Римская нумизматика. Аналитика. «Напряжение Бытия» или к вопросу об иконографии реверса денария Тита Дидия (99-94гг. до Р. Х.) / T. DEIDI / Titus Deidius.

Назад

«Напряжение Бытия» или к вопросу об иконографии реверса денария Тита Дидия (99-94гг. до Р. Х.) / T. DEIDI / Titus Deidius.

References: Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. 1910 (rep. 1970). Vol. II, p. 276. No. 530-531. Sydenham E. A. The Coinage of the Roman Republic. Spink, 1952. P. 73. No. 550.

Описание монеты. Лицевая сторона: голова богини Ромы в крылатом шлеме вправо; трехчастный локон, спускающийся до основания шеи; длинная ушная подвеска, выступающая из-под шлема; в левой нижней части поля - аббревиатура ROMA, написанная по вертикали вниз. Оборотная сторона: два воина (гладиатора?), сошедшиеся в поединке. Воин слева замахивается длинной плетью, одновременно прикрываясь круглым щитом, на котором изображен солярный (?) символ, с левой стороны, на короткой перевязи - длинный меч в ножнах. Воин справа уклоняется от удара, прикрываясь щитом и одновременно подняв правую руку с мечом(?) для удара. На правом боку воина (гладиатора?) ножны.

Причиной написания заметки о семантике реверса денария Тита Дидия послужило отсутствие консенсуса среди специалистов по поводу характера и смысла изображенной сцены. Не претендуя на какую-либо научность, мое «прочтение» иконографии денария является взглядом нумизмата, отдавшего собиранию монет Римской Республики не один год.

Несколько слов о монетарии. Попытку реконструкции карьеры Тита Дидия на русском можно посмотреть по ссылке.

Хотя сегодня имя Т. Дидия известно лишь небольшому кругу специалистов по истории Римской Республики, его по праву можно причислить к пантеону военно-административных “celebrities”, наряду с такими фигурами «второго ряда», как Фимбрия или Метелл Нумидийский. Память о его полководческом таланте и военных заслугах сохранили позднейшие поэты и историки античности.

Вот как, к примеру, описывает его действия в ранге проконсула против кельтиберов в Испании александрийский грек Аппиан.

«Тит Дидий, отправленный в Иберию, перебил до 20 тысяч аруаков; их город Термес, очень большой и всегда непокорный римлянам, он перевел с высоких и труднодоступных гор на равнину и велел жить, не обнося его стенами. Осадив Коленду, он взял ее на девятый месяц. Принудив ее сдаться, и всех жителей с детьми и женами продал в рабство» (App. Iber., 99).

А вот свидетельство автора «Военных хитростей», Флора, представляющее Дидия-тактика :

«Т. Дидий, не полагаясь на свои малые силы и затягивая военные действия до прибытия легионов, которых он ждал, узнал, что неприятель выступил против них. Созвав сходку, он приказал подготовить солдат к битве и умышленно ослабить надзор за пленными. Некоторые из них бежали и сообщили своим, что готовится атака. Чтобы не распылить своих сил в виду сражения, те отказались от мысли выступать против тех легионов, которым готовили засаду; легионы совершенно спокойно прибыли к Дидию, не встретив отпора» (Front. I, 8, 5).

Скорее всего, именно под руководством Тита Дидия происходит формирование одного из величайших военных талантов Республики, Сертория…

Однако вернемся к реверсу денария...

Эрнст Бабелон в свое время (19в.) предполагал, что здесь - изображение предка монетария, Т. Дидия, отличившегося во время подавления сицилийского восстания рабов. Этот Т. Дидий, занимавший прежде должность народного трибуна в 143г., был послан на Сицилию в ранге претора в 138г. По мнению французского ученого, Дидий поднимает на раба кнут, считая недостойным поднять меч (Babelon, vol. I. P. 455). Взгляды других исследователей также отличались некоторой экстравагантностью. Коэн, в частности, полагал, что на монете изображен центурион наказывающий солдата плетью. Правда, при этом остается невыясненным, почему «в отместку» солдат пытается «наказать» центуриона мечом…

Любая попытка современных толкователей увидеть здесь поединок гладиаторов – например, «пегниариев» сражавшихся деревянными мечами – должна, на мой взгляд, сопровождаться ответом на сопутствующие вопросы. Например, зачем понадобилось Т. Дидию Младшему изображать «потешный бой» пегниариев на своих монетах? Как объяснить тот факт, что «доспехи» потешных бойцов выглядят совсем по-другому на дошедших до наших дней мозаиках и фресках?..

Поединок пегниариев. Римская фреска II-III вв. н. э.

Одним словом, не удовлетворившись прежними объяснениями, я стал размышлять о смысле и значении изображения на монете Т. Дидия.

Исполнение «реверса» на этом денарии является блистательным примером использования разных перспектив для создания оптического эффекта "глубины" изображения. Боец в левой половине поля («Мистер Плетка») показан в нарочито "двухмерном", плоскостном изображении. Он проигрывает в объеме, но выигрывает в высоте. Тогда как его визави изображен в "три четверти" со всеми эффектами развертывания тела по плоскости по диагонали вверх влево: выигрыш в объеме и динамике, проигрыш по высоте изображения. Здесь и реалистично выполненная полусогнутая левая нога застывшая в момент движения тела вперед, исполненная со знанием работы мускулатуры,.. опорная правая, напряжение которой передано отклоняющимся от оси изображения гладиатора щитом... Этот художественный прием подчеркивает контуры тела бойца, вышедшего из состояния равновесия и находящегосяя в поиске покоя...

Вся композиция разворачивается по строгим диагоналям, идущим из верхнего левого поля, к схождению в нижнем правом. Плеть, застывшая в размахе, является самой "высокой" точкой . Неслучайно «спарринг партнер» Мистера Плетки как бы «приседает» под ударом, увеличивая "высоту" противника.

Иначе говоря, композиционное решение мне представляется безупречным: поле монеты разделено на две ассиметричные части, сходящиеся в центральной точке – центре окружности монеты. Центральным звеном, «смычкой», подчеркивающей смысловое единство двух половин, является столкновение щитов. Напомню, что щит – это один из символов ограничения и защиты личного пространства от внешнего мира... Но "столкновение щитов" перед мгновением, когда будут нанесены решающие удары, исполнено скрытого смысла. Понять его можно, если вспомнить учение стоиков о напряжении и разрешении...

Что же изображено на денарии Тита Дидия? По моему мнению, момент высочайшего напряжения в поединке, когда Мгновение лежит на весах Фортуны, чашами на которых являются сами бойцы.

Эта композиция - пример воплощения идей стоицизма о том, что все бытие и его подвиды - есть лишь результат различных напряжений божественного Первоогня, которым одухотворяется материя. Напряжение Первоогня, ярость духа, весы Фортуны, застывшие в динамическом колебании - два противника, сошедшиеся лицом к лицу.. - этот денарий воспевает глубину и остроту каждого мгновения жизни, власть Случая и борьбу противоречий, что является глубинной основой римского экзистенциализма... Все римское судебное красноречие с его "pro" и "contra", борьбой партий защиты и обвинения - его родная среда...

Иными словами, на реверсе денария Т. Дидия изображен кульминационная точка – supremum – поединка. Но что такое римский supremum?- Незримо, он присутствует в каждом моменте, каждом мгновении, ибо «всякий час – смертный»... Ибо «даже во сне нельзя завладеть временем, которое лишает владения», как писал Филодем из Геркуланума («О смерти», XIV). Лишь одно имеет значение – «наполненность мгновения в настоящем». .. Carpe diem.

©

Назад