Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения примеры. Где ставится двоеточие. Объяснение нового материала

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Цели:

Образовательные : формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Развивающие : формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.

Воспитательные : воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Задачи личностного развития:

Способствовать формированию правильной устной речи учащихся;

Создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования;

Развивать умения анализировать языковой материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I Организационный момент.

Сегодня мы с вами будем говорить о красоте, неповторимости, поэтичности, многогранности русского языка.

II Проверка домашнего задания

1.Упражнение_________

2.Словарный диктант

Словарный диктант. Правописание глаголов и причастий.

Они борются, борющийся, заклеенный, клеимый, ненавидимый, держащие, дышащий, неиссякаемый, они колеблются, они лечат, они надеются, слышимый, видимый, лелеемый, они лелеют, они тают, тающий, бреющийся, стелют, стелющийся, зависимый, они зависят.

III Актуализация знаний.

Прочитайте высказывание К. Паустовского

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

К.Г. Паустовский

О чём говорится в этом тексте? Тема высказывания. (О роли знаков препинания)

Назначение знаков препинания? (Отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы её можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов)

Как вы понимаете выражение: “Держать текст”? (Значит расчленить его так, чтобы сообщить смысловую и грамматическую четкость, значит добиться соответствия воспринимаемого написанному. В художественном тексте знаки препинания прежде всего осуществляют грамматическое и смысловое членение текста, а также используются для передачи мелодии речи, её тембра и пауз, то есть интонации. В устной речи это интонация конца предложения, восклицательная интонация, интонация разъяснительная, противопоставления и т.д. интонация передает некие смыслы и эмоции; в письменной речи те же смыслы и эмоции фиксируются знаками препинания. Поэтому читающий, ориентируясь на знаки препинания, восстанавливает воспроизводит эти интонации, а значит, и смысл, который интонация в себе несет. Известное выражение “читать знаки препинания” означает понимание передаваемого посредством знаков смысла)

Почему это высказывание является эпиграфом к нашему уроку?

IV Объяснение нового материала.

1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.

1) Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы.

Кувшинка – водное растение с крупными плавающими листьями и белыми, бело-розовыми или жёлтыми цветками, водяная лилия.

2) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

3) Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

4) Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду.

5) Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни.

6) Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою!”.

Ключи. 1 (,) – 1 (;) – 2, 4 (:) – 3, 5, 6

Ребята, какие предложения вызвали затруднения?

Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки. (3)

Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни. (5)

Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить запятую или точку с запятой. Оно относится к теме сегодняшнего урока.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Двоеточие в БСП”

Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

Цель: изучить особенности постановки двоеточия в БСП.

4. Повторение темы "Постановка двоеточия в простом предложении".

Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?

Постановка двоеточия в простом предложении.

Я обращаю ваше внимание на следующие предложения, которые написаны на доске. Читаем предложение, объясняем правило.

Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.

Стоит ли оспаривать мнение А. П. Чехова, что “в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”

Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

Итак, применяя правило постановки двоеточия, в первую очередь определяем структуру предложения.

Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.

Работа с таблицей (вписать свои примеры, пользуясь учебником).

Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись на доске).

Двоеточие в БСП

:[причина] (= потому что, так как)

:[пояснение] (= а именно, то есть)

:[дополнение] (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)

Слайд 4. Проверяем примеры

5. Формирование умений и навыков.

V Закрепление.

1. Работа по карточкам.

Анализ предложений

Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с таблицей “Знаки препинания в БСП”.

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)

2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)

3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)

5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит)

6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался. (Пояснение)

Взаимопроверка (работа в парах).

Комментарий учителя.

Взаимозаменяемые союзные и БСП называются синтаксическими синонимами.

Назовите синтаксические синонимы БСП с двоеточием. (СПП с придаточными изъяснительными и причины).

2.Работа с учебником? Стр _________

Упражнение ________;

Удивительное – рядом”. (Разминка)

3.Закончить предложения:

Вокруг было прекрасно:

Я оглянулся и увидел:

Перед нами предстала удивительная картина:

4.Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу

Бессоюзные сложные предложения

1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится: _________________________

2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится: _________________________

3. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.

4. Найдите предложение, соответствующее схеме : [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

б) Дрова все вышли топить нечем.

в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

5. Какая схема соответствует предложению

Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены): а) - б) : в) ;

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Любите книгу () она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось () замелькали звёзды:

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вдруг я чувствую () кто-то берёт меня за плечо и толкает.

