Эллинизм крупнейшие эллинистические государства. Эллинистические государства. Характерные черты эллинистических государств

Эллинистические государства

Обширная монархия Александра была непрочным и временным объединением. После длительной борьбы за власть между преемниками Александра его монархия распалась, и на развалинах ее возникли новые царства, во главе которых стали полководцы Александра: в Египте - Птолемей, в Сирии - Селевк, в Македонии - Антипатр. Кроме этих основных государств в Малой Азии возникали монархии Пергам, Понтийское царство, Вифиния и др., а к востоку от Двуречья - Парфия и Бактрия. Города Греции находились в состоянии упадка, обескровленные долгими войнами и отливом масс городского населения на восток.

Этот период в античной истории называется эллинистическим. Термин «эллинизм», по мнению некоторых ученых, обозначает только проникновение греков и греческой культуры на Восток путем основания многочисленных городов и распространения греческих форм эксплуатации местного населения. Советские ученые, обычно, сохраняя этот условный термин, вкладывают в него другое содержание. Они полагают, что со времени завоеваний Александра и особенно после них начинается новый период развития рабовладельческой формации, отличающий его от прежних греческих форм рабовладения и эксплуатации. Этот период характерен, органическим сочетанием восточных и греческих форм эксплуатации, с преобладанием восточных форм в эксплуатации земледельческого населения, и греческих - в городах. Кроме того, в отличие от предшествующего времени, города становятся центрами товарного производства и основной опорой эллинистических монархов.

333

Наиболее характерными чертами новых государственных образований являются монопольная собственность государства на землю и резкое разделение всего населения государства на население городское и сельское. Верховными собственниками земли были цари, уступавшие, путем ли временной передачи во владение или путем подарков и продажи, часть государственных Земель храмам, городам, чиновникам, полководцам и солдатам, которых они привлекали на службу, предоставляя им места для поселений и наделяя их участками земли.

Города стали теперь опорой царей как центры развития денежного хозяйства, товарного производства, ремесла и землевладения. Гражданские права продавались и покупались. Гражданином полиса мог стать любой человек, независимо от его происхождения. В то же время люди, потерявшие землю и оставшиеся без средств к жизни, лишались гражданских прав. Таким образом, городские общины объединены теперь не только по этническому и политическому, но и по классовому признаку. Во главе их стоят «рекомендованные» царем должностные лица и городской совет, членами которого были богатые граждане. Народное собрание теряет свое значение: оно лишь выслушивает и утверждает решения магистратов и совета. Землевладельческо-торговая знать городов заинтересована в поддержке царской власти, ибо монархия обеспечивала им защиту границ, предоставляя одновременно большие возможности к развитию ремесла и торговли на обширных территориях государства.

Из городов, основанных Александром, особенно большое развитие получила Александрия при Египте. Вскоре после смерти Александра Александрия оказалась столицей царства одного из его полководцев Птолемея. При династии Птолемеев Александрия превратилась в один из наиболее благоустроенных городов мира. Ее жители гордились прекрасной планировкой улиц, из которых главная, как утверждали, тянулась на 8 км. и достигала 35 м. ширины. Самые многолюдные улицы обсаживались деревьями, дающими прохладу в знойные дни. На острове Фарос, защищавшем входы в две морские гавани Александрии, был построен большой маяк в виде башни в три этажа, достигавший 120 м. высоты. Постройка этой башни по-праву считалась замечательным достижением строительного искусства, и Александрийский маяк был причислен к одному из семи чудес античного мира. Маяк простоял до XIII в 1 . Сам город славился садами и царскими дворцами. На территории дворца, занимавшего значительную часть города, находился знаменитый Александрийский музей с величайшей библиотекой мира, насчитывавшей более 700 000 древних рукописей. «Мусейон», т. е.

1 От маяка, стоявшего на о. Фарос, произошло слово «фары», известное каждому, видевшему автомобиль.
334

здание, посвященное музам, был одновременно и центром научных и литературных работ ученых и поэтов, собиравшихся сюда из разных концов греческого мира, и святилищем. В нем были залы для работы, лаборатории, столовая и квартиры ученых, содержавшихся за счет государства. К Музею примыкали ботанический и зоологический сад. Ученый, управляющий библиотекой, был одновременно и воспитателем царских детей.

На протяжении ряда столетий этот город был центром наук, особенно медицины, точных наук и филологии.

Основание новых городов и реконструкция старых были тесно связаны с развитием строительного искусства. Развивается архитектура и мастерство планировки больших городов, насчитывавших до 500-600 тысяч населения, как например Александрия, Пергам (ныне - Бергама в Турции), Антиохия и многие другие города Азии и Африки. Новые города отнюдь не напоминали старые Афины с узкими и кривыми улицами и с агорой неправильной формы. Улицы новых городов шли параллельно друг другу, пересекаясь под прямым углом, а это требовало работы геометров. В центре города была расположена агора правильной четырехугольной формы, обрамленная портиками с выходящими по фасаду красивыми колоннадами. Агора перестала быть рынком, теперь она - место для прогулок и отдыха, а также для народных собраний. На агоре обычно находилось и здание городского совета. Скульптуры, статуи и посвятительные памятники украшали площадь. Кроме того, создавались площади для продажи товаров и особые рынки для торговли скоропортящимися товарами. Для этого на таком рынке ставились столы со слегка наклонной поверхностью, удобной как для стока воды, так и для уборки столов. Здесь же находились и специальные подвалы для хранения продуктов. Площади изобиловали водой, наполнявшей крытые бассейны и бьющей из красиво оформленных фонтанов.

Кроме Александрии, одним из красивейших городов был Пергам. Он был построен красивыми террасами, поднимавшимися параллельными рядами к вершине холма - акрополю города. На верхних террасах располагались гимнасий, святилища и храмы, а на вершине холма - дворцовые постройки, храмы и библиотеки. Прекрасный скульптурный фриз, украшавший алтарь Зевса, со сценами борьбы богов и титанов, найденный в Пергаме, принадлежит к величайшим произведениям античного искусства. Этот памятник ярко описан И. С. Тургеневым 1 . Как и другие эллинистические города, Пергам имел водопровод и хорошую канализацию. Государство наблюдало за правильной постройкой домов и за чистотой как государственных, так и частных водоемов.

1 См. И. С. Тургенев, Пергамские раскопки, Соч., т. XI, 1957, стр. 397-402.
335

В период эллинизма наблюдается довольно быстрое развитие производительных сил в ремесле и особенно в строительстве и военном деле. В горном деле стали применяться водоподъемные приспособления. Изобретение винтовых водоотливных машин приписывается Архимеду («Архимедов винт»); однако подобные механизмы с давних пор применялись в Египте для орошения. Вероятнее всего, Архимед лишь усовершенствовал эти механизмы. Были усовершенствованы различные металлургические процессы (амальгамация золота, получение многих сортов стали, новые способы получения бронзы и т. д.). Имеются сведения о знакомстве греков в этот период с минеральным углем (вероятно, бурым).

