Римский альбом: заметки об архитектуре, нравах и обычаях имперских народов. Roman Roads at Tomen-y-Mur

Назад

Roman Roads at Tomen-y-Mur

Комплекс римских инженерно-фортификационных сооружений близ валлийского Томен-и-Мура может похвастать остатками римского форта, парадного плаца, некрополем, термами, солдатским амфитеатром, учебными лагерями…

Его создание относят ко времени кампании Агриколы против ордовиков, расширение и перестройку к эпохе Адриана-Антонинов. Не подлежит сомнению, однако, что Томен-и-Мур продолжал играть роль важного римского плацдарма в британских горах и в период Третьего-Четвертого веков.

Предшествующие выпуски, посвященные комплексу здешних укреплений можно посмотреть здесь.

http://www.romangarden.ru/Wales1.html
http://romangarden.ru/Tomen-y-Mur.html

Целью предпринятой в начале ноября экспедиции «Римского Сада» в район Tomen-y-Mur – Ffestinog было исследование части римской дороги, протянувшейся на северо-восток от солдатского амфитеатра в направлении Pont Ruffeinig («римский мост»). Дорога, известная науке под именем Sarn Helen (Сарн Хелен), является одним из малоизученных памятников обширного археологического парка, ее последнее описание было выполнено в начале 1930-х годов и давно стало библиографической редкостью.

Между тем, до сих пор не существует единого мнения, какую из римских военных дорог, уходящих в северо-восточном направлении от ТИМ, следует считать главным продолжением Сарн Хелен. Проблема заключается в том, что в сильно пересеченной местности действует сразу несколько римских дорожных лучей, точный характер взаимодействия которых не установлен…


Кроме отсутствия «списка» римских дорог, нам не известно ни одной работы (Майк, готовясь к поездке, основательно «прошерстил» краеведческие источники - в том числе и на кимрском языке), где бы содержался разбор «малых» римских инженерных проектов в этом районе. В частности - не существует даже приблизительной каталогизации остатков переправ, стоков и каналов, искусно выполненных из многочисленных горных ручьев. Разумеется, охватить все эти вопросы в ходе четырехчасовой прогулки по валлийскому безлюдью невозможно, поэтому на данном этапе мы решили ограничиться лишь поверхностными наблюдениями.

Вход на территорию горно-археологического заповедника Tomen-y-Mur. 6.47 утра, воскресенье…


Об имени дороги - Sarn Helen

Единицы римских дорог в Британии сохранили в своем названии след латинского имени. Хотя, как в случае, например, с Via Devana, даже латинское наименование может быть добавлением, сделанным в эпоху Возрождения или позже. Кимрское имя дороги, идущей сквозь укрепрайон Томен-и-Мур, на первый взгляд, не выглядит особенным. “Sarn” означает «путь» или «проход», однако, Helen – скорее всего, является сокращением имени женщины британского узурпатора Четвертого Века, Магна Максима...

Провозглашенный солдатским императором в одном из далеких западных фортов у Ирландского Моря (читай – на территории современного Уэльса) , Магн решил, подобно Константину Равноапостольному, попытать счастье в борьбе за имперский престол и сложил свою голову на дальних подступах к Риму. Образ Магна Максима и его прекрасной Елены, тем не менее, прочно закрепился в средневековом валлийском фольклоре, войдя в знаменитое собрание легенд «Мабиногийон».

Имя «Путь Елены» (Sarn Helen) может указывать на время постройки (конец Четвертого Века) - и тогда перед нами одна из последних дорог Империи на британских островах, проложенная незадолго до римской эвакуации после 410 года. Via (Sarn) Helen могла быть названа и в честь подруги военного авантюриста, проскакавшей по ней на последнюю встречу со своим возлюбленным…


Майорин «Большого Макса» (Магна Максима, 383-388гг.). Фотография взята с ресурса

http://www.acsearch.info/search.html?search=Magnus+Maximus&view_mode=1&sort=&c=&a=&l=#14

На переднем плане – часть Sarn Helen, идущая в обход римского форта.


