Римский альбом: заметки об архитектуре, нравах и обычаях имперских народов. Opus quadratum. Римский акведук в Сеговии.

Назад

Opus quadratum. Римский акведук в Сеговии.


В середине сентября 2013 года мне посчастливилось осмотреть знаменитый римский акведук в Сеговии. Превосходная сохранность памятника поразила воображение не меньше, чем его существование.



Ведь Сеговия всегда была крошечным городком, располагавшимся между двумя крупными центрами имперской администрации на Пиренейском полуострове, Эмеритой и Кесарией Августа. Какие же причины подтолкнули римских наместников к воплощению этого блестяще задуманного, но, несомненно, экономически нецелесообразного архитектурного проекта? Личное обещание императора местным жителям? Проигранное пари? Забота о родственниках или возлюбленных, оставивших шумный свет и удалившихся в глухую провинцию?.. Мы вряд ли когда-нибудь получим ответ на эти вопросы. В отличие от испанской Кордобы, давшей просвещенному миру Сенеку, Калагуриса, бывшего родиной Квинтилиана, родины Траяна и Адриана, испанской Италики, ничего не известно о выходцах из Сеговии, небольшого районного центра, затерявшегося среди выжженных солнцем рыжих холмов современной Кастилии.



Общая протяженность древнеримской «водяной дороги», частью которой является  знаменитый «мост» в Сеговии, достигает почти пятнадцати километров. Этот акведук, в отличие от своих собратьев, разбросанных по всей Империи, однако, несет воду взятую не из горных ручьев или источников. Артерией, снабжающей сеговийский акведук , является одна из рек (Fuente Fria), текущих в районе Сьерра де Гвардама. Подробную характеристику источника и общее инженерное описание акведука можно найти на замечательном сайте, специализирующимся на описаниях этих великих памятников древнеримской архитектуры.
http://www.romanaqueducts.info/aquasite/segovia/


История постройки сеговийского акведука представляется не менее загадочной, чем причины, вызвавшие его появление. Когда и кем он был построен? Уважаемый автор энциклопедического справочника по архитектуре Римской Империи, Уорд-Перкинс, полагал, что его сооружение следует отнести к эпохе Августа или последующим десятилетиям Первого века н.э. «Характерной особенностью этого раннего стиля, влияние которого еще долго продолжало ощущаться в испанской провинциальной архитектуре, была доведенная до совершенства традиция каменной кладки в стиле opus quadratum. Уровень мастерства находился в зависимости от качества местного камня и его доступности. Так, в величественном акведуке Сеговии, длиной около девяти сотен ярдов, высотой около ста футов (в самой высокой точке) и включающего в себя сто двадцать восемь арок, каменные блоки были оставлены без обработки, тем самым создавая впечатление колоссальной мощи, исходящей от необычно высоких и тонких подпор» (Ward-Perkins J. B. Roman Imperial Architecture. Yale University Press, 1981. Pp. 215-216).


 


Масла в огонь споров о времени постройки подлила расшифровка текста одной из посвятительных досок акведука, а, вернее, реконструкция ее текста по утраченным бронзовым крюкам, использовавшихся для поддержки букв, выполненная одним немецким ученым в начале ХХ века. Согласно его гипотезе, акведук был построен по личному распоряжению императора Домициана. С этой версией, однако, категорически не согласились кастильские краеведы, отметившие две тысячи лет со дня постройки акведука в 1974 году. …


Однако оставим запутанный вопрос о постройке акведука специалистам. Какой бы эпохе не принадлежал главный инженер этого древнеримского проекта, он был прекрасно осведомлен о феномене театрального эффекта в архитектуре. Хрупкая, но безупречно «подогнанная» конструкция, многократно увеличенная в масштабе, создающая мнимый эффект мощи и (одновременно) возвышенной легкости, сориентированная по высоким точкам ландшафта, дающая прекрасную проекцию светотени на городской пейзаж, великая в замысле, но беззащитная в своей сегодняшней абсурдности… - не является ли она воплощением Римской Идеи, римского миропорядка, суть которого понимаешь, даже забыв спряжение латинских глаголов…
Акведук Сеговии, где точность римского инженерного расчета словно переплелась с предвосхищенной сюрреалистической метафизикой, заставляет больше размышлять о тенях с картин Де Кирико и его последователей, чем об учениках Вилламовица фон Меллендорфа, пропавших без вести на Восточном фронте.


http://artbook.ucoz.ru/kiriko/De-Kiriko5.jpg



Или о стихах Бориса Поплавского, где зачарованность смертью неотделима от движения лошадок в паноптикуме цивилизаций…


Солнце сияло в бессмертном своем обаянье,
Флаги всходили, толпа начинала кричать…
Что-то ужасное пряталось в этом сиянье,
Броситься наземь хотелось, забыть, замолчать.

 



Продолжение следует.
Все фотографии в этом очерке выполнены автором. S. Chaplin (c)

 

 

Назад