Манассия царь иудейский. Царь Манассия: нечестие и покаяние Почему манассия провел сына через огонь

Манассия

Но после того, кто, согласно летописцу, был лучшим из царей Иудеи со времен Соломона, на царствование взошел его сын Манассия, который был самым худшим. Он восстановил все обычаи своего дедушки Ахаза:

2 Пар., 33: 9. Но Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых.

Теперь перед летописцем встала дилемма, поскольку Манассия правил в течение пятидесяти пяти лет и, насколько мы можем узнать из Четвертой книги Царств, это царствование было мирным и спокойным.

Поэтому летописец насылает на него бедствие; бедствие, которое не упоминается в Четвертой книге Царств:

2 Пар., 33: 11. И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского; и заковали они Манассию в кандалы, и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон.

Возможно, теперь летописец сгустил краски, но, по-видимому, он не пытается прибегнуть к чистому вымыслу. Тогда можно предположить, что во время царствования Манассии произошло нечто такое, что летописец мог интерпретировать как плен.

Несомненно, что во времена Манассии Иудея была ассирийским данником, и цари-данники обыкновенно были вынуждены посещать столицу в знак выражения преданности или участвовать в какой-нибудь административной деятельности. Ассирийские записи говорят о двух случаях, в которых Манассия присутствовал в столице. Однажды это было в 672 г. до н. э., после того, как Манассия правил в течение двадцати лет. Сахердан был тогда царем Ассирии и стремился обеспечить для своего сына и преемника, Ашшурбанипала, спокойное наследование царства. Поэтому он приказал разным вассальным царям, включая Манассию, приехать в Ассирию, чтобы поклясться в верности и преданности.

В действительности Манассия не был пленен в Ассирии завоевательским войском, но вполне возможно, что он оставался в компании ассирийской военной охраны, и народ (и даже сам Манассия) совершенно не могли быть уверены в том, что ужасный Сахердан не мог решить держать его пленником и заменить его на престоле кем-нибудь другим. Отсюда летописцу было легко домыслить плен Манассии и указать на соответствующую мораль.

Однако Манассия вернулся из Ассирии и правил в течение еще одного поколения. Этого нельзя было отрицать, и это нужно было объяснить согласно взглядам летописца. Единственный способ состоял в том, чтобы описать, как Манассия раскаялся и затем вернулся в Иерусалим как царь-реформатор (что не упоминается ни в Четвертой книге Царств, ни в словах пророка того времени Иеремии).

2 Пар., 33: 12–13. И в тесноте своей он стал умолять лице Господа, Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог.

Из книги Пророки и цари автора Уайт Елена

Глава 32 Манассия и Иосия Иудейское царство, процветавшее во времена Езекии, вновь пришло в упадок в годы продолжительного царствования нечестивого Манассии, при котором возродилось язычество и многие увлеклись идолопоклонством. «Но Манассия довел Иудею и жителей

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Манассия Езекии наследовал сын Манассия (696–641 гг. до Р. Х.), при котором вновь пышным цветом расцвели языческие культы. Царь вообще делал много неугодного в глазах Господа: отстроил разрушенные при его отце жертвенники иноземных богов, велел поставить в храме Господнем

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

50. До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. 51. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что (говорил он) Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. 52. А другому нарек имя: Ефрем,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

5. И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; 6. дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

19. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего. 20. И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: 21. Манассия - Ефрема, и Ефрем

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

10. Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; После Ахаза воцарился Езекия, сын его и царствовал 29 лет (727-698). После Езекии вступил на престол сын его Манассия, 12 лет и царствовал 50 лет (698-643). После Манассии воцарился сын его Аммон, или Амон (в Евангелии от

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Манассия и Ефрем Некоторое время спустя Иосифа известили о том, что отец его заметно слабеет. Взял тогда Иосиф с собой двух своих сыновей, Манассию и Ефрема, и пошел к отцу. 2 Когда Иаков услышал, что его сын Иосиф пришел к нему, собрался Израиль с силами, приподнялся, сел на

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Манассия - царь Иудеи (2 Пар. 33:1-10, 18–20)1 Манассии было двенадцать лет, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме пятьдесят пять лет. Его мать звали Хефциба. 2 Он делал зло в глазах Господа, следуя омерзительным обычаям народов, которых Господь прогнал от израильтян. 3 Он