Строительство в городах показывает высокий уровень развития архитектуры; даже руины храмов, дворцов, гимнасиев свидетельствуют о высоком мастерстве неведомых зодчих и тяжелом труде мастеровых и рабов. Зодчие широко использовали мозаику как широко распространенный элемент отделки зданий; стены дворцов и частных домов покрывались изысканными фресками.

Стекло, известное еще в Египте, получило теперь широкое распространение. Мастера изготовляли мозаичное, двухцветное, гравированное, золоченое, молочное и расписное стекло. Стеклянные вазы этого времени украшают витрины наших музеев.

Большой прогресс наблюдается и в гончарном производстве. Рельефные сосуды получили теперь всеобщее распространение. Упрощение производственного процесса позволило перейти к их серийному изготовлению. Открытием гончаров Александрии была свинцовая глазурь различного цвета, которая придавала прочность глиняной посуде.

Значительный прогресс наблюдается в текстильном производстве. Широко применяются горизонтальные ткацкие станки с 3-4 ремизами; в городах изготовлялись сложные узорные ткани, золототканные материи, ковры. Папирус в качестве писчего материала распространяется почти^ по всему эллинистическому миру.

Высокого развития достигает военная техника, оборудование морских гаваней, строительство военного флота разных типов и кораблей разного назначения. Были усовершенствованы старые и созданы новые осадные приспособления и военные машины - баллисты, катапульты, онагры и др., потребовавшие введения в состав войска специалистов-инженеров. При дворе сирийских царей существовала и должность главного физика.

Четыре чуда света из семи чудес, которыми гордился древний мир, были созданы в период эллинизма: храм Артемиды Эфесской, маяк в Александрии, гигантская статуя Гелиоса, стоявшая у входа в родосскую гавань и надгробный памятник царю Мавсолу в Галикарнассе (отсюда слово - мавзолей) 1 .

1 Три остальных чуда света созданы были в доэллинистическое время, это - египетские пирамиды, висячие сады царицы Семирамиды в Вавилоне и статуя Зевса в Олимпии работы Фидия.
336

Основой хозяйства эллинистических государств было землевладение. Вся земля, обработанная и необработанная, пастбища, леса и рудники признавались по-праву завоевания собственностью царя. Это было возможно, потому что основная масса земледельческого населения восточных государств не знала развитой частной собственности на землю. Земледельцы жили общинами, издавна обрабатывая землю царей, предоставленную им за поставку царям определенной доли урожая. Эта система была сохранена и в эллинистических государствах. Все земледельцы Египта и монархии Селевкидов стали «царскими крестьянами» или «царским людом» и на правах арендаторов должны были обрабатывать предоставленные им земли за установленную царями долю урожая (обычно за половину урожая). Взаимоотношения «царских крестьян» с новой властью изменились лишь политически, экономическая же основа их производства осталась прежней. Энгельс указывал, что на завоеванных землях, в случае господства деревни, слагаются крепостные отношения, при господстве городов - рабовладельческие 1 . Города, особенно в районах, не объединенных, подобно Египту, единством ирригационной системы, господствовали над сельскими территориями. Основание городов царями и их опора на старые городские центры связана с политикой укрепления рабовладельческих отношений и приемов эксплуатации подвластного земледельческого населения. Крупное землевладение знати городов было опорой царя при эксплуатации земледельческих общин. Самая форма общин была удобна для осуществления контроля над ними в целях планомерного поступления налогов и обработки всей земли общинников, так как ответственность за это возлагалась не на отдельных земледельцев, а на общину в целом.

В этот период не только морские, но еще в большей степени сухопутные торговые пути охватывали огромные территории: от Средиземного моря через Евфрат - до Китая и Индии, от Северного Причерноморья - до Аральского моря и Алтая. Из Египта торговые пути шли на восток через Аравийский полуостров - в Индию, на юг - в богатую золотом и слоновой костью Нубию, на запад в Киренаику и Карфаген, а оттуда- в Испанию и к Британским островам. Границы эллинистического мира раздвинулись. Купцы достигали границ океанов на востоке и западе. Совершались морские походы в неизведанные земли, вплоть до северных берегов Европы. Капитаны кораблей пользовались морскими картами; увеличилась грузоподъемность торговых кораблей.

Особенно большие прибыли приносила торговля с отдаленными районами, где было возможно обменивать с огромным барышом изделия ремесла на дорогие товары и предметы роскоши. Обладание торговыми путями означало политическое господство и над приле-

1 Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1953, стр. 331.
337

гавшими к ним территориями, поэтому между отдельными государствами шла упорная борьба за господство над этими путями и особенно над выходами к морю.

Параллельно с торговлей шло и развитие ремесла. Сбыт ремесленных изделий на обширных рынках предоставлял большие возможности личного обогащения. Кроме частных мастерских с большим количеством рабов, возникают царские и храмовые мастерские, в которых работают «царские» и «храмовые» рабы.

В то время как города были центрами денежного обмена на внешних рынках, внутри страны преобладал натуральный обмен и все налоги с крестьян взимались натурой.

Развитие торговли и расширение рынкЬв открывали купцам огромные возможности для приобретения рабов. Спрос на рабов чрезвычайно возрос в связи с широким применением их труда в мастерских, на рудниках, в сельских поместьях, храмовых хозяйствах и на землях городов. И все же, даже при наличии рабских рынков, на территории Египта и в монархии Селевкидов происходила охота на людей, насильственно превращаемых в рабов. Роль рабского труда была велика в рудниках и каменоломнях. Эксплуатация рабов достигала здесь самых бесчеловечных форм, вызывая большую смертность и быструю инвалидность; поэтому восстания в рудниках были особенно частыми, хотя и подавлялись с большой жестокостью.

Эллинистическая культура

Экономические и социальные изменения в жизни как отдельных людей, так и целых государств, в этот период оказали огромное влияние на характер культуры и ее развитие. С кризисом старой полисной системы развивается кризис полисной идеологии; становится характерным индивидуализм и стремление чувствовать себя гражданином не только своего города, но и огромного государства и даже государств, поскольку везде у трона царей стояли греки и македоняне, а греческий язык везде был государственным языком. Наряду с индивидуализмом развивается и космополитизм как неизбежное следствие развития наемничества и классово-привилегированного положения людей, воспитанных на греческой культуре. Космополитизм того времени был классовой идеологией рабовладельцев, идеологией, оторванной от народа и противопоставленной ему, как идеология политически господствующей верхушки неполноправным и угнетаемым массам производительного населения, чуждого грекам по происхождению, по культуре и языку. Таким образом, основным и характерным признаком эллинистической культуры является ее антинародный классовый характер, который неразрывно связан с интересами господства и подчинения.

