Римский альбом: заметки об архитектуре, нравах и обычаях имперских народов. Римский Уэльс. Томен-и-Мур. Часть Вторая.

Назад

Римский Уэльс. Томен-и-Мур. Часть Вторая.

IMG_6860.JPG


Бывают места, обладающие странной притягательной силой. Каждый раз, когда расстаешься с ними, тебя мучает чувство недосказанности, некой незавершенности момента. Как будто тайный голос звучит в вечернем птичьем гомоне, шелесте сухой травы, сообщая нечто важное, от чего зависит твоя судьба. Потом, за сотни или тысячи миль от них, когда глаз, скользящий по карте, неожиданно натыкается на знакомые стрелки дорог, кружки поселений и квадратики заброшенных римских фортов, в душе, в первую очередь, оживают не научные сентенции, сообщающие примерную численность квартировавших когорт, но - запахи, звуки и символы. Римский комплекс в горной части Северного Уэльса у Томен-и-Мур - одно из таких мест.


Томен-и-Мур. Вид на реконструированную стену римского форта. Август 2009.
IMG_6836 - копия.JPG


Чуть больше двух лет назад я написал первую заметку о Томен-и-Муре. Ее можно посмотреть по ссылке http://www.romangarden.ru/Wales1.html


Пару дней назад, разбирая архив фотографий, я наткнулся на десяток снимков Томен-и-Мура, сделанных в разное время. Несмотря на очарование долин Йоркшира, где я живу сейчас, музыка суровых скал Сноудонии, края диких ордовиков, сломленных железной волей Агриколы, зазвучала с новой силой.


На продуваемое океанскими ветрами плато Томен-и-Мура я привозил своих друзей, - врачей, поэтов, республиканцев и роялистов. Большинство оставалось любезно равнодушными к римскому контексту, но никто не мог устоять перед романтикой места, где слились воедино история, легенда и пейзаж завораживающей красоты. Публикация этих снимков – мой очередной tribute to Tomen-y-Mur.


На руинах средневековой валлийской фермы, сложенной из камней римского форта. За мной – начало римской дороги, ведущей к горам, где археологами было обнаружено несколько легионных стоянок периода кампаний Светония Паулина и Агриколы. За моей спиной,  с левой стороны, развалины римских строений. Август 2009 г.
DSC00560.JPG


Я думаю, что для меня Томен-и-Мур в значительной степени является квинтэссенцией Britannia Romana. Безлюдный, невозделанный ландшафт, если не считать робких фермерских ограждений, расставленных среди римских плит, овечьих тропок, - пейзаж, в котором за протекшие две тысячи лет изменилось так мало! Бродя в нем, ты ощущаешь движение воздушных масс истории. Что принесет следующий порыв ветра? Какая эпоха откроется за ним?.. Культурного слоя не существует. Томен-и-Мур – резервуар исторического времени, затерянный в валлийских горах.


Проведем инвентаризацию места in breve:
Подлинный римский вал около крепости лучше всего сохранился у северо-восточного входа (там находятся руины средневековой фермы). Он упирается в относительно недавнюю реконструкцию – крепостную стену, сложенную, несомненно, из римского камня. Между валом и крепостным холмом находится насыпная земляная платформа, на которой находилось здание штаба (principia).


Земляной вал, реконструированная стена и остатки римского командного пункта.
IMG_6821 - копия.JPG


За юго-восточными воротами форта находятся развалины терм, напротив них – руины гостевого дома (mansio). Между «гостиницей» и солдатским амфитеатром, о котором речь ниже, расположился так называемый «плац» или 120-метровая четырехугольная площадка, предназначенная для войсковых смотров. Одно ее присутствие в пейзаже делает Томен-и-Мур уникальным памятником. Исследователи пишут о группе римских кладбищ вдоль основных дорог, ведущих в форт. Автор «Римского Уэльса», Сара Симонс, рассказывает о надгробных плитах центурионов, обнаруженных при разведке местности. Имена некоторых из них, например, Юлия Перпетуя (IVLIVUS PERPETUUS), чье подразделение построило участок дороги длиной в двадцать шагов (20 paces), дошли до сегодняшних дней.


Об интенсивных работах римских саперов в окрестных горах говорят, как минимум, восемь(!) тренировочных лагерей, подразделяемых на две группы. Один из них, близ Долдинса (Dolddynas), по сохранности считается едва ли не лучшим в Соединенном Королевстве. Беглого взгляда на археологическую карту достаточно, чтобы понять, что степень романизации этого региона в Северном Уэльсе была очень высокой.


