Римский альбом: заметки об архитектуре, нравах и обычаях имперских народов. Виа Аппиа. Вокруг Цирка Максенция.

Назад

Прогулки по Виа Аппиа. Часть 3.
Вилла и Цирк Максенция, Мавзолей Цецилии Метеллы.

Нам не дано в полной мере ощутить контраст, который испытывал, поднимаясь на поверхность из катакомб, христианский апологет.
Железные клещи имперского порядка, представленные в безукоризненности черт языческих надгробий, кричащий индивидуализм обелисков, смешанный с площадной бранью возничих, торговцев и рабов, спешащих в обе стороны Виа Аппиа, гул и марево над Римом, никогда не засыпающим...

Виа Аппиа (реконструкция, конец 19 в.).
2

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bb/ViaAppia.jpg

Сегодня поверхность вокруг Сан-Каллисто выглядит ровной и безмолвной, как кварталы острова Кнайпхоф в Кенигсберге после утюжащих бомбардировок и вспышек архитектурной нетерпимости Хрущева. Там, правда, уцелела могила Канта...
Однако редкость архитектурных и исторических памятников на отрезке от Сан Каллисто до катакомб Святого Себастьяна не может не настораживать.
Сядешь на травку, присмотришься - нет земли, есть мешанина из фрагментов керамики, мраморной и черепичной крошки, на которую тонким слоем накинут зеленый колер растительности. Бомбометатели в лице Сатурна потрудились основательно. Через все это с подлинно архиерейской беспристрастностью проложена шоссейная дорожка, усаженная кипарисами, которая ведет к парковке у очередной резиденции папского нунция. Такой католический соцреализм.

Пикник на обочине. Просторные луга по обе стороны Via Appia прекрасное место для возвышенных размышлений, если забыть про то, что находится под ногами. Как написал когда-то Бродский в стихотворении про Кенигсберг, назвав его, кстати, Einem alten Architekten in Rom ("Старому архитектору в Риме"):

И если здесь подковырять - по мне,
разбитый дом, как сеновал в иголках, -
то можно счастье отыскать вполне
под четвертичной пеленой осколков.

Слово "дом" здесь, правда, уместнее заменить на "склеп"…

1
Впрочем, после Сан Себастьяно ситуация начинает выправляться. Спустившись с холма и взяв немного влево, в сторону Мавзолея Цецилии Метеллы, через несколько десятков метров останавливаешься как вкопанный. Вот она, древнеримская dolce vita! На 3км Виа Аппиа (за Городской Стеной) расположились знаменитые Цирк и Вилла императора Максенция.

Вид на Виллу и Цирк Максенция с Аппиевой Дороги. Март 2009.

3

На небольшом холме, примерно в 100м от Дороги, видны останки дворцового здания, связанные длинным коридором с цирком для забега колесниц, располагающимся на некотором удалении в долине.
Окончательно цирк был раскопан в 1960 году, в канун Римской Олимпиады. Цирк Максенция является одним из самых больших по протяженности римских цирков, уступая только, пожалуй, римскому Чирко Массимо, доходя до 503 метров в длину и достигая в ширину 79 метров.
Разделительный барьер посередине, отделанный римским мрамором, некогда тянулся на 296 метров. По обоим концам "спины" (spina), внутри циркового эллипса, располагались "меты" (metae), знаки, обозначавшие точки поворота колесниц. На концах они были украшены символическими мраморными яйцами. Обелиск, высившийся в самом центре, был перенесен Папой Иннокентием Х в 1650 году на знаменитую Пьяцца Навона, где он украсил Фонтан Четырех Рек.

Обелиск из Цирка Максенция на Пьяцца Навона.
17

http://farm2.static.flickr.com/1061/760170221_66d4264b36.jpg?v=0

Вид на зароший бурьяном Цирк Максенция сегодня. Март 2009. Погода подкачала, все время срывался мелкий дождь.

4

Судя по масштабам развернутого в Риме и его окрестностях строительства, архитектура интересовала Максенция не меньше, чем конно-спортивные состязания. Базилика на Форуме, Мавзолей Ромула, Вилла и Цирк на Виа Аппиа, изображения построек на монетах - все это свидетельства интереса серьезного уровня. Да и вглядываясь в лицо императора, видишь в нем не изверга, представленного в последующей литературной традиции, а, скорее, не чуждого радостям жизни капризного декадента.

