Римская нумизматика. Аналитика. «На восстановление храма Божественного Августа» (памятники архитектуры на монетах Древнего Рима).

Назад

«На восстановление храма Божественного Августа» (памятники архитектуры на монетах Древнего Рима).


1


В июле 2014 года нумизматическое собрание «Римского Сада» пополнилось интересной и нечастой бронзой Антонина Пия – сестерцием, отчеканенным в честь завершения реконструкции храма Божественного Августа. Поскольку в этом августе исполняется две тысячи лет со дня смерти основателя Римской Империи, Октавиана Августа, хотелось бы немного рассказать об этой монете.


Биографическая справка. Антонин Пий (полное имя - Titus Aelius Hadrianus Antoninus Augustus Pius – Тит Элий Адриан Антонин Август Пий) родился 19 сентября  86г. по Р. Х. в городе Ланувий (Lanuvium), округ Лаций, умер 7 марта, 161 по Р. Х., в Лории (Lorium), область Этрурия.  Годы правления – 138-161гг.


Описание монеты. Сестерций, бронза. Монетный двор – Рим. Год выпуска - 157 или 158гг. по Р. Х. Лицевая сторона – портрет Антонина Пия в лавровом венке с перевязью вправо. Легенда по кругу (по направлению часовой стрелки) – ANTONINVS AVG PIVS P. P. TR. P. XXI («Антонин Август Пий /Благочестивый/, Отец Отчизны (P.P. – Pater Patriae), избранный народным трибуном (TR/IBUNICIA/ P/OTESTAE/) в двадцать первый раз»). На оборотной стороне – фасад храма Божественного Августа с восемью колоннами на платформе с обозначенными капителями, с лестницей из четырех ступеней. В центре – сидящие статуи Божественного Августа и Ливии. На переднем плане, перед ступенями, справа и слева от центра – изваяния двух орлов. Фронтон храма украшен многофигурным рельефом, в центре которого стоящая фигура Божественного Августа (?). На акротерии по бокам – статуи Виктории. Легенда по кругу (по направлению часовой стрелки) – TEMPLVM DIV AVG REST COS IIII, в правом и левом поле литеры -  S C («Храм Божественного Августа Восст(ановил) в четвертое консульство. По решению сената,  S/enatum/ C/onsulto/»). RIC 978, R(are) – редкий. Вес 21.75г. Дополнительные сведения – глубокая зеленая, местами стекловидная, естественная патина с земельными отложениями темно-красного цвета. Происхождение – найдена «в болотах» на севере Англии, приобретена у Den of Antiquity Int., Ltd.


Изображение храма Божественного Августа (ХБА) на этом сестерции (и некоторых других монетах Антонина Пия) является единственным, позволяющим представить как выглядело это строение.  До наших времен не дошло ни одного фрагмента храма, неизвестно даже точное место его расположения (об этом ниже). Некоторые исследователи, правда, считают, что первым изображением ХБА следует считать изображение другого храма с шестью колоннами на сестерции Калигулы, где император изображен приносящим жертву Божественному Августу (DIVO AVG).


2

Однако, как показал в своей статье Д. Фишвик, речь может идти или о более ранней версии постройки, или, возможно, вообще о другом храме. (Duncan Fishwick. On the Temple of Divus "Augustus". – Phoenix, Vol. 46, No. 3 (Autumn, 1992), pp. 232-255.). Дело не только в количестве колонн – разном для обоих храмов. Храм на сестерции Калигулы принадлежит к более раннему, «республиканскому» типу. Нельзя исключать, что прообразом его послужил храм Юпитера Капитолийского. Впрочем, даже если предположить, что перед нами исходный вариант ХБА до его полной перестройки («реставрации») при Антонине Пие, нельзя не обратить внимание на различное смысловое наполнение сюжетов изображения. Так, на сестерции Калигулы акцент сделан на фигуре императора, осуществляющего священный обряд «памятования» Августа. Фигура Калигулы располагается в центре, перед алтарем, она же – самая высокая. Этот акцент на «личной связи» неудивителен, поскольку Калигула (в отличие от Антонина Пия) -родственник Августа. В случае с сестерцием Пия внимание, однако, приковано к Божественному Августу и Ливии. Личный контекст взаимоотношений правящего императора и «отца-основателя» отсутствует. Божественная пара – Август и Ливия, - это прообраз «правящей пары» - Антонин Пий и Фаустина Старшая. Неслучайно на других, чуть лучше сохранившихся сестерциях этого типа, статуи Августа и Ливии изображены с поднятой вверх  рукой. Они как бы «приветствуют» зрителя, но из «глубины» ... Господствующим, стержневым элементом изображения является сам храм – покоящийся на фундаменте надписи, сообщающей о восьмом консульстве Пия.

3

Таким образом, если Калигула с его «личным актом жертвоприношения» - это продолжение семейной истории Юлиев, то удаленная перспектива с фигурами Августа и Ливии, сидящими в центре храма, это окончательно оформленный государственный миф о «священных родителях» Империи, однако, воспринимаемый с некоторой дистанции, чуть отстраненно.

Об истории постройки храма Божественного Августа имеются скупые сведения. Дион Кассий (56.46.3) сообщает, что решение о его постройки было принято сенатом после смерти Августа, финансирование работ осуществлялось Тиберием и Ливией. Храм, однако, оказался долгостроем и церемонию торжественного открытия пришлось делать Калигуле (конец августа 37г. по Р. Х.). Золотое изображение Августа, предназначенное для ХБА, тридацать три года пролежало в Храме Марса Мстителя (Mars Ultor), что на Форуме Августа. Статуя Божественной Ливии была посвящена в храм еще позднее, в 42 году. По свидетельству Плиния Старшего, в ХБА также находилась знаменитая картина «Гиацинт» работы кисти Никея Афинского, еще одна – «Даная» - была передана туда Тиберием. Однако, каким образом эти картины были связаны с культом Божественного Августа, установить доподлинно невозможно. Из последующих событий лишь известно, что храм выгорел дотла в ходе одного из пожаров и был восстановлен Домицианом в 89/90гг., сия реставрация предшествовала перестройке, полностью изменившей облик здания, в царствование Антонина Пия (вторая половина 150-х годов). New looks Храма Божественного Августа было решено отметить чеканкой памятных монет, одной из которых был наш сестерций…

Как пишут Аманда Кларидж, Ф. Коарелли, ХБА располагался, скорее всего, к юго-западу от Базилики Юлия (т.е. поблизости от Foro Romano), вероятно поблизости с рынком греческих рабов, известном под именем Graecostadium – «Греческий стадион». Археологический поиск следов ХБА, по мнению экспертов, следует вести в зоне современной римской улицы Via dei Fienili, ее той части, которая является продолжением древнего пути Vicus Tuscus («Этрусской улицы»), возможно на территории бывшего Ospedale della Consolazione.

 

Назад