Согласно Витрувию, постройка римской дороги включала в себя четыре части: statumen, rudus, nucleus, pavementum. Цемент, наиболее качественный гравий и камни использовались для верхних трех уровней. Дорога почти всегда сопровождалась водостоками, идущими с каждой стороны. Камни, плиты и крупный гравий в «высокой» части предотвращали эрозию, уменьшали ущерб от конских копыт и тяжелых повозок. Верхняя часть дорожного полотна часто искусственно приподнималась над поверхностью почвы, особенно в зоне паводков или крупных рек. В основание иногда помещались крупные каменные блоки, затем насыпался гравий вперемешку с песком. Мощение, как на Виа Аппиа, подчеркивало статус, однако, в силу своей дороговизны не применялось повсеместно.

Sarn Helen в северо-восточном направлении. Зачем нужна каменистая насыпь, идущая параллельно основной части?


Моя точка зрения – скалистая, твердая почва под слоем дерна делает подъем дорожного полотна трудной задачей. Обкладка стоков тесаным камнем, возможно, должна препятствовать затоплению дороги. В случае паводка или снегопада (не редкость в горном Уэльсе) контуры пути остаются видимыми для всадников и пехотинцев.

«В гостях у Агриколы». Сооруженная из каменных блоков разрушенного форта в викторианское время стена находится над возвышением вблизи так называемого «дома Агриколы» (mansio), командного пункта эпохи Флавиев.


Прежде чем приступить к прогулке по Sarn Helen - осматриваем комплекс укреплений южной части. Ров и насыпь у подножия форта предваряются валом и стеной, сооруженной, по всей видимости, на исходе Четвертого Века. Мы обращаем внимание на довольно высокий угол наклона насыпи…


Вид на холм Мур-и-Кастель через стену южного оборонительного комплекса. В правой части снимка на заднем плане можно видеть еще один пояс римских стен. Всего на подступах к форту с южной части можно выделить три пояса стен, два рва и вал (насыпь – см. снимок), перед которым течет быстрая горная речка.


Спускаясь к реке - в направлении «солдатских терм» - обнаруживаем еще ditch – небольшой ров, где разбросаны тесаные глыбы и торчат причудливые деревья.


Путь к «термам» преграждает болотце, заросшее высокой травой. Основательно промочив ноги, решаем не рисковать с бродом и переправиться выше, где нас встречает небольшой водопад.

Внимание Майка привлекают искусственные каскады, выложенные блоками из крупных камней (к сожалению, их фотографии не получились). Возможно – это плоды досуга окрестных фермеров?.. Вряд ли. Аккуратные ступенчатые бассейны (fords) в горных ручьях, одновременно облегчавшие переправу и контролировавшие уровень напора воды (особенно во время таяния снега), - обычная практика римских инженеров. Как пишет H. Davies,

“the easiest solution is to allow water to cross the road by means of a ford, perhaps with some stones beneath it to give a firm footing...” . Roman Roads in Britain, 2008. P. 37

На макушке водопада натыкаемся на небольшую запруду с остатками «переправы», выполненной из тесаных плит.


Холмики вдоль ручья имеют «правильные» округлые черты. Возможно, - это погребальные насыпи ауксилляриев, вспомогательных частей варварской кавалерии, отданных в распоряжение легионов? Майк относится к моей шутке со всей серьезностью. Оказывается один из «курганчиков» недавно посещали looters, черные археологи…

Завершая обход южного оборонного пояса, возвращаемся через заброшенные дороги викторианских горнозаводчиков, выложенные плитами из черного сланца. Огромные плоские глыбы в лучах рассветного солнца выглядят как вырванные и окаменевшие страницы древних книг. Безупречная прямизна заставляет предполагать, что шахтеры приспособили римский трэк для своих вагонеток. Но скептический Майк «требует доказательств» и мы возвращаемся на Sarn Helen...