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Манассия - царь Иудеи (4 Цар. 21:1-10, 17–18)1 Манассии было двенадцать лет, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме пятьдесят пять лет. 2 Он делал зло в глазах Господа, следуя омерзительным обычаям народов, которых Господь прогнал от израильтян. 3 Он отстроил святилища на

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Ефрем и Манассия Иакову было 130 лет, когда он переселился в Египет. Он прожил там еще 17 лет. А затем настало время, и он почувствовал приближение смерти. На смертном одре он попросил Иосифа привести к нему своих сыновей. Иосиф привел своих юных сыновей, чтобы дед благословил

Из книги автора

Манассия В 693 г. до н. э. Езекия умер и на престол взошел его двенадцатилетний сын Манассия, пятнадцатый царь из рода Давида, и правил в течение пятидесяти пяти лет.Теперь гибельное восстание против Сеннахирима напоминало о биче Божьем, о котором говорили пророки. Ассирия

Из книги автора

Манассия Но после того, кто, согласно летописцу, был лучшим из царей Иудеи со времен Соломона, на царствование взошел его сын Манассия, который был самым худшим. Он восстановил все обычаи своего дедушки Ахаза: 2 Пар., 33: 9. Но Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того,

Из книги автора

Манассия Когда почил Езекия с отцами своими, то воцарился Манассия, сын его. Было ему в тот момент двенадцать лет, и пятьдесят лет царствовал он в Иерусалиме. И этот сызмальства делал неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица

Из книги автора

XLIV Цари иудейские Иоас, Ахаз, Езекия и Манассия. Пророк Исаия. Преобразовательная деятельность царя Иосии В то время как царство Израильское, окончательно отвергнувшее Закон Божий, неудержимо стремилось к неизбежной гибели, ускорявшейся возраставшим нечестием и

Процветало поклонение солнцу, луне и звездам, процветали колдовство и чародейство.

История

Манассия унаследовал трон в возрасте 12 лет и царствовал 50 лет (4Цар. ). Большую часть его правления Иудея была вассалом Ассирии , находившейся в зените своего могущества. Манассия упоминается вместе с 22 другими царями региона (включая Кипр) в одной из надписей, высеченных по приказу ассирийского царя Асархаддона (681-669 гг. до н. э.), сообщающей, что Асархаддон обязал их доставить камень и лес для строительства дворца в Ниневии . Большинство этих царей, в том числе Манассия, упомянуты также в надписи Ашшурбанипала (669-627 гг. до н. э.), где говорится, что в начале его царствования армии этих царей сопровождали ассирийские войска в походе на Египет .

Манассия отменил религиозные реформы своего отца Езекии и ввёл языческие элементы в храмовую службу (4Цар. ).

Раввинистическая интерпретация

Напишите отзыв о статье "Манассия (царь Иудеи)"

Примечания

Ссылки

  • - статья из Электронной еврейской энциклопедии
Предшественник:
Езекия
Хизкияу
Иудейский царь
- 642 до н. э.

- 642 до н. э.
- 642 до н. э.

Преемник:
Амон
Амон

Отрывок, характеризующий Манассия (царь Иудеи)

– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.

И преемник благочестивого царя Езекии, он занял престол в 12-летнем возрасте и, поддавшись влиянию идолопоклоннической партии, разрушил все благие начинания своего отца, преследовал и избивал пророков и служителей Иеговы и всячески поощрял наихудшие формы идолослужения. "Подражая мерзостям" ханаанских народов, он "провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделали неугодного в очах Господа, чтобы прогневить Его". Истукан Астарты, богини распутства и всякой нечистоты, М. поставил в самом храме Иеговы. Всем этим царь развратил иудеев до того, "что они поступали хуже всех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых". М. отличался также жестокостью: когда пророки стали обличать его, он пролил "весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края". От его руки погиб мученической смертью и великий пророк Исайя, с которым смолкло мужественное слово пророков и остались только "немые псы", как язвительно называл Исайя ложных пророков, потворствовавших порокам царя. На 22 году царствования М. ассирийский царь Эсаргаддон осадил Иерусалим, взял М. в плен и в оковах увел его в Вавилон. Тяжесть постигшего бедствия пробудила в М. покаяние; по восстановлении на престоле он старался хоть отчасти загладить свое прежнее нечестие и восстановил богослужение в храме Иерусалимском. Царствовал всего 55 лет. Имя его осталось ненавистным потомству. От него сохранилась молитва, которая в славянской Библии помещена после 2 книги Паралипоменон , в переводе с греческого (в евр. ее нет). О царств. М. см. 2 Парал. XXXIII, 1-20; ср. 4 Цар. XXI, 1-18.
. Л .

