Римский текст: "Складки". Отрывок из письма Науцеллия к Симмаху.

Назад

"Складки". Отрывок из письма Науцеллия к Симмаху.


Мир состоит из наготы и складок.
В этих последних больше любви, чем в лицах...


«..О складках этой мраморной туники, выступающей из под парадного панциря Нерона, я порывался написать тебе несколько раз, отвлекаемый ежедневными сообщениями о восстании черни в Александрии Троадской. Курьеры сбились с ног, разыскивая меня между преторией и форумом, распространялись слухи, что я вообще уехал из города, опасаясь императорского гнева за слишком смелые рассуждения у Брассила. Спешу успокоить тебя, сказав, что кесарь по-прежнему расположен ко мне и приглашает скоротать послеобеденный час неспешной прогулкой вокруг Домицианова ипподрома в компании любезных тебе Феодосия и Хрисиппа... Впрочем, beneficium accipere libertatem est vendere («принять дар, значит утратить свободу» - прим. С. Ч.), я всегда придерживался этого принципа и поэтому в последний раз был вынужден притвориться больным, чем, конечно, не преминули воспользоваться недоброжелатели, поспешившие причислить меня к сторонникам бунтовщиков...


Между тем, не так часто можно встретить столь великолепно переданный в камне эффект намокшей ткани. Удивительное мастерство! Каждая нить неповторима и обладает собственным характером (природой – прим. С. Ч.)  Как окаменевшие струи горных ручьев, нависли они над тяжелыми полотнами застывшего водопада, который являет нам нижняя часть туники. Рукава, однако, исполнены с меньшим изяществом, в них заметна поспешность, зато складки плаща нереид, развеваемые каменным ветром, восхитительны… Несомненно, что статуя была заказана партией «палатинского александрийца» (одно из прозвищ Нерона – прим. С.Ч.) к очередной навмахии. Ведь в своем стремлении к показной и ненужной роскоши Бонония (совр. Болонья – прим. С.Ч.) едва ли чем уступит Риму. Отсюда и мокрые складки, и нереиды на гиппокампах, и горгонейон с лицом сварливой ключницы у Капенских ворот»...




Примечание.


Данная статуя Нерона была найдена в 1513г. на территории бывшего древнеримского цирка Бононии (Bologna, via de Carbonesi, Home Cesari). По предположению специалистов из Болонского Археологического Музея, она могла украшать один из входов в цирк, будучи посвящением императору за вклад в восстановление города после пожара в 53г. н. э. Голова кесаря очевидно была сознательно удалена после гибели Нерона и предания его памяти «вечному проклятию» (“damnatio memoriae”) – обычная практика для жертв объявленных «врагами римского народа». Исследования позволяют предположить, что Нерон, поднявший левую руку, опирался на копье или трезубец (?). Реконструкция статуи была закончена в 2011г. В настоящее время она включена в состав постоянной экспозиции Болонского Археологического Музея.

Фотография – C. Чаплин, 2014.

Назад