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.

9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.

а) Однажды проснулся он и видит () против его норы стоит рак.

б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла () тут же появились мама и Леонид.

в) Сидеть было неудобно () что-то мешало.

г) Уж темнело () на траве появилась роса.

Ключ

1. Запятая.

2. Точка с запятой.

3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.

5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6.

VI Выставление отметок за урок.

VII Домашнее задание. Параграф 19.

Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания.

4. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: “Роль двоеточия в предложении”.

VIII Итоги урока. Рефлексия.

Что вы узнали нового? Что вам понравилось? Что не получилось?

Технологическая карта

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1.Словарный диктант. Правописание глаголов и причастий.

Они бор_тся, бор_щийся, закле_нный, кле_мый, (не)навид_мый, держ_щие, дыш_щий, (не)иссяка_мый, они колебл_тся, они леч_т, они наде_тся, слыш_мый, вид_мый, леле_мый, они леле_т, они та_т, та_щий, бре_щийся, стел_т, стел_щийся, завис_мый, они завис_т

2.Объяснительный диктант

1. Поставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.

2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу.

1) Спит вода спят кувшинки спят рыбы и птицы.

2) И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

3) Отец любил говорить нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

4) Огромный барский дом утопающий в зелени деревьев и дикого винограда стоял на холме он был виден тут всюду.

5) Природа является открытым учебником жизни она вобрала в себя вечную мудрость жизни.

6) Я скажу Не надо рая дайте родину мою.

3.Анализ предложений

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

2. Я понимал: выручить нас может только случайность.

3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

5. Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях.

6.Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался.

4.Объяснительный диктант. Расставить знаки препинания.

Не оставляйте матерей одних они от одиночества стареют. (А.Дементьев) Письма больше чем воспоминания на них запеклась кровь событий. (А.Герцен) Скажи поколеньям иного века пусть никогда человек в человека ни разу не выстрелит на земле. (э.А.) Теперь язнаю за моим окном не только мне принадлежат деревья. (С.Маршак) Любите книгу она поможет разобраться в жизни. Картина переменилась снег стаял влажная земля дымилась. Вдруг чувствую кто-то тянет меня в сторону. Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела.

Творческая работа. Продолжить предложения.

Строго соблюдайте правила уличного движения: …

Не сорите на улице: …

Необходимо соблюдать на улице тишину: …

Вокруг было прекрасно: …

Я оглянулся и увидел: …

Перед нами предстала удивительная картина: …

Найди «Третье лишнее»

1.Помни про школу:

только с ней

станешь строителем радостных дней. (В,Маяковский)

2. Таким друзьям на свете

не страшно ничего:

один за всех на свете,

и все за одного. (С.Михалков)

3. Как отчий дом, как старый горец горы,

люблю я землю, тень её

лесов, и моря рокоты, и звёзд

узоры, и странные строенья облаков. (В.Брюсов)

Мы разобрали, перейдем в двоеточию.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в следующих случаях.

1. Если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слово «а именно» ).

Примеры.

Страшная мысль мелькнула в. уме моем: я вообразил ее в руках разбойников (А. Пушкин).

В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил наподтачивание других частей (Н. Гоголь).

Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит (М. Горький).

Примечание . Если вторая часть бессоюзного предложения состоит из двух частей, соединенных одиночными союзами и, да (в значении и ), или, то запятая между ними не ставится.
Пример . Погода испортилась: падал снег и дула, заметая следы, поземка (А. Новиков-Прибой).

Двоеточие обязательно ставится, если в первой части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во второй части.

Примеры.

Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда (В. Панова).

Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами (А. Грибоедов).

Весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет (Н. Гоголь).

Одно было несомненно: назад он не вернется (И. Тургенев).

Следует различать правила пунктации в случае бессоюзного сложного предложения, в котором вторая часть раскрывает содержание местоименного слова одно, имеющегося в первой части, и в простом предложении, в котором слово одно разъясняется пояснительным членом предложения, а не целым предложением: в первом случае ставится двоеточие, во втором – тире.

Сравните:

Об одном прошу вас: стреляйте скорее (М. Лермонтов).
В отношениях с посторонними он требовал одного сохранения приличия (А. Герцен).

2. Если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т. п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что ).

Примеры.

Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (М. Лермонтов).