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Манассия царь иудейский" в других словарях:

    15 й царь иудейский (с 697 г. до Р. Хр.). Сын и преемник благочестивого царя Езекии, он занял престол в 12 летнем возрасте и, поддавшись влиянию идолопоклоннической партии, разрушил все благие начинания своего отца, преследовал и избивал пророков … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Манассия. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Манассия (ивр. מְנַ … Википедия

    Основная статья: Правители Древнего Израиля и Иудеи На этой странице приведен список царей правивших в Иудейском царстве, в 922 568 до н. э.. Царствующая династия была одна потомков царя Давида. Ровоам  922 915 до н. э. Авия 915 913 до н. э. Аса… … Википедия

    Статью об израильском царе Иораме см. Иорам (царь Израиля) Иорам (ивр. יוֹרָם, יְהוֹרָם‎, Иегорам «Бог высок»), сын Иосафата (Йегошафата) царь Иудейского царства, правивший с 851 по 843 г. до н. э.(из них, видимо, пять лет как соправитель отца).… … Википедия

    Иоас (ивр. יהואש‎, Иегоаш) царь Иудейского царства, сын Охозии, спасённый женой первосвященника Иодая (Иосавефой) от ярости Гофолии (Аталии), желавшей истребить весь царский род Давида. Молодой царь следовал советам и указаниям первосвященника,… … Википедия

    царь - А. Темы в Библии ЦАРЬ как тема первой Царств: 1Цар 11:15 Б. Земные цари 1. Примеры неизраильских царей четыре царя, воевавшие с пятью: Быт 14:8 11 Мелхиседек, царь Салимский: Быт 14:18 перечень царей Едома: Быт 36:32 39 фараон, царь Египта: Исх 1 … Библия: Тематический словарь

    - (заставляющий забыть) имя следующих лиц: а) (Быт.46:20) первенец Иосифа от Асенефы. Название объясняется тем, что при рождении Манассии, Иосиф, отец его, сказал: Бог дал мне забыть все несчастия мои и весь дом отца моего. Когда он и брат его,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора. - Эта статья о легендарном библейском царе, см. также Соломон (имя). Соломон др. евр. שְׁלֹמֹה, Шломо … Википедия

Сын Езекии Манассия пошел по стопам деда, а не отца. Став в двенадцать лет соправителем своего отца, а с 687 года царем, он правил пятьдесят пять лет в Иерусалиме. При нем возродились языческие мерзости. Имя его по-еврейски звучало: «Менаше», что значит: предающий забвению. Оно соответствовало характеру его правления: он предал забвению благочестие отца. Из повествования, которое делает священный писатель, следует: царствование Манассии — самая порочная эпоха Иудейского царства. Он не только восстановил все уже вводимые ранее, при нечестивых предшественниках, языческие культы, но учредил еще и новые (например, сабеизм — поклонение светилам). Жертвенники этого идолопоклонства он построил даже на обоих дворах Иерусалимского храма. Подобно Ахазу Манассия ввел в Израиле омерзительный и ужасный культ Молоха — сиро-финикийского и аммонитянского идола. Это — медная статуя с бычьей головой, человеческим туловищем и прочими человеческими членами. Он был пуст внутри, имел опущенные вниз руки. На них клали обреченных ему в жертву детей, сгоравших от пылающего снизу пламени. Местом служения этому культу была долина Енома (или Генома), откуда происходит слово «геенна». Он гадал, ворожил и завел вызывателей мертвецов и волшебников. По древнему достоверному преданию, именно при царе Манассии был умучен величайший пророк Исаия . Для сугубого мучительства использовалась деревянная пила, которою пророк был перепилен между кедровыми досками за обличение царя Манассии.