Именно поэтому так ограничено и бедно развитие литературы, поэзии и красноречия. Политическая жизнь более не интересует поэтов, а если они и обращаются к политическим темам, то только для прославления монархической

338

власти, царя и членов его фамилии. Литературные произведения этого времени, несмотря на наличие ряда даровитых поэтов, никогда не достигают совершенства великих художников слова Греции V в. до н. э. Театр представлен бытовой комедией, а проза - новым литературным жанром, эллинистическим романом. Процесс вырождения литературы и симптомы растущего пессимизма становятся все более заметными, начиная с середины III в. до н. э. Философские школы этого времени также отмечены реакционным аристократическим характером. Призывая искать счастья путем самосовершенствования, они предлагали лишь отказаться от желаний и спокойно переносить страдания как личные, так и своих близких. Единственной школой; продолжавшей материалистическую философию Демокрита, была школа философа Эпикура, который также развивал учение о вечности и неизменности материи. Важным научным открытием Эпикура было утверждение, что материя и движение неотделимы друг от друга. Эпикур учил, как и Демокрит, что атомы лежат в основе мира. Но в отличие от своего предшественника, он полагал, что атомы движутся не по прямым, а по кривым линиям и при столкновении образуют тела, характеризующиеся новыми качествами. Будучи материалистом, Эпикур проповедывал атеизм и впервые, по замечанию Маркса, стал открыто нападать на религию; поэтому Маркс и считал Эпикура одним из величайших греческих просветителей. Однако Эпикур и его последователи сторонились политической борьбы и полагали, что говорить о своем учении можно только среди друзей, среди единомышленников. Таким образом, и эта школа сохраняла свой аристократически замкнутый характер.

Гораздо большей популярностью в то время пользовалось учение идеалистической школы стоиков, получивших название от «стой»-крытого портика, где в Афинах учил мудрости основатель школы Зенон. Позднее христианство заимствовало у стоиков учение о добродетели, под которой понималось соединение разума, мужества, самообладания и справедливости, так же как и учение о природном равенстве людей.

Стоики учили, что человек должен на земле выполнять свой общественный долг, не сторонясь людей, и относиться с состраданием к рабам. Рабство они определяли как «пожизненную наемную работу». Долг мудреца, учили стоики, состоит в том, чтобы помогать царям разумно управлять подданными, а если правитель плох, то помочь народу избавиться от него, заменив его разумным правителем. Поэтому стоики принимали участие в политических движениях. Однако идеальное государство стоиков по-прежнему покоилось на рабстве.

В исторической науке того времени большое место отводилось истории Филиппа и Александра. Для большинства историков было характерно выдвижение на первый план сильной личности, противопоставленной политически пассивной и покорной массе. Наряду с этим у ряда писателей возникает интерес к истории отдельных

339

стран, в частности к истории Аттики, Спарты, к истории Египта, Вавилонии, Индии и Сицилии. Эти работы представляют большой научный интерес, хотя до нас дошли лишь фрагменты этой большой литературы или ее пересказы.

Наибольшего расцвета в IV-III вв. до н. э. достигают точные науки.

Центрами культуры в это время были крупные города, особенно Александрия, Пергам и Родос; из старых городов Афины также сохранили свое культурное значение как центр фило--софии.

Расширение географических границ эллинистического мира привели к высокому развитию географии и ботаники. Учеными Александрии проводилась большая работа по точному определению расположения отдельных стран и городов на картах, впервые вводятся в науку такие понятия как меридиан и параллель. Наиболее известным географом того времени был Эратосфен, составивший географическую карту земли, попытавшийся вычислить окружность Земли 1 и описание ее формы. В это же время жил и работал ученик Аристотеля Феофраст, слывший, вплоть до XV в. н. э., самым выдающимся ботаником, да и в XV в. ботаника начала свое развитие с изучения работ Феофраста, впервые переведенных тогда на европейские языки. Феофраст положил начало научному изучению анатомии, морфологии, систематики и даже физиологии растений. Он уже знал, что растения питаются при помощи листьев, отличал в стебле древесину и сердцевину от коры и находил в растительных органах такие же жилы, какие замечаются у животных. Но труд его не получил дальнейшего развития ни при эллинистических царях, ни при римлянах, так как в то время в изучении ботаники преобладали практические интересы. Ботаника оставалась наукой о лекарственных и ядовитых растениях.

Большие успехи в медицине связаны с работой александрийских врачей, которые стали впервые применять при занятиях анатомией вивисекцию. Для этого цари Египта предоставляли им людей, осужденных на смертную казнь. Специальному изучению подвергались внутренние органы человека, нервная система и мозг, уже тогда считавшийся центром умственной деятельности.

Большой прогресс наблюдался и в развитии математических наук. Работа александрийского ученого Евклида «Элементы геометрии» (куда входили тогда и элементы алгебры) оставалась настольной книгой не только у римлян, но позже и у арабов и у европейских ученых. Ряд положений этой книги сохранил значение и в наше время. Крупнейшим математиком был Архимед из Сиракуз (III в. до н. э.). Простой и неполный перечень проблем, которыми занимался Архимед, показывает широту и глубину его научных ин-

1 Принцип вычисления окружности Земли у Эратосфена был строго научным и полученная им величина окружности нашей планеты близка к современным данным.
340

тересов: отношение диаметра круга к его окружности, изобретение научной терминологии для обозначения любых цифр, исчисление бесконечно-малых, занятия гидростатикой, впервые в его работах получившей научное обоснование. В механике Архимед сделал много открытий: изобрел лебедку для перемещения тяжестей, сконструировал ряд военных машин. Фактически он был творцом научной механики.

Его трагическая смерть при взятии римлянами Сиракуз покрыла позором имя римлян. Поэтому они позже сочинили легенду об ученом-чудаке, убитом будто бы случайно и по его собственной вине.

В области астрономии Аристарх Самосский высказал гениальную догадку о том, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг неподвижного Солнца, в 300 раз превышающего размеры земли. Однако обосновать свою научную догадку он в то время, конечно, не мог. Широкое распространение получила разработанная тогда крупным астрономом Гиппархом из Никеи геоцентрическая система, которая господствовала в науке вплоть до Коперника.