Ты сам заметил: день ото дня я вяну, жертва злой отравы (М. Лермонтов).

Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (А. Чехов).

Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант (А. Фадеев).

Он верит: для его солдат и долгий путь вперед короче короткого пути назад (К. Симонов).

Но если перед второй частью отсутствует интонация предупреждения, вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля задрожала (Н. Некрасов).

3. Если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т. п., а также глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что» и т. п.

Примеры.

Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами (М. Лермонтов).

Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах еще виднелись ледяные закрайки (С. Аксаков).

Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц (И. Гончаров).

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… (И. Тургенев).

Он подумал, понюхал: пахнет медом (А. Чехов).

Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был мокрый… (В. Панова).

В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения, например: Посмотрел на прорубь вода дремала (Шишков); Он выглянул из комнаты ни одного огонька в окнах (В. Панова). Однако в целях оправданной унификации предпочтительнее ставить двоеточие.

4. Если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку ).

Примеры.

Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного… (М. Лермонтов).

Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр (И. Гончаров).

Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал (И. Тургенев).

И Жилин приуныл: видит дело плохо (Л. Толстой).

Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (А. Чехов).

Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (М. Горький).

В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: ее заворачивают вам в бумажку (В. Маяковский).

Степан боялся подойти к обрыву: скользко (А. Шишков).

Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяжести войны (К. Паустовский).

Настена извелась вся, но подгонять свекра не решалась: нельзя было показывать, что ей зачем-то нужна лодка (В. Распутин).

5. Если вторая часть представляет собой прямой вопрос.

Примеры.

Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А. Чехов).

Ты мне лучше вот что скажи: правда, что к Маякину сын воротился? (М. Горький).

Я ехала сейчас, говорила с вами и все думала: почему они не стреляют? (К. Симонов).

Особый случай постановки двоеточия — в газетных заголовках, распадающихся на две части: первая (так называемый именительный темы, или именительный представления) называет общую проблему, место действия, лицо и т.д., а вторая содержит конкретизацию указанного в первой части.

Примеры.

Реформы: проблемы, решения;
Демократия: путь к свободе;
Булгаков: книги и время.

В заключение отметим случай использования двоеточия в сложноподчиненном предложении .

Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза, а также можно вставить слова а именно ).

Примеры.

И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута (Л. Толстой).

Он видел все: как вставала земля из пепла, непокоренная земля, неистребимая жизнь (Б. Горбатов).

1. Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания

2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Задачи личностного развития :

Способствовать формированию правильной устной речи учащихся,;

Создавать условия для развития адекватной самооценки;

Развивать умения анализировать языковой материал.

Тип урока : урок изучения нового материала и первичного его закрепления.

Вид урока : урок практических работ.

Выбор методов и приемов : диалогический метод.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ребята, на предыдущих занятиях вы познакомились с понятием «бессоюзное сложное предложение», разобрали случаи постановки запятой и точки с запятой между частями БСП.

Напомните, какие сложные предложения называются бессоюзными?

В каких случаях между частями БСП ставится запятая?

В каких случаях между частями БСП ставится точка с запятой? Приведите примеры.

Запишем два предложения и проанализируем их с точки зрения постановки знаков препинания.

В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые тюки. (М.Лермонтов )

(части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений)

Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И.С.Тургенев)

(точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке)

3.Объяснение нового материала.

Мобилизирующий этап. (Лингвистическая разминка).

На экране представлены предложения с двоеточием.

Слайд № 2

1. Пётр Александрович Плетнёв - поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина - писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта».

2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.

3. Печален я: со мною друга нет.

Задания:

Определите структуру предложений;

Объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях;

Можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?

Определение темы урока

Слайд № 3 (Вопрос)

Сформулируйте тему урока.

Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока.

Тема нашего урока: «Двоеточие в БСП», наша цель - рассмотреть условия постановки двоеточия в БСП, совершенствовать пунктуационные умения. (Слайд 4, 5)

Как вы считаете, какова функция двоеточия в письменной речи?

Для двоеточия характерна разъяснительно-пояснительная функция - двоеточие предупреждает о пояснении.

Давайте посмотрим, как эта функция проявляется в БСП.

Двоеточие в бессоюзном предложении. (Слайды 7-10)

1. Вторая часть сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой. Уловив причинную связь и найдя место, где возникает вопрос почему? вы без труда поставите двоеточие на нужное место.