Священный писатель 4-й книги Царств повествует о правлении Манассии достаточно кратко, но из параллельного текста во 2-й книге Паралипоменон (32, 11-20) известно, что Господь наказал царя, предав его в руки ассирийцев: заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон (2 Пар 33, 1).

В плену Манассия раскаялся, просил у Бога прощения и был возвращен в Иудею, где старался загладить последствия тяжких своих грехов: отменил идолослужение, восстановил Иерусалим и другие города. Прочие дела Манассии, и молитва его к Богу своему, и слова прозорливцев, говоривших к нему именем Господа Бога Израилева, находятся в записях царей Израилевых (2 Пар 33, 18). По-видимому, речь идет о не дошедших до нас летописях, которые обычно составлялись при царях. Поэтому в еврейском тексте покаянная молитва Манассии не сохранилась. Она дошла до нас в греческой Библии и составляет неканоническую часть 2-й книги Паралипоменон (в 36-й главе). Молитва является выражением горячего молитвенного чувства, глубокого раскаяния в совершенных грехах и потому считается образцом покаяния. Об этом говорится в чинопоследовании Таинства исповеди: «Манассиину молитву приемый...»

Ему наследовал двадцатидвухлетний сын Аммон, который ходил путями нечестия. Через два года его убили слуги.

Среди многих и высочайшей степени драматических личностей, запечатленных в Священном Писании Ветхого Завета, одной из самых драматических является Манассия - один из последних царей южноеврейского царства.

В его время северное еврейское царство - Израильское, уже было разрушено и завоевано кровожадными ассирийцами, Салманассар и Саргон уже захватили Самарию, уведя в жестокий ассирийский плен десятки, а может быть и сотни тысяч, израильтян - весь цвет нации, и переселили на их место язычников из арамейских провинций Ассирии.

Но южное еврейское царство - Иудейское еще стоит. Политически слабое, колеблющееся, дрожащее пред всеми своими соседями, измельчавшее, ослабленное, многократно изменявшее своему Господу - Единому Богу Истинному, многократно впадавшее в самое отвратительное идолослужение, многократно уже наказанное за это Богом, потерявшее большую часть своих прежних владений, прежнее богатство, прежнюю славу, оно дает однако как раз в эти времена внутренние плоды изумительной чистоты и высоты, духовные плоды, каких не давало в лучшие периоды своего политического рассвета. На улицах Иерусалима гремит голос сродника царей, св. пророка Божия Исаии, уже слышны его почти евангельские слова: "Забудет ли мать дитя свое? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, говорит Господь", "Как прекрасны ноги благо вестника, возвещающего мир, благо-вествующего радость, проповедавдщего спасение". Уже раздалась его яркая проповедь о грядущем Спасителе: "Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши, наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 49,15; 52,7; 53,4).

Отец Манассии - царь Езекия, благочестив. Он благоговейно слушает своего сродника (дядю или двоюродного брата), пророка Исаию, и Господь дает царю яркие свидетельства Своей силы, как в личной жизни царя, так и в судьбах его государства: заболев смертельно и получив чрез пророка Исаию указание, что дни его сочтены, царь Езекия помолился Богу, говоря: "Господи, вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих". И заплакал сильно. Пророк Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: "возвратись скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. И вот Я исцелю тебя: в третий день пойдешь в дом Господень, и прибавлю к дням твоим пятнадцать лет".

Царь Ассирийский Сенахерим, властитель всего Ближнего Востока, от Кавказа до Египта и от Средиземного моря до Индии, вторгается в Иудею и осаждает Иерусалим, чтобы взять и разрушить его, как разрушена была северная еврейская столица Самария и другие израильские города. Но Езекия молится: "Господи Саваоф. Боже Израилев, селящий на херувимах. Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь, открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сенахерима, который поносит Тебя, Бога живаго. Правда, о Господи, цари Ассирийские опустошили все страны и земли, но там были не боги, а изделия рук человеческих, дерево и камень; потому могли истребить их ассирийцы. А ныне. Господи Боже наш, да узнают все царства земли, что Ты един Истинный Господь и Бог, спаси нас от рук их."