Бюст Максенция из Пушкинского музея. Фото взято с ресурса:
http://en.wikipedia.org/wiki/File:Maxentius02_pushkin.jpg

18

Звериный оскал папаши (“императора-спецназовца” Максимиана) уступил место "человечному" выражению лица. По крайней мере, Максенций не кажется гигантом со стальной волей,  каким выглядит в скульптуре низложивший его Константин...

При раскопках Цирка были найдены многочисленные обломки статуй, которые потом удалось идентифицировать как изваяния Геракла, Виктории, Венеры и Диониса с Амазонкой. Впрочем, судя по тому, что на сайте постоянно дежурит бдительная девушка-археолог, фрагменты были собраны не все и нечто, может быть, еще таится под дерном.

Там, где бродит одинокая фигура "девушки в черном", когда-то размещалась императорская трибуна (pulvinar). Март 2009.

12.

5

Надо отметить, что цирк был "закрытого" характера: для особ, “приближенных к императору”. Если судить по масштабу боковых трибун, таких было довольно много. По современным подсчетам, цирк вмещал до 10 000 зрителей. Мне кажется, что больше, учитывая, что некоторые из трибун могли быть деревянными.

Вид на зрительские ряды в западной части Цирка.

13

С левой стороны Цирка, почти смыкаясь с ним, располагаются руины патрицианской виллы Республиканского периода. Строители комплекса Максенция лишь частично включили ее в свой проект.
Однако хорошенько рассмотреть виллу не получится. Руины сильно покрыты дикой растительностью, а когда у тебя на хвосте пристальный прищур археологини и дождь, лазить по мокрым колючкам не хочется.

Руины цирка и виллы, за которыми начинаются настоящие джунгли. Март 2009.

9

Вообще, на этом пятачке располагается достаточно памятников, чтобы провести там, по меньшей мере, полдня. Кроме ипподрома и остатков вилл, на сайте стоит посмотреть Гробницу Сервилиев (ее руины) и, конечно, Мавзолей, посвященный обожествленному сыну Максенция, Ромулу, располагающийся на территории современного животноводческого хозяйства. К сожалению, мавзолей Ромула (в силу проходивших раскопок) в тот день был закрыт.

Вид на Мавзолей Ромула, Виллу и Цирк Максенция сверху.
http://virtualglobetrotting.com/map/49784/view/?service=0

Мавзолей Ромула (крупным планом). http://virtualglobetrotting.com/map/49784/view/?service=1

Одна из стен дворца Максенция, примыкающая к Мавзолею Ромула. Ровная и длинная стена кажется сделанной совсем недавно.

16

Параллельно с написанием заметки возникли мысли о том, какие  строения были увековечены в чекане Максенция.
Рассмотрим, например, известный выпуск, посвященный памяти сына императора, Ромула.
Что изображено на монетах Divo Romulo: его xрам на Виа Сакра или Мавзолей на Виа Аппиа? Почему некоторые из дверей на реверсе кажутся плотно закрытыми, а другие приотворены?
Имеет ли эта деталь отношение к характеру строения?

5 http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=44853

6
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=63390#

Большинство ссылок дает один тип описания архитектурного сооружения на реверсе: shrine ("святилище"). Однако очевидно - здесь изображены разные здания. Главное отличие - колоннада, подобная той, что располагается вокруг Мавзолея Ромула в Максенциевом комплексе, если судить по найденным там черенкам колонн.
С другой стороны, известен и тип монеты с Максенцием в трауре, излагающий аналогичный сюжет "Вечной памяти" (Aeternae Memoriae). Если в данном случае Максенций скорбит по Ромулу, то, вероятно, именно эта монета содержит изображение Мавзолея.
7

Произвол резчиков, "никогда не бывших в Риме", и творивших на реверсе архитектурные шедевры по собственному усмотрению, полагаю, надо исключить.
Впрочем, также возможно, что речь идет о нескольких зданиях, посвященных одному и тому же событию: xрам Ромула на Виа Сакра, Мавзолей на Виа Аппиа и... местонахождение третьего мне неизвестно. Наверняка на сей счет существует пара обстоятельных статей.

