Римская жизнь: размышления о жизни древней и современной. 9 января: Agonalia. Древнеримские праздники..

Назад

9 января: Agonalia. Древнеримские праздники. Выпуск No.1.

Следуя пожеланиям читателей, мы решили открыть рубрику, посвященную праздникам Древнего Рима. Нам показалось символичным сделать это в день празднования Агоналий (Agonalia), в день, посвященный Янусу, богу начал и новых проектов. Хотя праздник Агоналий - один из самых древних праздников Вечного Города, уходящий корнями в мистическую и романтическую глубь архаического Рима царей и пастухов, его религиозный смысл оказался прочно забыт уже на рубеже Первого века н. э. Насмешливый Овидий писал об этом так:

“Четверо суток прибавь, когда ноны минуют, и утром
В день Агоналий почтить надобно Януса нам.
Назван сей день, может быть, по жрецу с подпояской, который
Жертву приносит богам и убивает ее, —
Ибо, свой нож обнажив и ее поразить собираясь,
Он говорит: «поражу ль» или «agone» ее?
Иль потому, что скот к алтарю погоняют — «agantur»,
Назван был этот день днем Агоналий у нас?”.
(«Элегии»)

Скудость античных источников, содержащих упоминание об этом празднике, иногда приводила ученых к отказу видеть в нем самостоятельное явление. Один из авторов знаменитого «компендиума античности», Г. Виссова утверждал, что четыре указанных в фастах Агональных дня «относятся к различным божествам» (8, s. 25). Все, что нам известно об этом празднике, это лишь факт жертвоприношения – утверждал немецкий энциклопедист.

В своих рассуждениях об «Агоналиях» британский исследователь H. Scullard, отмечал, ссылаясь на Овидия, что целью жертвоприношения барана было умилостивление Януса, так как «из ритуалов Арвальских братьев» «мы знаем, что в жертву Янусу приносился именно баран» (Scullard H.H. Festivals and Ceremonies of the Roman Republic, 1981. P. 61).
Сходных взглядов придерживался и автор отечественной заметки об Агоналиях, А. Н. Грешных, считавший, что «Янус – единственное божество, которому совершенно точно посвящен один из Агональных дней – 9 января» (цитируется по Грешных А. Н. «Празднество Агоналий и культ Януса в архаическом Риме»); доступно по ссылке
http://cyberleninka.ru/article/n/prazdnestvo-agonaliy-i-kult-yanusa-v-arhaicheskom-rime

Январь –единственный месяц, названный в честь Януса. Вполне вероятно, что религиозный фестиваль, справлявшийся 9-го числа, изначально назывался Ianuar(ia).

Одно из древнейших значений слова ianua – «дверь» или «калитка». Поскольку всякий проезд через городские ворота мог быть ассоциативно связан с началом нового пути (проекта или предприятия), Янус из бога «дверей и калиток» мог превратиться в бога начал и впоследствии трансформироваться в сложное космическое божество временных циклов. Мощь Януса была отмечена в религиозном гимне салиев, где он именовался divom deus – «богом богов».

Подробный перечень упоминаний аспектов культа(ов) Януса содержится в работе C. Г. Плаксина, «Боги и мифологические герои на монетах Римской Республики», 2012, отмечавшего, помимо всего прочего, что Янус был «патроном дорог и путников и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил строить людей первые корабли» (стр. 599).

Последнее обстоятельство не ускользнуло от цепкого взора британского Адмиралтейства, в период с 1778 по 1938 год спустившего на воду целых шесть «Янусов» с орудиями разных типов. Впрочем магия римского имени в некоторых случаях оказывалась бессильной: первый «Янус» утонул, налетев на скалы вблизи Тринидада в 1800г.; последний был потоплен в 1944г.

Остров (Х)уевос (Huevos), у скал которого потерпел крушение первый английский «Янус» в 1800г.


Впрочем, в истории мореплавания за две тысячи пятьсот лет наверняка существовало множество других «Янусов», жизнь которых сложилась более удачно. В противном случае изображение грозного двуликого божества вряд ли бы стали размещать на удивительной красоты монетах, чеканившихся в крупнейших портах Сицилии – Панорме и Лилибее для римских морпехов, купцов и прочего веселого люда. Художественные достоинства этих выпусков, равно как и их более тяжелых аналогов, выпускавшихся в Риме – интересная тема для отдельной заметки.


Римская Республика. Асс (годы Второй Пунической войны, после 211г. до Р. Х.). Монетный двор – Рим. Характеристики: 38мм, 50г. Ссылки: Crawford 56/2; Sydenham 143.

На первом снимке – лицевая сторона римского асса из Панорма (Первый век до Р.Х.).

Обе монеты из собрания автора.

Назад