промазывают седельным маслом, иначе они начнут трескаться. Не использующуюся упряжь развешивают на специальных стойках в хорошо проветриваемой комнате и тщательно расправляют, чтобы не образовывалось заломов.

Заключение

Для управления лошадью используется специальная конструкция, называемая конной упряжью. Она представляет собой систему ремней и вспомогательных элементов, которые закрепляются на теле животного особым образом. Запрягать лошадь следует по определенному алгоритму. Непосредственно перед процедурой следует убедиться, что животное не нервничает и не испытывает проблем со здоровьем.

Снаряжение тоже тщательно проверяют на предмет целостности. После того, как упряжь будет снята, ее нужно почистить и просушить, а затем развесить на стойках для хранения.

Видео — Как сделать уздечку