И Господь посылает пророка Исаию сказать царю:

"Так говорит Господь о царе Ассирийском: - не войдет он в этот город, и не бросит сюда стрелы и не приступит к нему щитом. По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради раба моего Давида".

"И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали по утру, и вот все тела мертвые. И отступил и пошел и возвратился Сенахерим, царь Ассирийский" (Ис. XXXVII, 33-37).

И Езекия, начавший свое царствование в политической стесненности и бедности, кончает его в богатстве и славе, как духовной, так и земной.

"И было у Езекии богатства и славы весьма много: и хранилища он сделал себе для серебра и золота и камней драгоценных, для ароматов и для щитов и для всяких драгоценных сосудов. И кладовые сделал для произведений земли и для хлеба, вина и масла, и стойла для копей и скота. И города построил себе, потому что дал ему Бог весьма большое имущество" (2 Пар. 32,27).

Вот под какими впечатлениями, под какими влияниями проходили ранняя юность будущего царя Манассии, младшего и любимейшего из сыновей царя Езекии, чада старости его. Казалось можно было бы надеяться, что Манассия - сын благочестивого отца, наследует его благочестие и продолжит отцовское дело. Но этого не случилось. Матерью Манассии была финикийская царевна по имени Хефциба, что значит "в ней услаждение мое". Так с любовью была она названа своим мужем царем Езекией, когда он на старости лет, после того, как Господь внял его молитвам и дал ему еще 15 лет жизни, женился па юной, и, надо думать, прекрасной финикиянке.

Влияние матери финикиянки на Манассию оказалось до чрезвычайности тлетворным. "Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился и 55 лет царствовал в Иерусалиме. И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям пародов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова построил высоты идольские, которые разрушил Езекия, отец его, и соорудил жертвенники Ваалам в доме Господнем, и соорудил жертвенники светилам небесным на обоих дворах Господних".

Значение этих деяний Манассии усугубляется от того, что храм Божий в Иерусалиме был в те времена единственным храмом Истинного Бога во всем мире, в то время, как языческими храмами была полна вся земля. И вот, Манассия не щадит этого единственного храма Господнего, но наполняет его мерзостью финикийской. Особенное негодование иудеев, оставшихся верными Господу, вызвало то, что Манассия "поставил изображение Астарты и истуканов ее в храме Божием (4 Цар. XXI, 7). Служение Астарте и истуканам ея (фаллосам) было связано с культовым развратом, культовой проституцией девочек и мальчиков.

"Манассия проводил сыновей своих через огонь в долине сыновей Енномовых" (2 Цар. 33, 6). Об этом через несколько столетий с негодованием вспоминает святый пророк Иеремия. "В доме Моем, над которым наречено имя Мое, поставили мерзости свои, осквернили его. Устроили высоты тофета в долине сынов Енномовых, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне в честь Молоха" (Иер. 7,30 и 32,34).

"Еще же пролил Манассия весьма много неповинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края" (4 Цар. 21,16).

Он приказал предать смерти престарелого сродника своего, духовного руководителя своего отца, великого пророка Божиего Исаию. Древние таргумы, а также св. Иустин Философ ("Против Трифона", ст. 120) говорят, что, проявляя изощненную жестокость. Манассия приказал перепилить пророка Божия деревянной пилой.

"И делал Манассия, царь иудейский, мерзости хуже всего того, что делали Амореи. которые были прежде, и ввел Иудею в грех идолами своими" (4 Цар. 21,11).

Конечно, первоначальные жестокости и гнусности царствования Манассии, пока он оставался отроком, мы можем приписать его матери финикиянке и ее приближенным. Но ужас и мерзость деяний Манассии продолжались 45 лет, когда его матери давно уже не было в живых. В этих мерзостях прошла юность его и зрелость и подошла старость.
Можно ли было иметь какую-нибудь надежду на изменение и нравственное возрождение такого человека? Ведь он грешил не по неведению: он сын благочестивейшего царя, он слышал почти евангельскую проповедь св. пророка Исаии, своего сродника. И он все попрал, все залил кровью и отвратительной грязной нечистотой. Может ли такой человек покаяться? Ведь должен же быть предел даже для Божиего прощения.