А) Светильники надо беречь (почему?): порыв ветра может погасить их…

Б) Печален я (почему?) : со мною друга нет…

Если превратить эти предложения с союзом, то, естественно, возникает союз потому что, а перед ним встанет запятая. Смысл и того и другого предложения будет один и тот же, а знаки разные.

2. Вторая часть БСП может во всех падежах и числах отвечать на вопросы: а какой именно? А какая именно?, определяя признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части. Вторая часть относится к определению, стоящему в первой части.

Вон, видишь ли через реку тот мост?

…Он с виду хоть и прост,

А свойство чудное имеет (а какое именно?):

Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет.

3. , отвечая на вопросы падежей.

Я должен помнить (что? О чем?) : печаль пройдет

И снова радость придет.

Иногда в первой части опускаются слова увидел или услышал и только подразумеваются. Тогда и вопрос видоизменяется.

Я прислушался (и что услышал) : откуда-то доносились прекрасные и печальные звуки скрипки.

4.Между частями БСП ставятся вопросы: а как именно? А каким образом?

Вертит очками так и сяк (а как именно):

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет.

Заполнить таблицу «Двоеточие в БСП» (слайд 11)

Потому что

Вторая часть раскрывает содержание первой

Что? О чем?

А как именно

Вторая часть определяет признаки, свойства, качества того, о чем речь идет в первой части

А какой именно?

4. Закрепление изученного материала.

а) Расставьте правильно знаки.(слайд 12)

Это задание на расстановку знаков мы проведем под девизом: «Каждой пословице - свой знак»

(учащиеся вписывают в соответствующие граф таблицы номера предложений)

Запятая

Двоеточие

1.Где кто родился там и пригодился.

2. Закон что дышло куда повернул туда и вышло.

3. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет.

4.Слово не воробей вылетит не поймаешь.

5.Куда конь с копытом туда рак с клешней.

б) Анализ предложений .(слайд13,14)

Определите значения частей БСП, где поставлено двоеточие.

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)

2. Я понимал: выручить нас может только случайность.(Дополнение)

3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)

5. Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит)

6.Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался (Пояснение)

Динамическая пауза.

Упражнение «Ритмы свободы»

Хлопни в ладоши три раза.

Сядь на стул.

Топни правой ногой.

Топни левой ногой.

Поднимись.

Помаши руками.

Глубоко вдохни, задержи дыхание.

Сделай полный выдох.

Медленно, как сдувшийся шарик, опустись на стул.

Медленно поднимись.

Повернись три раза вокруг себя.

Громко скажи: «Я свободен».

в) Контроль полученных знаний .(слайд 16, 16,18)

1.Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница -зима.

(А.Пушкин.ССП, тире)

2. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

(А.Пушкин.БСП,двоеточие)

3. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине, точно дым из труб.

(Л.Толстой.БСП, двоеточие)

4. Вот затрещали барабаны - и отступили басурманы.

(М.Лермонтов. ССП, тире)

5. А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.

(И.Крылов.БСП, двоеточие)

5. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.

(М.Лермонтов, БСП, двоеточие)

7.Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

(М.Горький БСП, двоеточие)

Работа по учебнику. (слайд19)

Игра «Найди нужное предложение»

По данным характеристикам найдите предложения и, используя начальные буквы слов, с которых начинаются указанные в задании части предложений, составьте слово.

(учащиеся делятся на 5 групп (по числу заданий), задания распечатываются и раздаются каждой группе.)

1. Работа с упражнением 223.

Ответ: Предложение 3: «В лесу то там, то здесь глухо куковала кукушка, оттеняя глубину и звучность его; после дождя высоко в небе плыли и таяли дымчатые облака с золтисто-алыми краями» Буква «В».

2.Работа с упражнением 228(2 часть ).

Ответ. Предложение 4.: «Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется жестоким образом, так что, наконец, самому сделается совестно». Буква «Е».

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из четырех частей. Вторая, третья и четвертая части раскрывают содержание первой части; в сотставе предложения нет ни одного союза. Выпишите начальную букву первого слова четвертой части этого предложения.

Ответ. Предложение 2: «Вокруг обычным спокойным порядком шла работа: глубоко внизу сигналили машины, гремела арматура, раздавалась барабанная дробь пневматических ломов». Буква «Р».

4.Работа с упражнением 224.