Причины, побудившие Максенция поставить усыпальницу сыну именно в этом месте, рядом с конным цирком и собственной виллой, никогда не будут раскрыты. Однако, как пишет Кларидж, есть основания полагать, что весь комплекс, включая цирк, задумывался императором как погребальный.
Если в случае с Мавзолеем Адриана мы рассуждали о связи объекта с египетскими таинствами (Mausoleum.html), то здесь достаточно интерсесным представляется поразмышлять о значении конных ристалищ и их связи с ритуальными практиками древности. Может быть, существовали какие-то культы, одновременно соотнесенные с темой похищения Персефоны, возвращения Адониса и колесничным забегом, олицетворящим солнцеворот?
Жаль, нельзя позвонить Мирча Элиаде.

Исследования показали, что до Максенция сии земли принадлежали Аннии Регилле, родственнице императора Марка Аврелия и жене знаментого греческого богача Ирода Аттика. Когда Регилла умерла в 160г., ее муж посвятил всю территорию поместья подземным богам и установил торжественный обряд отправления погребального культа жены в возведенном здесь же святилище Цереры и обожествленной императрицы Фаустины.
По замечанию Кларидж, наука не может сказать, был ли Мавзолей посвящен только Ромулу или и остальным членам семьи Максенция. Oднако небезынтересно отметить, что практически идентичный по типу мавзолей был построен семейством Гордианов на Виа Пренестина (современная Тор де Скьяви) и также впоследствии очень похожую форму получил мавзолей Елены, матери Константина Равноапостольного, расположенный на Виа Лабикана (современная Тор Пиньятарра), где ee похоронили в 330 г. Р. Х.

На мгновение отвлекшись от размышлениях о сих благородных и не очень мертвецах, завернутых в пурпур и закатанных в порфир, я поднял голову и увидел цветущую вишню. Удивительно красиво ее ветви указывали на ключевой land-mark местности, гробницу Цецилии Метеллы. Несмотря на срывающуюся с неба влажную морось, настроение стало улучшаться. Под ногами прах веков, вокруг руины, знаки бренности и тления и вдруг - торжество жизни! С этой радостной мыслью я пополз вверх по склону.

Вид из под руин трибун через ветви вишни на Мавзолей Цецилии Метеллы (МЦМ). Если присмотреться, его округлую форму можно разглядеть за ветками. Март 2009.

14

Еще один вид на Цецилию Метеллу, осененный вишневыми ветвями (“псевдо-романтизм”).

15

Несмотря на позднейшие перестройки, осуществленные семейством Гаетани в 12 веке, которые изменили древнеримский облик сооружения, максимально приблизив его к средневековой замковой́ башне круглого "амальфитанского" типа, вблизи гробница выглядит основательно.

6

Достигая в диаметре 29.6 метров (100 римских футов), она  поднимается в высоту на 11 м. Большинство облицовочных плит из римского травертина было утрачено и грубая, но крепкая, основа из римского цемента проступила наружу в нижней части.

В западной части подножия МЦМ, обращенной к Виа Аппиа, сохранились остатки барельефа из пентелийского мрамора, выполненные в греческом стиле с характерными гирляндами и бычьими черепами.

11

Неоходимо дать краткую историческую справку о Цецилии Метелле, ибо, несмотря на громкую "фамилию", она не является широко известным персонажем. Дочь Квинта Цецилия Метелла Кретика, получившего свое прозвище за ряд успешных операций на Крите, ЦМ удачно вышла замуж за одного из крупнейших римских олигархов, Марка Лициния Красса, который решительно встал на сторону Августа в Гражданской Войне.
Предположительно Красс и построил МЦМ.

Однако несмотря на обнадеживающий внешний антураж, посетитель гробницы, отдавший почти 10 евро за вход, скорее всего, испытает сходное с моим разочарование. Экспозиция внутри не предлагает ничего экстраординарного, кроме нескольких надгробных плит, да пустых ларцов из колумбария.

10

7
Вряд ли принесет облегчение и выставленная пара фрагментов барельефов с капителями.

8

Внутри же самого мавзолея снимать абсолютно нечего, кроме голых кирпичных стен, поддерживающей арматуры, да решетки-рабицы. Приятным исключением на этом фоне выглядела молоденькая билетерша,  но ее внимание было поглощено каталогом мод - увы, не античных! :-)

В целом, МЦМ гораздо приятнее вдохновляться снаружи, чем внутри.
Но, кажется, так всегда с мавзолеями...

Продолжение следует.

Назад