Замечательным открытием Гиппарха было точно вычисленное им предварение (прецессия) равноденствий. Гиппарху принадлежит и составление первого звездного каталога, в котором были определены более 1000 звезд.

Расцвет эллинистической науки и техники не был продолжителен. Во II в. до н. э. начинается упадок науки и научной мысли и одновременно распространение астрологии, магии и всевозможных грубых суеверий. В литературе, философии усиливаются мрачные тона и рост пессимизма. Развивается детерминизм, т. е. полное отрицание свободы человеческой воли. Упадок творческой мысли, науки и литературы сопровождался усилением роли религии, особенно ростом влияния восточных культов. Цари проводили политику религиозного синкретизма - смешения религиозных верований и культов,- пытаясь таким образом объединить греческое и восточное население городов. Они устанавливали официальный культ царей, который, однако, привился лишь в городах. Местное земледельческое население оставалось верным своим религиозным культам, обрядам, своему языку и своей местной культуре.

Развитие точных наук также было кратковременным. Оно было вызвано знакомством с наукой и техникой восточных стран, с широкими возможностями опытных наблюдений, с практическими задачами, поставленными перед учеными, и одновременно это было подведением итогов знаниям, накопленным в предшествующих периодах. Но наука, оторванная от философской основы, неизбежно вела к эмпиризму, к отказу от теоретических изысканий, к узкому практицизму. Об этом ясно свидетельствуют примеры судьбы трудов Архимеда и Феофраста, не нашедшие достойных продолжателей ни в эллинистический, ни в римский период.

341

Заключение

Развитие науки могло быть длительным процессом только при условии привлечения к ней заинтересованного в ее развитии народа. Этого как раз не было и не могло быть в эллинистических государствах, основанных на подавлении и эксплуатации не только рабов, но и широчайших слоев сельского и городского населения, занимавшегося производительным трудом. Перед нами предстает верхушка общества, зараженная космополитизмом, потерявшая родину, так как она не была связана ни этнически, ни исторически, ни культурно с народом, которым она управляла, охваченная чувством нараставшего пессимизма, отчаяния и обреченности. Вырождение ее классово ограниченной культуры было закономерным процессом. Система эллинистических государств, основанная на рабовладельческих монополиях, т. е. на прямом принуждении трудящихся масс, экономически мало заинтересованных или совсем не заинтересованных в техническом развитии своего производства, не могла долго развиваться. Всякая монополия, как отмечал В. И. Ленин, имеет тенденции к быстрому загниванию.

В то же время среди народов, подвластных эллинистическим правителям, медленно, но неуклонно происходило развитие их местной народной культуры, росло самосознание, приобретаемое в классовой борьбе, крепло чувство родины и патриотизма. Вот почему в эллинистический период, кроме борьбы рабов и борьбы земледельцев, направлявших свою ненависть прежде всего на города, развивается и борьба народностей за свое освобождение, за право на самостоятельное политическое и экономическое развитие.

Неслучайно поэтому процесс завоевания римлянами эллинистических государств был быстрым. Народ, ненавидя своих правителей, не поддерживал их во время войны, рассматривая любую войну как средство избавления от ненавистного ига. Однако новое иго, наложенное на древние народы Римом, принесло им новые страдания, слезы и кровь.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М., Глускина Л.М.
Очерки истории Древней Греции. Пособие для учителя. Л., 1958.

Эллинистические государства - это важная веха, особый период в человеческой истории, оказавший огромное влияние на последующее развитие общественно-государственного и культурно-политического мирового строя.

Что стало причиной появления этих держав? В результате чего возникли эллинистические государства? Каковы их отличительные черты и особенности? Данная статья будет посвящена этим и многим другим вопросам.

Также мы ознакомимся с конкретными примерами эллинистических государств, узнаем их краткую историю и поговорим о знаменитых правителях того времени.

Предыстория, или с чего все начиналось

Эллинистические государства пришли на смену Классической эпохе государственного строя, характеризующейся античной городской гражданской общиной.

В тот исторический период человеческое общество было организовано в так называемые полисы, часто принимаемые облик городов-государств. Каждая отгороженная территория считалась отдельной страной, во главе которой стояла земледельческая община.

Поэтому, если говорить кратко, возникновение эллинистических государств зиждилось на основе античных полисов. Чем еще характеризовались данные поселения?

Прежде всего, каждая гражданская община состояла из городского центра и прилегающей к нему сельскохозяйственной территории. Члены общин обладали одинаковыми политическими и владельческими правами.

Существовала и отдельная часть населения в полисе, не имеющая гражданских прав. Это были рабы, метеки, вольноотпущенники и другие.

Каждый город обладал собственной властью, денежной единицей, религиозной и светской организацией. Государственный строй таких полисов был разнообразен: начиная от монархического политического режима и заканчивая демократическим или капиталистическим.

Чем ознаменовалась новая общегосударственная система? Что изменилось с возникновением эллинистических государств? Кратко об этом речь пойдет ниже.

Новый виток в общественных отношениях

Прежде всего, на смену городам-государствам пришли целые империи или державы, включающие в себя не один город, а несколько крупных поселков и городищ, окруженных сельскими поселениями, пространными пастбищами и просторными лесами.

Кто смог осуществить такой общегосударственный переворот, затронувший все сферы человеческого общества? Этим человеком стал не кто иной, как Александр Македонский. Благодаря завоеваниям этого сильного и могущественного правителя как раз и возникли эллинистические государства. Кратко об этом речь пойдет ниже.

Однако вначале давайте узнаем, чем примечательна эллинистическая эпоха и какую роль она сыграла в общеполитической мировой истории.

Суть эллинизма

Если сказать кратко, эллинистические государства являлись следствием распространения греческой культуры, активно внедряемой Александром Македонским. Это порождало новые политические и общественные связи, торгово-рыночные отношения, а также популяризацию греческого языка и культуры.

Дольше всех продержался Египет. во главе которой на тот момент стояла могущественная царица Клеопатра, долгое время сопротивлялась римскому господству.

Расчетливая египетская правительница была любовницей влиятельных императоров, территориально находящихся во вражеском лагере. Ими были и Цезарь, и Марк Антоний.

И все же Клеопатра вынуждена была признать римское господство. В тридцатом году нашей эры она покончила жизнь самоубийством, после чего могущественный Египет перешел во власть Римской империи и затерялся среди ее многочисленных провинций.

Это было концом целой эллинистической эпохи, нашедшей отражение в нескольких крупных греческих государствах того времени. С тех пор главенствующее место на мировой арене отошло Риму, ставшему центром культурной, политической и экономической жизни общества того времени.