Ответ. Предложение 5: «На запад пятиглавый Бешту синеет как «последняя туча рассеянной бури», на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона, на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там дальше амфитеатром громоздятся горы, все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом» . Буква «Н».

Ответ. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. Буква «О».

Проверка проводится следующим образом: представитель от группы вписывает найденную букву. Если получается слово «Верно», то задание выполнено правильно.

Итог урока.(слайд 20)

Рефлексия.

Назовите условия постановки двоеточия в БСП.

Критерии отметки

Количество баллов

2.За устный ответ-2 балла

3.За работу в группе- 2 балла

Задание на дом : ознакомиться с материалом учебника, выполнить упражнение 227

Заполнить таблицу «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении »

Каковы отношения между частями

Какие слова можно вставить между частями

Вторая часть раскрывает причину происходящего в первой

Потому что

Вторая часть раскрывает содержание первой

Вторая часть поясняет содержание первой

А именно, то есть

Вторая часть определяет признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части

А какой именно

Расставьте правильно знаки «Каждой пословице - свой знак»

1. Где кто родился там и пригодился.

2. 2.Закон что дышло куда повернул туда и вышло.

3. 3. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет.

4. Слово не воробей вылетит не поймаешь.

5. Куда конь с копытом туда и рак с клешней.

6. Не везде сила где умение а где и терпение.

Двоеточие

Самостоятельная работа

1. Свойство зеркальце имело говорить оно умело

2. Стал Жилин вглядываться маячит что-то в долине точно дым из труб.

3. А потому обычай мой с волками иначе не делать мировой как снявши шкуру с них долй.

4. Мне стало страшно на краю грозящей бездны я лежал.

5. Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей она научит вас уважать человека.

Игра «Найди нужное предложение».

1. Работа с упражнением 223.

Найдите бессоюзное предложение, состоящее из двух частей, между которыми по правилам пунктуации употребляется точка с запятой. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

2. Работа с упражнением 228(2 часть ).

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, соединенных бессоюзной связью. Первый блок представляет собой сложноподчиненное предложение, состоящее из одного главного и двух придаточных (условного и местоименно-определительного), связанных по типу параллельного подчинения; второй блок - также сложноподчиненное предложение, состоящее из одного главного и двух придаточных (образа действия и следствия), связанных по типу параллельного подчинения. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

3.Работа с упражнением 228 (1 часть ).

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из четырех частей. Вторая, третья и четвертая части раскрывают содержание первой части; в составе предложения нет ни одного союза. Выпишите начальную букву первого слова четвертой части этого предложения.

4.Работа с упражнением 224.

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, связанных причинными отношениями;первый блок состоит из трех простых предложений, связанных сочинительной связью; второй блок состоит из 5 простых предложений, также связанных сочинительной связью. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

5. Работа с упражнением 223 (1)

Найдите бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух частей, одно из которых по структуре представляет безличное предложение. Выпишите начальную букву первого слова из второго предложения.

Оценочный лист

Фамилия, имя учащегося____________________________________________________

Критерии отметки

Количество баллов

1. За домашнюю работу - 2 балла

2.За устный ответ-2 балла

3.За работу в группе- 2 балла

4. Анализ предложений -2 балла

5. Самостоятельная работа -2 балла

6. Заполнение таблицы примерами-3 балла

7. Работа по учебнику. Игра «Найди нужное предложение»- 4 балла

8. Задание «Каждой пословице - свой знак» - 3 балла

В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и .

Ср.: Метель не утихала , небо не прояснялось (Пушкин). - Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли , через минуту уже не было слышно шума (Чехов). - Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

Налево чернело глубокое ущелье ; / 1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари / 2 (Лермонтов).

Двоеточие в бессоюзном сложном

1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть .

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). - Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.

Обратите внимание!

Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.

Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно : нельзя сидеть сложа руки (Чехов).

2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что .

Ср.: Я знал : удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). - Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.

Обратите внимание!

Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что , а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.

Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). - Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал , понюхал : пахнет мёдом (Чехов). - Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.

3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что .

Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение : землетрясение было не к добру (Тынянов). - Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя (Тургенев). - Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя .

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу :

Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов). - Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер - всё дрогнуло , ожило , засмеялось (М. Горький). - Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.

2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но .

Ср.: Служить бы рад - прислуживаться тошно (Грибоедов). - Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость - я хозяин (Багрицкий). - Он гость, а я хозяин.

3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате .

Ср.: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев). - Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл - пусть меня научат (Маяковский). - Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.

Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).

4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если .

Ср.: Кошки грызутся - мышам приволье (пословица). - Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик - будут и грибки (Пушкин). - Если будет дождик, будут и грибки.

Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так , то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).

5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно .

Ср.: Молвит слово - соловей поёт (Лермонтов). - Молвит слово, будто соловей поёт.

6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков :

Приказ есть приказ - так его воспитали (Воробьёв).

Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):

План разбора бессоюзного сложного предложения

  1. Указать тип сложного предложения (бессоюзное сложное предложение).
  2. Указать, из скольких частей состоит бессоюзное сложное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать значение (смысловые отношения) между частями бессоюзного предложения. Обосновать постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
  4. Построить схему бессоюзного сложного предложения.

Образец разбора

Дуб держится - к земле тростиночка припала (Крылов).

Бессоюзное сложное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится ; 2) к земле тростиночка припала ; грамматические основы: 1) дуб держится ; 2) тростиночка припала . Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз а : Дуб держится , а к земле тростиночка припала ). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.

- .
противоп.

ЗАДАНИЕ А 24

Фор мул ировк а зада ния: как объясни т ь постановку двоеточия или тире в данно м пре дл ож е нии ?

Как объяснить по ста новку двоеточия в данном п р е дл ожении ?

Иск у сс т вове д ы отме чаю т з начите л ьный вкла д Н.А. Римско г о-Кор са ков а в инстр уме н т овк у м у зыка л ьны х п роизве д ений: композитор расшири л и обо г ати л сист е м у л а д ово - гар м онически х ср ед с тв, е го орк е стровка соче т ае т красочность, б л ес к с яснос т ью , про з рачно ст ью , прос т о т о й.

1) Обобщающее сл ово стоит пе р е д одно р одными членами пре д л о жения.

2) Первая час ть бессо ю з ного сложного п р е дл ож е ния у ка з ывае т на условие т о г о , о чём г оворится ВО в т орой час т и .

3 ) Втора я час т ь б есс ою з ного с л ожного пре дл ожения указывает на сле д ствие т ого , о ч ё м
говори т ся В пе рв ой части .

4) Вто р а я час т ь бессоюз н ого сло жно го п р едл о жен ия по я сняет, р аск р ы в ает соде р жание
первой части.

Прави л ьны й о т в ет: 4

Ч т о т р е б уется о т у че нико в : в ыбрать п р авильное объяснение постановки двоеточия или
тире в
д анном предло жени и .

Ч т о с л е дует з н ать уч еника м дл я правильного выполнения з а д ания :

Ког д а в бессо юз н о м сложном пр едложе н ии ста в итс я двоеточие или тире ;

- какими синонимичными сложнопо д ч и ненными конст р укциями можно заменить бессою з ны е сл ожные пр едложе ни я с д вое т очием и л и т ир е;

Как по д ста н о вка по дчини т е л ь ных с ою з ов мож ет помочь выяв л ению смысловы х о т ношений меж д у час т ями с л ожного бессоюзного п ре д ложения ;

Как отличать б ес союзные сложные п р едложения с д вое т очием от простых п р едложений ,
в ко т орых двоеточи е отдел я е т обобщаю щ е е сло в о о т о д но ро дных членов п р едложения .

Прави л а пос тано вк и Д ВО Е ТОЧИЯ в бессою з ном сложном пре дл ожении

Дво ет о ч и е с т авитс я

Пр и м е р ы

1. Если вто р ое пр едложе ни е ука з ы в ает н а причин у

т ого , о чем говори тся в пе рвом (между част я м и такого

б е ссоюзного сл о ж ного пре д ложе н и я можно

вставить союз Т АК КА К, ПОТОМУ ЧТО и п р е врати т ь его в сложнопо д чинен н ое п р е д ложени е с

придаточным причин ы).

Л ю бите книгу : она п о м о жет в ам раз 0-

браться в сложных жиз н енных ситуациях. (= Люби т е кни г у, по т о му чт о

она поможет вам разобрат ь ся в сложных жизненных си т уа ц иях . )

2. Ес л и второ е пр едложение п оясня ет, раскрыва ет

со д ерж а н и е перво го (межд у час т ями бессою з но г о

с л ожн о го пре д лож е н ия м ожно вставить сою з

А И МЕ ННО Ч Т О ).