Но Божиему всепрощению предела нет.

И Манассия покаялся.

Трудно думать об этом без внутреннего душевнего волнения. И нашему страшному времени, видевшему кровь праведных, обильно льющейся по улицам сел и городов наших, видящему и сейчас на каждом шагу мерзости, превосходящие финикийские, нам, детям и потомкам благочестивейших отцов и прадедов, поправшим их веру, нам так важно знать, что нет предела Божиему всепрощению, что ни для кого, даже для нас, не закрыты врата покаяния.

В 647 г. до Р. X. Самашукин, брат Ассирийского царя Ассурбанипала, наместник Вавилона, поднял восстание против своего брата - царя, и пригласил Манассию, царька полувассального по отношению к Ассирии, присоединиться к Вавилону в качестве союзника против Ассирии. В свою очередь, Манассия должен был вступить в переговоры с такими же полувассальными царьками финикийских городов-государств, привлекая их к союзу с Самашукином. Манассия согласился, но действовал нерешительно. Между тем, Ассурбанипал решительно вторгся в Вавилон, наголову разбил своего мятежного брата, и тот, боясь попасть в руки разгневанного и прославленного жестокостью повелителя-брата, сжег свой дворец и себя в нем. Ассурбанипал потребовал, чтобы Манассия явился к нему в Вавилон дать отчет в своих действиях.

Представители Ассирийского царя прибыли в Иерусалим.

Момент был решительным и зловещим. Царь Ассирийский, во главе своего победоносного, одушевленного успехом войска, находится в Вавилонии, в нескольких дневных переходах от Иудеи. Если Манассия не проявит покорности, Ассурбанипал, вторгшись в Иудею, пленит страну и Иерусалим. Едва ли Господь для Манассии повторит чудо, совершенное Им для Езекии. Если даже Манассия проявит покорность, то, может быть, эта участь минует его страну, но лично для него надежды нет почти никакой. И тут Манассия впервые проявляет проблески добра и мужества. 59-летним человеком, на пороге старости, он соглашается без сопротивления идти к царю Ассирийскому.

Посланцы царя Ассирийского не церемонились с ним. "Они заковали Манассию в кандалы и оковали его цепями и отвели его в Вавилон" (2 Цар. 33,11).

Об этом событии говорят и ассирийские летописи. Перечисляя царей побежденных Ассурбанипалом, они называют и "Менассе, царя Ягуду" (Keilinschriftliche Bibliolhek, Schrader II, 149,239).

В этом плену Манассия провел несколько лет, сколько точно мы не знаем, но никак не менее пяти лет.

Святая Библия повествует: "В тесноте своей он стал умолять Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцев своих. И молился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его и возвратил его во Иерусалим" (2 Цар. 33,12 и 13).

Молитва его, сложенная им в плену, дошла до нас, но не в еврейском подлиннике, который был когда-то утрачен, а в древне-греческом переводе, однако и в еврейском Священном Писании есть упоминание о ней (см. 2 Цар. 33,19).

Она потрясающа по силе. Приведем ее:

Господи, Вседержителю, Боже отец наших Авраама, Исаака и Иакова, и семени их праведного, сотворивший небо и землю со всем благолепием их, связавший море словом повеления Твоего, заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим, которого все боятся и трепещут от лица силы Твоея, потому что никто не может устоять пред великолепием славы Твоея, и нестерпим гнев прещечия Твоего на грешников. Но безмерна и неизследима и милость обетования Твоего, ибо Ты Господь Вышний, благий, долготерпеливый и многомилостивый, и кающийся о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству Твоей благости обещал покаяние и отпущение согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение. Итак, Ты Господи Боже праведных, не положил покаяния праведным Аврааму, Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешному, потому что я согрешил паче песка морского. Многочисленны беззакония мои, и я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную от множества неправд моих. Я скован многими узами железными, так что не могу поднять головы, моей, и нет мне отдохновения, потому что прогневал Тебя и сделал пред Тобою злое: не исполнил воли Твоей, не сохранил повелений Твоих, поставил мерзости и умножил соблазны. И ныне преклоняю колена сердца моего, умоляя о Твоей благости. Согрешил я, Господи, согрешил и беззакония мои я знаю. Но прошу молясь Тебе: отпусти мне, Господи, отпусти мне и не погуби меня с беззакониями моими, и не осуди меня в преисподнюю. Ибо Ты Бог, Бог кающихся, и на мне яви всю благость Твою, спасши меня недостойного по великой милости Твоей, и буду прославлять Тебя во все дни жизни моей, потому что Тебя славят все силы небесные, и Твоя слева во веки веков. Аминь.