C правой стороны лежит удивительной красоты озеро с непроизносимым кимрским названием - Ххлин-ир-Оэрфэл. Если бы я был сентиментальным римским италиком, заброшенным Фортуной в дикую Британию, я бы точно соорудил здесь какой-нибудь нимфей. Впрочем, как уверяет Майк, роль озера в системе объектов Томен-и-Мура не изучена и, вполне вероятно, что остатки такого святилища будут открыты в ходе следующей археологической разведки.


Двигаясь вверх по Sarn Helen, проходим римскую каменоломню. Я замечаю, что одна из незаконченных плит (каменных блоков) имеет такую же форму, как плита под деревом у ручья. Такие блоки я видел и у развалин солдатского амфитеатра (см. предшествующие очерки). Возможно, они также использовались для реконструкции стены форта у «домика» Агриколы (см. фотографию выше).

Римская каменоломня и форт Томен-и-Мур на заднем плане в правой части снимка.


Часть «Пути Елены», уходящая на северо-восток, великолепно сориентирована по высоким точкам ландшафта. Об умении римских инженеров давать простые и четкие ориентиры, используя рисунок местности, говорит купол горы к подножию которого вытянулась дорога. К сожалению, моя фотография не передает цвета трав на римской магистрали. Он контрастирует с травой на склонах.

Щебенка и гравий в «подложке» дороги затрудняют рост болотных колючек. Поверх римского полотна царит мелкий и пружинистый мох, шагать по которому, наслаждаясь чудесными видами, очень приятно. Канавы для стока дождевой и талой воды, идущие по краям, обеспечивают необходимый дренаж и полторы тысячи лет спустя. Шагни с дороги– и окажешься в центре хлюпающего болотца.


Пройдя около четырех миль под гору, попадаем в искусственный лес. Канадская сосна была высажена в этой части Уэльса 1980-е в виде компенсации за «овечий беспредел», уничтоживший лесные массивы в Восемнадцатом веке. Однако, корням американских вечнозеленых римское дорожное полотно оказалось не по плечу. Разделяясь на два луча, римская дорога одним из них словно разрезает «канадский» лес напополам.


Следующим препятствием после лесного массива являются фермерские владения, огороженные глухим забором и бетонное шоссе. Мы вынуждены взять правее, надеясь, что, держа Купол-Гору в качестве ориентира, мы сможем отыскать продолжение римского тракта позднее. Около двух с половиной миль мы пробираемся по болотистому валлийскому бездорожью, пугая заблудших баранов, пока, наконец, на горизонте не замечаем подозрительно ровную римскую(?) диагональ, идущую с легким подъемом вправо.


Проходим еще двести-триста метров и неожиданно перед нами - словно из ниоткуда - возникает широкая, вычерченная по строгим лекалам колея, пересекающая Путь Елены под углом в 90 градусов… Еще одна римская дорога??... Но ее нет на карте!.. Несмотря на внушительные размеры, она никак не обозначена, хотя почти вдвое шире чем Сарн Хелен.



Дорога-призрак.


На мой дилетантский взгляд, она достаточно широка для того, чтобы по ней могли пройти легионы и широкие повозки с катапультами и баллистами. Однако в Третьем-Четвертом веках римская армия не вела в этом районе никаких боевых действий. Значит, возможно, эта дорога была построена ранее, например, в конце Первого века, во время баснословной кампании Юлия Агриколы против ордовиков, описанной Тацитом?..


Поддавшись невольному искушению, решаем изменить маршрут и пройти по загадочной дороге, благо местные «гении места» балуют нас прекрасной погодой (редкость в здешних краях). Спустя несколько минут нашим взорам предстают хорошо читаемые по складкам травы очертания правильного римского(?) четырехугольника…


Дорога под прямым углом огибает его, продолжая медленно подниматься в горы…

Что же это за руины? Римский КПП, кавалерийская стоянка, почтовая станция?.. Безупречно выбранное местоположение, -площадка на уступе холма, откуда открывается великолепный вид, регулярные контуры строения, четкая взаимосвязь с проложенной дорогой наталкивают на мысль, что перед нами, возможно, бывший объект стратегического назначения…

«Это слишком много для одной прогулки», говорит Майк, «но мы должны вернуться сюда еще раз…».

Продолжение следует.

Назад