Сразу после кончины Александра Македонского в созданной им огромной державе разразился острый кризис власти, вызванный проблемой престолонаследия. Началась ожесточенная борьба за власть между его полководцами – диадохами (т. е. преемниками). Закаленные в битвах воины, сильные политики, диадохи разделили сатрапии огромного царства между собой, и каждый из полководцев получил в управление одну из областей «наследия Александра»

В системе эллинистических государств можно выделить две крупнейшие сверхдержавы, самые большие по территории, самые сильные по своему военно-экономическому потенциалу и самые влиятельные в мире эллинизма: Египетское царство, где правила династия Птолемеев, и держава Селевкидов (в конце III в. до н. э. стала называться Сирийским царством). Крупными и влиятельными государствами эллинистического мира были Македонское царство, где правила династия Антигонидов, Пергамское царство, где утвердилась династия Атталидов, и Греко-Бактрийское царство, образовавшееся в середине IV в. до н. э. на востоке Ирана и охватывающее часть Средней Азии.

Это были наиболее крупные эллинистические государства. Однако наряду с ними существовали государства более скромных размеров, роль которых в судьбах эллинистической политики хотя и не была такой определяющей, как первых пяти великих держав эллинизма, но вместе с тем достаточно весомой.

Сложные отношения между всеми этими государственными образованиями и составили конкретную историю эллинистического мира. Однако в этой общей системе взаимоотношений основную роль играли четыре великие державы эллинистического мира: Птолемеевский Египет, держава Селевкидов, Пергам и Македония, к которым тяготели многие другие государства.

Эллинистический Египет, управляемый династией Птолемеев, был самым прочным царством и просуществовал как государственное образование более долгий исторический срок, нежели другие крупные эллинистические государства. Эти цари объявили себя наследниками египетских фараонов. Они всячески поддерживали местных жрецов и не жалели средств для местных храмов. В результате этого они заручились поддержкой египетской знати. Столицей Птолемеев стал город Александрия. Птолемей I украсил и расширил Александрию, стремясь превратить ее в крупнейший порт Средиземноморья.

Птолемеи поощряли искусство и науку. Они приглашали к себе известных учёных из Греции и создали знаменитую Александрийскую библиотеку. В ней насчитывалось 700 тыс. свитков.

Греко-македонское войско, захватившее Египет, застало в этой стране издревле сложившуюся экономику, основой которой было ирригационное земледелие. Была восстановлена прежняя система оросительных каналов, которая пришла в упадок при персах и в неспокойный период борьбы диадохов. В эллинистическом Египте получили дальнейшее развитие различные ремесленные производства. Этому способствовал не только расцвет сельского хозяйства, поставлявшего обильное сырье для мастерских по производству папируса, тканей, растительного масла, пива, кож, но и лучшая организация ремесленной деятельности, внедрение в его структуру элементов греческого рационализма.

Располагая большими излишками зерна, папируса, тканей, ценных пород камня, стекла, ювелирных изделий, Птолемеи вели широкую торговлю на мировых рынках. Держава Птолемеев контролировала важнейшие морские пути восточной половины Средиземного моря, по которым циркулировали египетские товары.

Кроме столицы, в эллинистическом Египте было лишь два полиса греческого типа: Навкратис в дельте Нила, основанный еще в архаическую эпоху, и Птолемаида на юге страны. Правда, было достаточно много полисов во внеегипетских владениях Птолемеев. Но эти территории, в сущности, так никогда и не стали полноценными частями державы, оставаясь своеобразными «придатками».

Самым большим из эллинистических государств было царство Селевкидов. В период наивысшего могущества Селевкидов их владения охватывали Сирию, Финикию и Палестину, часть Малой Азии, Месопотамию, Иран, юг Средней Азии. Таким образом, царство раскинулось от восточного побережья Эгеиды до границ Индии.

Царство Селевкидов представляло собой военно-административное объединение, и вопрос об армии имел здесь первостепенное значение. Состав войска был так же разнообразен, как и состав всего государства. Во всех сатрапиях, в крепостях и городах находились царские гарнизоны. Основу армии составляла фаланга, в которой служили потомки македонян, осевших в Селевкидском государстве, или греков, вооруженных и обученных «по-македонски». Основные силы состояли из тяжеловооружённой пехоты (македонская фаланга, наёмные войска), которой принадлежала решающая роль в военных столкновениях, из многочисленных отрядов всадников (тарентшщы, фракийцы, нисейцы и др.) и особых отрядов войск, располагавших колесницами, осадными орудиями. Основу армии составляли македоняне и греки, жившие на территории государства в военных колониях (катойкиях) и полисах.

В многочисленных старых и вновь основанных городах царства Селевкидов быстро росло число ремесленников и торговцев. В отдельных областях местное производство развивалось еще с IV в. до н.э.

При первых двух Селевкидах колонизация Востока, начало которой было положено Александром Македонским, развертывается во всю ширь. Возникает множество поселений, среди которых далеко не все были городами в греческом смысле слова. Между полисами также существовали различия - это были или крупные торговые города, или крепости, занимавшие важные стратегические пункты, или города, которые образовались на месте святилищ.

Существенным элементом в структуре царства Селевкидов, наряду с полисами, были катэкии. Иногда это были поселения воинов в важных стратегических пунктах тех областей, в которых было неспокойно, либо вдоль границы. Состав колонистов был смешанный - македоняне и греки, местные жители, наемники различного происхождения.

Во главе государства Селевкидов стоял царъ. Царь возглавлял гражданскую администрацию, являлся главнокомандующим вооруженными силами, верховным судьей. По сути дела, он считался даже олицетворением справедливости, от которого могут исходить только благие распоряжения. Монарх воспринимался как существо неземного порядка, как сверхчеловек, который становился предметом почитания, а подчас даже и обожествления. Для эффективного управления государством при царе существовал достаточно большой бюрократический аппарат, отвечавший за сбор податей, функционирование судебной системы и др. Государство Селевкидов славилось сильной армией.

Пергам. Первоначальная территория Пергама, расположенного в северо-западной части Малой Азии, была невелика. Однако со временем его территория во много раз увеличилась, а значение в эллинистическом мире сильно возросло. Небольшая крепость, какой являлся Пергам в новых условиях быстро превращается в главный центр государства. Благодаря дипломатической ловкости пергамские правители Аттал I (241–197 гг. до н. э.) и Эвмен II (197–160 гг. до н. э.) смогли расширить пределы своего царства и захватить большую часть внутренней Малой Азии.

Особенностью исторического существования Пергама как эллинистического государства явилось преобладание греческих начал в том синтезе греческих и восточных элементов, который был характерен для каждого эллинистического общества и государства. Именно преобладание греческих начал в общественной и государственной структуре Пергама обусловило ее известную однородность и прочность, определило западное направление социальной и государственной политики.