Из многих исторических источников, повествующих о тех временах, мы знаем о десятках и сотнях тысяч пленников, страдавших в жесточайшем ассирийском плену. Редко какой народ, даже в языческой древности, имел такую ненасытную жажду мучительства и убийств. "У него на сердце - разорить и истребить множество народов", - говорит об Ассирии пророк Исаия. Ассирийцев называет он "народом свирепым", А св. пророк Наум называет столицу Ассирии Ниневию "город кровей, весь он полон обмана и убийств".
И до нас дошли во множестве гордые и свирепые заявления ассирийских царей о том, сколько стран они разорили, сколько городов разрушили, сколько людей убили, ослепили, увели в плен. Они хвалятся своей жестокостью, своей беспощадностью, бесчеловечностью. Этими их хвастливыми памятниками полны современные музеи и коллекции исторических достопримечательностей.

Между тем, голос их жертв, тех, кого они пленяли и мучили, почти не слышен, он не доходит до нас, заглушенный не только протекшим множеством веков, но и тем, что вероятно никто не вышел живым из ассирийского плена, чтобы рассказать о своих и своих сотоварищей страданиях, за одним единственным исключением: за исключением приводимой тут молитвы царя Манассии. И потому мы можем сказать, что в ней он говорит не только за себя, но и за сотни тысяч тех, кто, как и он, томился в страшных ассирийских узилищах. Больше того, он говорит и за миллионы иных пленников до нынешних включительно.

Когда он говорит: "слячен есмь многими узами железными, во еже не возвести главы моея, и несть мне ослабления", - он говорит не фигурально. Он говорит о действительном физическом своем состоянии, когда он не мог поднять свою голову, прикрученную железными цепями и кандалами. И, наоборот, лишь фигурально мог он сказать, что "преклоняет колена сердца своего" - телесных колен не мог он преклонить на молитву в это время.

Для нас же, как и для всех читателей его потрясающей молитвы, в этих конкретных его образах заключается важный и глубокий фигуральный смысл, потому что грех связывает и сковывает человека не менее жестоко, чем ассирийские тюремщики.

Возвратившись в Иерусалим, Манассия постарался по мере возможности загладить причиненное им зло. "И узнал Манассия, что Господь есть Бог... И низверг чужеземных богов и идолов из дома Господня, и все капища, которые соорудил на горе Господней и в Иерусалиме, выбросил их за город. И восстановил жертвенник Господень и принес на нем жертвы мирные и хвалебные и сказал иудеям, чтобы они служили Господу Богу Израилеву" (2 Цар. 33,13-16).

Почему ассирийцы помиловали его, вопреки своим обычаям, мы сказать не можем. Может быть, не завоевавши Иудеи, они сочли более разумным посадить на Иерусалимском престоле человека, видевшего их мощь и потрясенного их жестокой силой, И мы можем догадываться, что воле Божией было угодно вывести из страшного плена этого тяжело согрешившего и пламенно- покаявшегося царя, чтобы он поведал миру о своем опыте и передал всем кающимся поколениям свою огненную молитву, показав на своем примере насущно нужную для всех людей истину о том, что Божиему всепрощению нет предела, и никогда ни для кого не закрыты врата покаяния.

Внесенная в чин Великого Повечерия и помещенная во всех христианских часословах, читаемая в православных церквах ежедневно Великим Постом и многажды в прочее время года, отозвавшаяся благодаря этому в сотнях миллионов сердец, эта молитва Манассии, царя Иудейского, сложенная в смрадном мраке ассирийской темницы, звучит, конечно, бесконечно громче всех хвастливых памятников ассирийских властителей, поверхностно вспоминаемых лишь на несколько минут посетителями музеев и составителями исторических коллекций, свидетельствуя тем, что сила Божия в немощи совершается от лет древних до нынешних.