Римский альбом: заметки об архитектуре, нравах и обычаях имперских народов. "Танцующая Венера". Мозаики виллы Радстон (Rudston).

Назад

"Танцующая Венера". Мозаики виллы Радстон (Rudston).

Ферма в окрестностях Rudston – Burton Agnes Hall.
IMG_4453.JPG


Точное название римской виллы, обнаруженной за южной околицей деревни Радстон, на землях хозяйства Бриз Фарм (Breeze Farm), вряд ли станет когда-нибудь известно. Хотя уездные сквайры викторианской эпохи знали о существовании «древнего поселения» в этой части северо-восточного Йоркшира, только в ходе раскопок, осуществленных в 1930-е годы, удалось установить, что речь идет о римской вилле Третьего - Четвертого веков.


Фрагменты керамики и сопутствующий нумизматический материал позволяют говорить об этапах ее строительства: 290-330 и post 350 – гг.  Вилла могла быть как и наследственным владением, так и блуждающей собственностью офицеров из императорской свиты или негоциантов, сколотивших капитал на торговле с приморской Галлией.  Впрочем, несомненно, что некоторые из ее обитателей обладали развитым вкусом в области изящных искусств.


Пять мозаик из Радстона, хранящиеся сегодня в краеведческом музее города Халл (Гуль), несмотря на принадлежность к разным эпохам, имеют много общего. Их связывает не только эклектичная образность, свойственная искусству Поздней Античности, но интерес к цикличности времен, театрально-цирковой атмосфере, скрытая ностальгия по нормативной эстетике римского классицизма периода зрелой Империи. Мозаики из жилых построек виллы являются отражением вкусов провинциальной аристократии, жизнь которой мы знаем из творений таких поздних латинских поэтов, как Авсоний и Аполлинарий Сидоний.

«Танцующая Венера».
I.jpg


Одна из наиболее хорошо сохранившихся мозаик – «с танцующей Венерой» - одновременно является самой загадочной. Созданная в конце Третьего Века, образуя прямоугольник площадью 3.20 х 0.73 м, она, возможно, обозначает связь первых владельцев виллы с Северной Африкой.

Если фигуры в центральном круге являются изображениями Венеры и тритона, то этот мотив – прославление «Морской Венеры» (Venus Marina) - был наиболее распространен в римских провинциях на африканском побережье. В пользу идентификации обнаженной женщины как Венеры говорят традиционные символы – яблоко (символ суда Париса) и тритон, указывающий на происхождение богини из пены морской.

Я не согласен с Р. Смитом, автором монографии Roman Mosaics at Hull, считающим, что четыре цветка на мозаике являются изображениями граната. На мой взгляд, - это цветущие маки, символ Венеры, одновременно выступающие символами сна и забвения.


IMG_4210.JPG


В руках тритона, по мнению Р. Смита, - горящий факел, который, скорее всего, ошибка мастера мозаики, перепутавшего его с рогом из ракушки (атрибут тритона).


Это утверждение грешит если не надменностью, то наивностью. По моему мнению любознательного дилетанта, в руках у тритона – не рог, не факел, но … трещотка. Тритон не освещает путь Венере, но задает ритм танца с помощью простого древнего инструмента. Конструкция представляет собой вытянутую палку, на конце которой находится несколько маленьких трещоток, издающих звук при повороте руки. Подобные устройства наверняка хорошо известны любителям старой школы фламенко.


Отброшенное зеркало, яблоко, которое Венера держит на кончике пальца, экстатично раскинутые руки, полусогнутые колени и застывший в изгибе торс, показывают богиню, пустившуюся в пляс. Вокруг танцующей Венеры, символизирующей, возможно, начало бытия и женскую фертильность (см. акцентирование половых органов, выделенных белыми тессерами), движутся птицы и люди. Раскраска последних в разные цвета может указывать на человеческие расы. Если это так, то мозаика пронизана космогоническим смыслом.