В пергамской экономике в большей степени проявились характерные черты античной системы: использование рабов во многих отраслях хозяйства, внедрение интенсивных методов эксплуатации труда и элементов товарного производства. Экономическому процветанию Пергама способствовали благоприятные природные условия, мягкий климат, плодородные почвы долины Каика, сочетание речных долин, невысоких холмов, пригодных для разведения виноградников и масличных деревьев, тучных пастбищ, выгодное расположение страны около черноморских проливов, через которые проходил важнейший торговый путь того времени.

В пергамской экономике довольно высоким был удельный вес торговли, ремесла и товарного производства, что сближает ее с общей структурой полисного хозяйства. Ремесленные производства развивались на богатых запасах местного сырья: хороших сортов глины, металлов, дерева и смолы, получаемых с собственного скота кож и шерсти.

Политическая организация пергамской монархии имела некоторые отличия от традиций Селевкидов или Птолемеев. Атталиды считались «демократическими» монархами: в Пергаме не существовало царского культа, обожествления царя и царицы, в некоторых указах цари называли себя гражданами Пергама, а не царями, в указах не было обычного для Селевкидов и Птолемеев «мы повелеваем». Бюрократический аппарат Атталидов был скромным по размерам и силе влияния на общество. Иной была и роль войска как опоры власти царя. У Селевкидов и Птолемеев кадровое войско, имевшее большие привилегии и влияние на государственные дела, состояло из греков и македонян, противостоящих местным элементам. В Пергаме наемное войско комплектовалось из представителей всего населения, в том числе и местного, и не играло такой политической и социальной роли, как в монархии Селевкидов и Птолемеев, более напоминая наемные отряды, обычные для греческого общества IV в. до н. э.

Опираясь на большие материальные богатства, известную сплоченность господствующего класса, Атталиды проводили ловкую и успешную внешнюю политику. Если государства Птолемеев и Селевкидов в III–II вв. до н. э. постепенно теряли одну область за другой, то Атталиды, напротив, увеличивали свои владения и к началу II в. до н. э. превратили свое маленькое государство в великую державу эллинистического мира, охватывающую почти всю Малую Азию.

МАКЕДОНСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Древняя Македония, которой после окончания войн диадохов управляла династия Антигонйдов, сохраняла свой суверенитет и продолжала считаться одной из трех крупнейших держав эллинистического мира. Однако в эпоху эллинизма небогатое македонское государство оказалось в весьма сложном положении. Ведь теперь ему приходилось соперничать с могучими, не сопоставимыми с ним по размерам и экономическим ресурсам монархиями Птолемеев и Селевкидов. И тем не менее, несмотря на все трудности, на протяжении первой половины эпохи эллинизма Македонии удавалось поддерживать свою весьма высокую репутацию, на равных бороться за первенство с державами Селевкидов и Птолемеев, осуществлять гегемонию в Балканской Греции, пытаться реализовать амбициозные геополитические проекты. Это оказывалось возможным благодаря выдающимся военным, административным и дипломатическим способностям большинства македонских царей. Среди крупнейших деятелей эллинистической истории – Антигон II Гонат (правил в 277-239 гг. до н. э.), Антигон III Досон (правил в 229-221 гг. до н. э.) и Филипп V (правил в 221-179 гг. до н. э.).

Как и остальные крупнейшие эллинистические государства, Македония являлась монархией. Но существовала еще одна сила, традиционно ограничивавшая полновластие правителей. Этой силой была армия, ополчение македонских граждан, выражавшее, как считалось, волю всего народа. Собрание войска, в частности, утверждало восшествие на престол нового царя; служило оно и судебной инстанцией при разборе дел о некоторых важных государственных преступлениях. С такого рода традициями приходилось считаться и Антигонидам. В этих условиях в эллинистической Македонии не существовало обожествления царей, как не было и развитого бюрократического аппарата. Македонские вооруженные силы были не столь велики, как у Селевкидов и Птолемеев, однако по своей боеспособности не уступали им.


28. Северное Причерноморье в классическую и эллинистическую эпоху.

Греческие города Северного Причерноморья были органической частью эллинистического мира и тесно взаимодействовали (в экономике, политике и культуре) с государствами Балканского полуострова, Малой Азии и даже далеким Египтом.

Важнейшее значение для истории греческих государственных образований в Северном Причерноморье имело соседство и влияние обширной варварской периферии, мощных племенных и государственных объединений варварских племен - скифов и сарматов.

С IV в. до н. э. в обширном регионе причерноморских степей происходят значительные перемещения кочевых племен. Многочисленные полчища сарматов форсируют реку Танаис и, медленно продвигаясь на запад, теснят скифов, занимая их территории. Под натиском сарматов часть скифов отходит в западном направлении к устью Дуная, где образуется государство в районе Добруджи (так называемая Малая Скифия), большая часть скифов оттесняется в степной Крым и прилегающие к нему области современной Южной Украины. Здесь в середине III в. до н. э. возникает сильное Скифское царство, столицей которого стал город Неаполь (совр. Симферополь), в непосредственной близости от греческих городов Херсонеса, Феодосии, европейского Боспора. Поскольку могущественные сарматы препятствовали завоеваниям в северном и восточном направлениях, скифы усилили свою военную активность в южном направлении, против греческих городов, развитых и богатых торгово-ремесленных центров, уже давно привлекавших взоры скифской аристократии.

Необходимость отражения военной угрозы скифов определила многие особенности внутреннего и внешнего положения греческих городов Северного Причерноморья, заставляя их искать союзников и покровителей среди более сильных государств эллинистического мира.

Крупными центрами Северного Причерноморья были Ольвия, Херсонес и Боспорское царство. Их внутреннее и внешнее положение в III–II вв. до н. э. было неодинаковым

Херсонес присоединяет обширные области в Северо-Западном Крыму, включая полисы Керкинитида (совр. Евпатория) и Калос Лимен (совр. Черноморск) и некоторые племенные территории, заселенные местными скифскими племенами. Маленький полис превращается в крупное по местным масштабам и сложное, напоминающее эллинистическое, государство, включающее несколько полисов и племенные территории. Центр государства - город Херсонес - расширяется, городская территория перестраивается по принципу регулярного города, с четким выделением прямоугольной сетки улиц, агоры, акрополя, портового района, ремесленных кварталов. В городе строятся собственный монетный двор и театр, вмещающий до 1,5 тыс. зрителей. Городская застройка обносится мощными крепостными стенами с высокими башнями, проведенными по лучшей стратегической линии обороны. Херсонес превращается в одну из лучших крепостей Северного Причерноморья, являясь образцом общегреческого фортификационного искусства.