Большин с тво сходилось на о д ном:

ст ары е законы нику да н е г о д я т ся . (=

Бол ь шинс т во с х одилось на о д ном , а

и м енно : с т а р ые з аконы нику д а не год я тся . )

3 . Если в то р ое пре дложе ние д опо л няет см ы сл пе р вого (между частям и бесс оюзного с л ожного п р е дл ожения можно вс тавит ь союз ЧТО и п р е вр ат и ть

его в сложно п одчиненное пр е дложение с п ри даточным изъ я снительным) .

В д р уг чу в ст в у ю : кто-то де р гает меня

з а р укав . (= В друг чу в ствую , ч т о кто -

то д е р гает мен я за р укав . )

4 . Если в пе рво м про сто м предл ож е н и и о пус каю тс я

слова И УВИД Е Л , ЧТО ; И У СЛЫШАЛ, ЧТО; И

ПОЧУВСТВОВ А Л , ЧТО .

Се р е ж а огл ян улс я : к н е м у бежал

с о с е д с к и й мальчонка. (= Се р ежа огля ну лс я и уви д е л , ч т о к нему бежал соседс кий мал ь ч он ка.)

Примечание: следует отличать бессоюзные сложные предложения с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами стоит
двоеточие.

Например: В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъем
уровня рек, туман.

(В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно
простое, а не сложное бессоюзное. В нем ставится двоеточие, потому что обобщающее слово
стоит перед однородными членами.)

Запомните: двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает со держание или причину, а в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами.

Правила постановки ТИ Р Е в бе сс оюзном сложном предложении

Тире с та вится

Примеры

1.Если первое простое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным условия).

Будет за в тра хорошая по г ода - по йд ем в лес . (= Если бу де т за втра х орош а я пого д а , пойдем в л ес . )

2.Если первое простое предложение.указывает на время того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным времени).

Лес рубят- щепки летят (= Когда лес рубят, щепки летят.)

3. Если второе простое предложение содержит вывод, следствие из того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить наречие ПОЭТОМУ или союз ТАК ЧТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным следствия).

Жара все усиливалась – становилось тяжело дышать. (= Жара все усиливалась, так что становилось тяжело
дышать.)

У д арил сильный : гром - з а д рожа л и
все окна . (= Ударил сильный гром,
поэт
о му за д рожали все окна . )

4. Если простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены друг другу по смыслу (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А или союз НО).

Ш е стна д цат ь л ет с л ужу - та ко г о со
мной еще н е было . (= Шестна д ца ть л е т
сижу, н о такого со мной еще не было.) Смелые побеждают - трус л ивые. погибают . (= Смелые побеж д аю т , а т русливые по г ибают.)

5. Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить
союзы СЛОВНО, ТО НО, БУДТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).

Молвит слово - соловей поет. (= Мол-
вит слово, будто соловей поет.)

Если во второй части содержится неожиданный результат, дается указание на быструю смену событий.

Он нажал на тормоз – скорость не уменьшилась

Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово ЭТО).

Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце -
дурной знак.

Запомните: тире - это знак следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий, представленных во второй части бессоюзного сложного предложения.

Алгоритм выполнения задания:

1) выделите грамматические основы и определите, является ли данное предложение простым с обобщающим словом перед однородными членами или сложным бессоюзным:

· если предложение простое, то чаще всего постановка двоеточия объясняется тем, что
обобщающее слово стоит перед однородными членами;

· если предложение сложное бессоюзное, то наличие двоеточия или тире в нем можно
объяснить с помощью подстановки подходящих по смыслу подчинительных союзов;
2) подставьте в бессоюзное сложное предложение подходящий по смыслу подчинительный союз и выявите с его помощью смысловые отношения между его частями:

1. Союз IIOTOMY ЧТО, ТАК КАК свидетельствует о том, что вторая часть
бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в
первой части(поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие);

2. Союз А ИМЕННО ЧТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного
сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части (поэтому в
бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие);

3. Союз КОГДА свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного
предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части

4. Союз ТАК ЧТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного
предложения указывает на результат, следствие того, о чем говорится в первой части
(поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится тире);

5. Союз ЕСЛИ свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного
предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части (поэтому в
бессоюзном сложном предложении ставится тире);

6. Союз А свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения
противопоставлена по содержанию первой (поэтому в бессоюзном сложном
предложении ставится тире).