Римская нумизматика. Аналитика. Франческо Некки. О коллекциях тематических и коллекциях широкого профиля.

Назад

Франческо Некки (1847-1919).
О коллекциях тематических и коллекциях широкого профиля.

1

Перевод выполнен по изданию: Roman Coins. Elementary Material. Compiled by Cav. Francesco Gnecchi, Vice-president of the Italian Numismatic Society, Honorary Member of the London, Belgian and Swiss Numismatic Societies. 2nd edition. London. Spink and Son, 1903. pp. 13-14.

2

(Из библиотеки автора)

Из ста человек, начинающих коллекционировать монеты, можно насчитать девяносто, которые начинают с любительской коллекции самого широкого профиля, и все потому, что практически все новички слабо представляют себе огромное количество материала, который находится перед ними.
Поначалу им кажется целесообразным класть в коллекцию любую монету, которая попадает в руки, не задумываясь о том, что впоследствии это собрание будет трудно охватить единой мыслью. (…)
Нет ничего более легкого, чем начать коллекционировать, однако, трудности лежат в продолжительности этого процесса и доведении своего собрания до совершенства. По этому поводу один старый коллекционер весьма скромного достатка, которому я однажды задал вопрос, почему люди столь часто тратят свои силы на создание коллекций общего плана, ответил, что они не столь богаты, чтобы собрать тематическую коллекцию.
И с этой точки зрения он был прав. Ему уже шел восьмой десяток и его коллекция широкого профиля, хотя и представлявшая собой нечто малодостойное с коммерческой точки зрения, тем не менее, многие годы приносила ему глубокое удовлетворение. (…)
Однако с другой стороны, тот, кто решает заняться коллекционированием серьезно и стремится объять необъятное, очень скоро обнаруживает свою ошибку. Он видит, как возрастает количество материала, и понимает, что ни его кошелек, ни его рассудок за этим ростом поспеть не в состоянии. Убеждаясь, что коллекции широкого профиля обречены быть уделом публичных музеев, он сужает свою зону собирательства до каких-то периодов, античных или средневековых.
Но даже при коллекционировании античных монет вскоре оказывается весьма разумным ограничить себя какой-то одной темой; скажем, например, монетами Рима.
Однако и в этом случае, начиная исследование предмета и оценивая его масштаб, коллекционеры часто решают остановиться на какой-то одной части и пренебречь остальными. Один, к слову, полностью посвящает себя Республиканским монетным выпускам, уделяя меньше внимания Империи и полностью игнорируя Византию, тогда как другой предпочитает  сосредоточиться на Империи и остается равнодушным к монетам Республики.
Некоторые заходят еще дальше, ограничиваясь исследованиями конкретных периодов или даже правлением одного императора. К числу таких, как мы знаем, относится господин Миссонг (Missong) из Вены, занимавшийся собиранием и изучением монет Проба и создавший коллекцию из более чем десяти тысяч разновидностей, которая недавно была передана Имперскому Музею в Вене.
Господин Роде (Rohde) посвятил себя коллекционированию монет Аврелиана и Северины, описание которых он изложил в своей блистательной монографии. (…)
Эта крайне узкая специализация - явление типично немецкое по духу, но именно немцам должны мы быть благодарны за наиболее обстоятельные и точные исследования, которые могли быть выполнены специалистами, исполненными глубокого терпения. (…)
Таким образом, разумные ограничения в области коллекционирования, вызванные научными или экономическими причинами не только допустимы, но и даже приветствуются. (…)

Примечание: Имя Кавалера Франческо Некки (Cavalier Francesco Gnecchi) сегодня знакомо узкому кругу любителей нумизматической букинистики. Однако в свое время, оно было известно коллекционерам Европы не хуже, чем имя Коэна, Сабантье или Бабелона. Это один из полузабытых авторов итальянской Плеяды, существовашей в эпоху "до-Мэттингли", когда Василий Розанов еще работал в Елецкой гимназии, а призрак Великой Войны 1914-1918 годов бродил только по коридорам Германского Генерального Штаба.
Сегодня собрание античных и средневековых монет Некки является национальным достоянием Италии. Часть его, содержащая такие шедевры, как, например, медальон Теодериха, открыта для публики в одном из залов замечательного музея Палаццо Термини в Риме.

3

Медальон Теодериха из Собрания Ф. Некки. Палаццо Термини, Рим.
Фото Сергея Чаплина, 2008.

Назад