Жители Херсонеса хорошо освоили захваченные земли. Территории ближайшей к Херсонесу сельской округи - Гераклеи - и отдаленных районов Северо-Западного Крыма были подвергнуты правильному межеванию. На размежеванных наделах, размеры которых колебались от 10 до 30 га, было налажено выгодное хлебопашество (на равнинах Северо-Западного Крыма), виноградарство и садоводство (на Гераклее), которые велись интенсивными методами, с преимущественным применением рабского труда. В самом Херсонесе возникают мастерские по производству разнообразной керамики (амфор, посуды, терракот, труб, черепицы и др.), ткацкие, красильные, работают кузницы. Активное строительство городских зданий и укреплений способствует развитию строительного дела и архитектуры. Опираясь на возросший экономический потенциал, используя излишки товарной продукции (хлеба, вина), ремесленных изделий, Херсонес завязывает торговые связи по прямому пути через Черное море с городами Южного Причерноморья, прежде всего с Синопой и Гераклеей, а также с городами Балканской Греции. Вместе с тем Херсонес устанавливает прочные торговые отношения с Ольвией, боспорскими городами, включая далекий Танаис, со скифами.

Особенностью социальной структуры херсонесского общества III–II вв. до н. э. была известная однородность господствующего класса, среди которого не было такого резкого имущественного расслоения, как в Ольвии, а с другой стороны, развивались рабовладельческие отношения классического типа. Рабы были основными производителями как во многих сельских поместьях, так и в ремесленных мастерских города.

Периодизация истории Рима.

Вся история Древнего Рима делится на три больших этапа:

1. царский период или древнейшая история Рима - 753 - 510 гг. до н. э.; Древнейшая история Италии. Греческие колонии на юге Италии.Общество и государство этрусков. Царский период в Риме

2. период республики - 510 – 30-е гг. до н. э.;

он делится на:

Раннюю республику (конец VI-III вв. до н.э.) Раннеклассовое общество. Борьба плебеев с патрициями. Завоевание Римом Италии

Расцвет республики (II в. до н.э.) Система классического рабовладения в Италии. Создание Римской средиземноморской державы

Позднюю республику (133-30-е гг. до н.э.) Гражданские войны; падение Республики, образование империи; рабские восстания.

3. период империи – с 30 гг. до н. э на западе до. - 476 г. н. э.

на востоке 602/642 г. н.э.

Ранняя римская империя 30-гг. до н.э. – 236 г. н.э. (Принципат)

Кризис III века 235-284 гг. н.э. Общий кризис античной цивилизации. Угроза распада Средиземноморской римской империи

Поздняя империя (доминат) 284 – на западе…

на востоке ….

Формирование протофеодальных отношений. Поздняя Римская империя (доминат)

Македонский период [ | ]

Выступившие на стороне римлян этоляне остались очень недовольны условиями мира; прочие греки скоро убедились, что они только переменили одного господина на другого, дело дошло до новой войны этолян с римлянами ( -188 годы до н. э.), причем в союзе с этолянами был царь Сирии, Антиох III. В 191 г. при Фермопилах Антиох был разбит римлянами, а года через два после того и этоляне должны были покориться Риму. Этолийский союз перестал существовать (189).

Как прежде этоляне досадовали на римлян и возбуждали греков к войне с ними, так теперь недовольны были Римом и Филипп, и ахеяне, державшие сторону римлян в войне их с Антиохом и этолянами. Приблизительно к этому времени относится расширение ахейского союза , руководимого Филопеменом , на весь Пелопоннес. Спарта, Эллада, Мессении были присоединены к союзу (191-190). Но как в Спарте, так и в Мессении существовали сильные партии, стоявшие за выделение этих областей из союза. Недовольные обращались с жалобами в Рим, который не отказывался от роли посредника, судьи и устроителя Пелопоннеса; при его содействии Мессения отложилась было от ахеян (183). Возвращение Мессении в союз стоило жизни Филопемена, а с его смертью усилились внутренние смуты, умножились и поводы к вмешательству римлян в дела союза. Политическая борьба осложнялась социально-экономическою. В союзе боролись две партии: одна, не объявляя открытой войны Риму, старалась сохранить за союзом возможную меру независимости в действиях; другая настаивала на признании главенства Рима над союзом. Наиболее видными представителями обеих партий были Аристен и Калликрат, соответственно.

Конец греческой независимости [ | ]

В 171 г. до н.э. началась Третья Македонская война , от Филиппа перешедшей к сыну его Персею. В 168 г. война кончилась истреблением македонской армии при Пидне. Македония объявлена была свободной и разделена на 4 республики, зависимые от Рима. В душе сочувствуя Персею и желая ему победы над более опасным врагом, греки, и в частности

В результате походов Александра Македонского возникла держава, охватывавшая Балканский п-ов, острова Эгейского моря. Малую Азию, Египет, всю Переднюю, южные районы Средней и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда. Впервые в истории такая огромная территория оказалась в рамках одной политической системы. В процессе завоеваний были основаны новые города, проложены новые пути сообщений и торговли между отдаленными областями. Однако переход к мирному освоению земель произошел не сразу; в течение полувека после смерти Александра Македонского шла ожесточенная борьба между его полководцами-диадохами (преемниками), как их обычно называют,-за раздел его наследия.

В первые полтора десятилетия сохранялась фикция единства державы под номинальной властью Филиппа Арридея (323-316 гг. до н. э.) и малолетнего Александра IV (323-310? гг. до н. э.), но в действительности уже по соглашению 323 г. до н. э. власть в важнейших ее регионах оказалась в руках наиболее влиятельных и талантливых полководцев: Антипатра в Македонии и Греции, Лисимаха во Фракии, Птолемея в Египте, Антигона на юго-западе Малой Азии. Пердикке, командовавшему главными военными силами и фактическому регенту, подчинялись правители восточных сатрапий. Но попытка упрочить свое единовластие и распространить его на западные сатрапии закончилась гибелью Пердикки и положила начало войнам диадохов. В 321 г. до н. э. в Трипарадисе произошло перераспределение сатрапий и должностей: Антипатр стал регентом, и к нему в Македонию из Вавилона была перевезена царская семья, Антигон был назначен стратегом-автократом Азии, командующим всеми находившимися там войсками, и уполномочен продолжить войну с Евменом, сторонником Пердикки. В Вавилонию, утратившую значение царской резиденции, сатрапом был назначен командир гетайров Селевк.