Судьба не была, однако, милостива ко всем римским дорогам, ведущим в Томен-и-Мур.
Богатые залежи сланца, обнаруженные в нагорьях Сноудонии в индустриальную эпоху, сыграли с отдельными римскими страдами злую шутку. Некоторые из горнорабочих решили «украсить» римские пути насыпью из крошки черного сланца или приспособить их под рельсы шахтерских вагонеток. Эффектно блестящие в лучах закатного солнца, совершенно заброшенные сегодня, они придают окружающему ландшафту легкий surreal оттенок. Гораздо естественнее среди зеленой травы смотрятся широкие и прямые римские полосы с аккуратной бровкой из камбрийского белого известняка.


Римская дорога от форта в сторону амфитеатра. Август 2009.
IMG_6857 - копия.JPG


Отыскивать римские военные дороги в Северном Уэльсе – увлекательнейшее занятие. Мечта совершить полный переход от Томен-и-Мура к Бетис-и-Коед (Betwys-y-Coed) до сих пор не оставляет меня. Цветущий вереск, громоздящиеся скалы из сланца и гранита, быстро летящие облака со стороны Ирландского Моря и дорога возрастом в две тысячи лет… Подобное времяпрепровождение превратилось в хобби для уездных джентльменов, начиная с 1930-х годов.  Вот как описывал свой опыт римского роуд-трекинга, Джефри Бомпфри  (Along the Roman Roads. London, 1935. Pages 118-119).
О римской дороге от Сарн Хелен (Sarn Helen) до Томен-и-Мур.


«Это была превосходная прогулка. Полуденное солнце едва начало освещать ущелья Кэдер Идрис (Cader Idris) позади меня и блестеть, как серебро, на влажной глади реки, поворачивающей там, где (внизу, за аббатством) долина превращается в плоские зеленые луга.  В лесу, с другой стороны, кукушка не куковала, но издавала приятный воркующий, кудахчущий звук, как куропатка. О такой способности кукушки знают немногие. ... По исполинским ступеням, сработанным из каменных глыб (ступени вполне могут быть римской работой), близ Понт-Ар-Иден (Pont ar Eden) я перебрался через Моудох (Mawddach), и дорога начала подниматься вверх, поверх деревьев, к широкому уступу Крэг и Пенмен (Craig y Penmen).


Сначала перестали попадаться дубы, затем пропал тополь и терновник и я, наконец, я был оставлен наедине с серым камнем и вереском. Впереди и слева открывался крутой спуск в долину, переходившую в заболоченную местность, которая тянулась до следующей горной гряды. От Крэг и Пенмен дорога начинает постепенно уходить вниз, до Трафсинид (Trawsfynydd)…  Деревня, постройки и железнодорожное полотно уничтожило след римского пути. Я не мог точно уловить его направление, пока, наконец, не приблизился к Томен-и-Мур,  моей цели, на расстояние двух миль».


Вид с вершины римского укрепления Томен-и-Мур на прилегающую территорию. Реконструкция С. Чаплина, декабрь 2011 г.
1


«Томен-и-Мур», пишет Д. Бомпфри, «примечателен тем, что это единственный небольшой форт с собственным амфитеатром. Маленькая арена сегодня представляет собой болото, но идущая по овалу насыпь высотой около двух или трех футов до сих пор сохранилась. По дороге, уходящей из форта на север (в направлении Бетис-и-Коед – прим. С. Чаплина), стоит прогуляться. Она легко преодолевает три гребня прочнейшей скалы, не снижая высоты уровня, и потом, аккуратно поворачивая, спускается в долину, лежащую на расстоянии мили…».


Томен-и-Мур. Знаменитый «солдатский амфитеатр». Реконструкция С. Чаплина. Хорошо видно, как «фермерский забор», сложенный из римского камня вперемешку с шахтерским сланцем, разрезает арену почти пополам. Для проведения полноценных раскопок, необходимо получить разрешение горных валлийских фермеров, обладающих далеко не пасторальным темпераментом. 
2


Несмотря на значительные утраты и повреждения памятника, вызванные постройкой каменной изгороди и прокладкой рельс для вагонетки шахтерами в девятнадцатом веке, ученым удалось восстановить размеры амфитеатра. В отдельных местах (мистер Бомпфри ошибался!) высота насыпи достигает двенадцати футов, примерный диаметр составляет около 80 футов. Если предположить, что квартировавшие в Томен-и-Мур части были вспомогательными, то этот амфитеатр – один из двух, построенных для ауксилляриев. Другой находится в Моридуне (Moridunum, современный Кармартен).