Однако что обозначают изображения зверей? Признаюсь, я не знаю как объяснить их присутствие в «космогоническом» контексте. Очевидно, что бык, носящий грозное имя TAURUS OMICIDA («Бык Человекоубийца»), указывает на животное, выступавшее на арене цирка. Острый полумесяц на шесте, над быком, также является свидетельством связей заказчиков мозаики с Северной Африкой. Подобный шест встречается в амфитеатрах того региона и представляет собой цеховой символ Телегениев (Telegenii), группы африканских гладиаторов (venatores), отвечавших за поединки с дикими зверями.
Picture 071.jpg


Пронзенный копьем лев, именуемый (LEO) F(L)AMMEFFER (Лев Пылающий Огнем), скорее всего, также относится к конкретному хищнику, павшему на арене. Но какой смысл тогда скрыт в пятнистом леопарде с ошейником, культовом животном Диониса-Вакха, чей образ с тирсом размещен среди виноградных лоз, растущих из винных амфор?...
III.jpg


Одной из версий, объясняющих их присутствие, является гипотеза о временах года. Так олень символизирует зиму, бык – весну, яростный лев- лето, а пятнистый леопард - осень и сбор винограда. Эта трактовка, однако, плохо разъясняет наличие «исторических» льва и быка вместе с символом гильдии венаторов.


«Звериные мотивы», обозначенные на мозаике с Венерой, повторяются на более поздней панели из другого здания виллы. Здесь мы видим пятнистых пантер, одновременно прыгающих к винному кратеру.


Означает ли использование дионисийской символики на двух мозаиках, разделенных временем создания примерно в пятьдесят лет, что владельцы виллы занимались виноторговлей?..


Во всяком случае очевидно, что работающий над мозаикой «с пантерами» мастер сознательно подчеркивал преемственность своей работы, используя сходный орнамент в виде морских волн, идущий по периметру панели.
«Пантеры Диониса» (общая длина около 2.5м).
Picture 094.jpg


Если мозаика с «танцующей Венерой» выполнена в достаточно грубом, хотя и исполненном необыкновенной экспрессии стиле, то крупное панно «Возничий – Времена Года» является творением, выполненным в безупречном классическом духе. К сожалению, плохое освещение в этом зале не позволило мне сделать снимки приемлемого качества.


Центральную часть этой мозаики составляет фронтальное изображение возничего на квадриге, держащего в руках пальмовую ветвь и венок победителя. Цвет туники – красный – указывает на его принадлежность к партии russata factio.


Использование большего количества разноцветных тессер позволило передать бОльшую палитру цветовых оттенков, что говорит о зрелости местной художественной школы. Она также проявляется в тщательной работе с деталями. Так, например, отказавшись от изображения колес квадриги, художник избежал неизбежной перегруженности композиции.

Picture 089.jpg


Изображение четырех гениев Времен Года, их равномерное расположение вокруг центрального медальона с Возничим, рождает ассоциации с колесницей Ра-Гелиоса. Представление о цикличности времен в поздней античности могло изображаться в виде Космического Цирка, в котором колесница Солнца делает поворот в начале каждого периода.


Из четырех гениев лучше всего сохранились изображения Весны и Лета. Последний представлен в виде юноши, чело которого увил венок из колосьев с вплетенными цветами мака.
Picture 097.jpg


Следует отметить общую «конно-спортивно-цирковую» взаимосвязь этой позднейшей из мозаик с самой ранней («танцующая Венера»).


Еще одной очень красивой орнаментальной мозаикой из Радстона является панно, представляющее вариацию в геометрическом духе на тему свастики. Последняя, как известно, является одним из древнейших символов средиземноморской культуры и ее появление на британском севере, на мой взгляд, может указывать на связи с «исторической» родиной одного из владельцев виллы.
Picture 135.jpg


Впрочем, изображение в центре каждой из свастик «узла (символа) Бесконечности» может также говорить о некой модели космического порядка, существовавшей в представлении обитателей римского поместья. В античном орнаменте не бывает случайных деталей.


Великолепные мозаики Радстона, как и большинство других из римского Йоркшира, были открыты почти случайно. От виллы на поверхности не осталось практически никаких следов, лишь ее расположение в зоне фермерского земледелия позволило сделать удивительные находки. Однако йоркширские долины изобилуют еще десятками мест, живописность которых вряд ли сильно изменилась со времен античности и которые вполне могут открыть еще две-три римские виллы с мозаиками…


Проезжая приморское безлюдье восточного побережья Англии, я иногда размышляю о том, какие еще сокровища могут таиться под влажным клевером и – немного сбрасываю газ…
IMG_4469.JPG


Все фотографии выполнены редакцией сайта «Римскiй Садъ» ©.

Назад