Смерть в 319 г. до н. э. Антипатра, передавшего регентство Полиперхонту, старому, преданному царской династии полководцу, против которого выступил сын Антипатра Кассандр, поддержанный Антигоном, привела к новому усилению войн диадохов. Важным плацдармом стали Греция и Македония, где в борьбу были втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие полисы; в ходе ее погибли Филипп Арридей и другие члены царской семьи, а Кассандру удалось упрочить свое положение в Македонии. В Азии Антигон, одержав победу над Евменом и его союзниками, стал самым могущественным из диадохов, и сразу же против него сложилась коалиция Селевка, Птолемея, Кассандра и Лисимаха. Началась новая серия сражений на море и на суше в Сирии, Вавилонии, Малой Азии, Греции. В заключенном в 311 г. до н. э. мире хотя и фигурировало имя царя, но фактически о единстве державы уже не было речи, диадохи выступали как самостоятельные правители принадлежащих им земель. Новая фаза войны диадохов началась после умерщвления по приказу Кассандра юного Александра IV. В 306 г. до н. э.

Антигон и его сын Деметрий Полиоркет, а затем и другие диадохи присваивают себе царские титулы, тем самым признавая распад державы Александра и заявляя претензию на македонский престол. Наиболее активно стремился к нему Антигон. Военные действия развертываются в Греции, Малой Азии и Эгеиде. В сражении с объединенными силами Селевка, Лисимаха и Кассандра в 301 г. до н. э. при Ипсе Антигон потерпел поражение и погиб. Произошло новое распределение сил: наряду с царством Птолемея I (305-282 гг. до н. э.), включавшем Египет, Киренаику и Келесирию, появилось крупное царство Селевка I (311-281 гг. до н. э.), объединившее Вавилонию, восточные сатрапии и переднеазиатские владения Антигона. Лисимах расширил границы своего царства в Малой Азии, Кассандр получил признание прав на македонский престол. Однако после смерти Кассандра в 298 г. до н. э. вновь разгорелась борьба за Македонию, длившаяся более 20 лет. Поочередно ее престол занимали сыновья Кассандра, Деметрий Полиоркет, Лисимах, Птолемей Керавн, Пирр Эпирский. Помимо династических войн в начале 270-х гг. до н. э. Македония и Греция подверглись вторжению кельтов-галатов. Только в 276 г. Антигон Гонат (276-239 гг. до н. э.), сын Деметрия Полиоркета, одержавший в 277 г. победу над галатами, утвердился на македонском престоле, и при нем Македонское царство обрело политическую стабильность. Полувековой период борьбы диадохов был временем становления нового, эллинистического общества со сложной социальной структурой и новым типом государства. В деятельности диадохов, руководствовавшихся субъективными интересами, проявлялись в конечном счете объективные тенденции исторического развития Восточного Средиземноморья и Передней Азии- потребность в установлении тесных экономических связей глубинных районов с морским побережьем и связей между отдельными областями Средиземноморья-и вместе с тем тенденция сохранения этнической общности и традиционного политического и культурного единства отдельных районов, потребность в развитии городов как центров торговли и ремесла, в освоении новых земель, чтобы прокормить возросшее население, и, наконец, в культурном взаимодействии и т. д.

Несомненно, что индивидуальные особенности государственных деятелей, соперничавших в борьбе за власть, их военные и организаторские таланты или их бездарность, политическая близорукость, неукротимая энергия и неразборчивость в средствах для достижения целей, жестокость и корыстолюбие - все это осложняло ход событий, придавало ему острую драматичность, нередко отпечаток случайности. Тем не менее можно проследить общие черты политики диадохов. Каждый из них стремился объединить под своей властью внутренние и приморские области, обеспечить господство над важными путями, торговыми центрами и портами. Каждый стоял перед проблемой содержания сильной армии как реальной опоры власти. Основной костяк армии состоял из македонян и греков, входивших ранее в царское войско, и наемников, завербованных в Греции. Средства для их оплаты и содержания отчасти черпались из сокровищ, награбленных Александром или самими диадохами, но достаточно остро стоял вопрос и о сборах дани или податей с местного населения, а следовательно, об организации управления захваченными территориями и налаживании экономической жизни. Во всех областях, кроме Македонии, стояла проблема взаимоотношений с местным населением. В решении ее заметны две тенденции: сближение греко-македонской и местной знати, использование традиционных форм социальной и политической организации и более жесткая политика по отношению к коренным слоям населения как к завоеванным и полностью бесправным, а также внедрение полисного устройства.

В отношениях с дальними восточными сатрапиями диадохи придерживались сложившейся при Александре практики (возможно, восходящей к персидскому времени): власть была предоставлена местной знати на условиях признания зависимости и выплаты денежных и натуральных поставок. Одним из средств экономического и политического укрепления власти на завоеванных территориях было основание новых городов. Эту политику, начатую Александром, активно продолжали диадохи. Города основывались и как стратегические пункты, и как административные и экономические центры, получавшие статус полиса. Одни из них возводились на пустующих землях и заселялись выходцами из Греции, Македонии и иных мест, другие возникали путем добровольного или принудительного соединения в один полис двух или нескольких обедневших городов или сельских поселений, третьи-путем реорганизации восточных городов, пополненных греко-македонским населением. Характерно, что новые полисы появляются во всех областях эллинистического мира, но их число, расположение и способ возникновения отражают и специфику времени, и исторические особенности отдельных областей. В период борьбы диадохов одновременно с формированием новых, эллинистических государств шел процесс глубокого изменения материальной и духовной культуры народов Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Непрерывные войны, сопровождавшиеся крупными морскими сражениями, осадами и штурмами городов, а вместе с тем основание новых городов и крепостей выдвинули на первый план развитие военной и строительной техники. Совершенствовались и крепостные сооружения.

Новые города строились в соответствии с принципами планировки, разработанными еще в V в. до н. э. Гипподамом Милетским: с прямыми и пересекающимися под прямым углом улицами, ориентированными, если позволял рельеф местности, по странам света. К главной, самой широкой улице примыкала агора, окруженная с трех сторон общественными зданиями и торговыми портиками, поблизости от нее обычно возводились храмы и гимнасии; театры и стадионы строили за пределами жилых кварталов. Город обносили оборонительными стенами с башнями, на возвышенном и важном в стратегическом отношении участке строилась цитадель. Строительство стен, башен, храмов и других крупных сооружений требовало развития технических знаний и навыков в изготовлении механизмов для подъема и транспортировки сверхтяжелых грузов, совершенствования разного рода блоков, зубчатых передач (типа шестерен), рычагов, Новые достижения технической мысли получили отражение в специальных сочинениях по архитектуре и строительству, появившихся в конце IV-III в. до н. э. и сохранивших нам имена архитекторов и механиков того времени-Филона, Гегетора Византийского, Диада, Хария, Эпимаха.