Томен-и-Мур в легенде Средних Веков.
После эвакуации Римской Британии в начале Пятого Века, военный городок Томен-и-Мур, подобно Сегонцию, Виндоланде и другим опорным пунктам Империи на британском севере, оказался предоставлен самому себе. Однако отсутствие следов пожара, практически ненарушенные ряды земляных и каменных укреплений - позволяют предположить, что Томен-и-Муру удалось избежать судьбы Вечного Города, пережившем унижение варварами.


Мур-и-Кастел («замок у Мур», Томен-и-Мур) является центром событий едва ли не самой красивой из валлийских легенд, помещенных в сборнике «Мабиногион» (по-валлийски правильно говорить «Мабиногйон» - прим. С. Чаплина). Чтобы не перегружать текст, мы приводим лишь краткий отрывок, где содержится упоминание о местности.


«… А Ллеу вырос прекраснейшим юношей из всех, что жили тогда. И они взяли цвет дуба, таволги и ракитника, и сотворили из него прекрасную девушку, и крестили ее святым крещением, дав ей имя Блодьювидд  («цветочное лицо» - прим. С. Чаплина). И они поженились и стали жить вместе. "Hелегко прокормить семью, не имея земель",- сказал Гвидион. "Это так,- сказал Мат,- поэтому я дам ему лучшую долю моих земель, Динодиг". Теперь это Эйфионидд и Ардудви. И Ллеу выстроил дом в месте, называемом Мур-и-Кастелл, на склонах Ардудви. И там он жил и правил, и все были довольны им и его женой».
Цитируется по Мабиногион. Волшебные легенды Уэльса. Научно-издательский центр "Ладомир", Москва, 1995 (103617, Москва, К-617, кор. 1435). © В. В. Эрлихман. Перевод, вступительная статья, примечания, 1995.


Полный текст раннесредневековой легенды, повествующей о том, как красавица Блодьювидд  изменила Ллеу (правильнее говорить Хлеу, так как сдвоенные «л» в гэльском произносятся как «хл» в начале слова – прим. С. Чаплина) с заезжим охотником Гроно Пебиром, и дальнейших событиях вокруг Томен-и-Мур, можно посмотреть по ссылке
http://www.fbit.ru/free/myth/texty/mabinogi/004.htm


Подступы к Мур-и-Кастел – римской дозорной башне. Различима грубая каменная кладка стены, за стеной следует ров, заросший высокой травой. Глубина рва около полуметра. Перебираясь через него, я основательно промочил ноги…  
По сообщением археологов, пробный раскоп римского форта принес на удивление мало нумизматического материала, зато порадовал находкой прекрасно выполненной интальи. Симонс пишет о недавно обнаруженной римской кремационной урне около одиннадцати дюймов в диаметре с лезвием бронзового кинжала внутри, найденной на расстоянии около мили от «замка Блодьювитт». Скорее всего, ее обладатель был рядовым легионером…

3


Прогулки по «римским полям» близ Томен-и-Мур сулят немало приятных открытий. То тут, то там из-под ярко-зеленой травы выступают контуры построек и укреплений. Конечно, по первому впечатлению делать заключение об их «римском характере» довольно трудно. Сооружение вполне может принадлежать Средним Векам или даже периоду викторианских горнозаводчиков. Однако, имея уже достаточно большой опыт созерцания римских руин в британском пейзаже в их «естественном» состоянии, я выработал для себя наивный критерий идентификации «римскости». Чем больше каменная глыба, чем аккуратнее обтесаны ее края и безупречней полировка – тем выше шанс, что она принадлежит Золотому Веку Империи. Более менее ровные края и слабая полировка поверхностей – скорее всего, указывают на Третий или Четвертый век. Средневековые британские каменотесы не придавали особого значения таким мелочам как shiny surfaces.


Окрестные фермеры, впрочем, не испытывают никакого пиетета к имперскому прошлому Томен-и-Мур. Загоны для скота и хозяйские сараи сложены из того же добротного римского камня, что стены замка Харлех (Harlech Castle). Установка заграждений для вольноопределяющихся овец поверх римских руин также является привычным делом.

IMG_4926.JPG


Закончить вторую заметку о Томен-и-Муре я хотел бы, танкой, приписываемой одному из японских средневековых поэтов, имя которого, к сожалению, забыл:
Сердце мое
Унеслось от меня и скиталось
В Диких Горах.
Долгий-долгий день
Оно прожило сегодня.


IMG_4919.JPG
Продолжение следует.
Все фотографии в очерке выполнены Сергеем Чаплиным и Лидией Чаплиной.

Назад