Римский альбом: заметки об архитектуре, нравах и обычаях имперских народов. Дева-Честер. Крупнейший римский амфитеатр Британии.

Назад

Дева-Честер. Крупнейший римский амфитеатр Британии.


IMG_4981.JPG


В своих заметках я не раз возвращался к римскому наследию Честера, городу, где мы имели счастье прожить несколько лет. Помимо историй, связанных с Двадцатым Легионом Валерия Виктрикс, выбравшим Deva в качестве опорной базы на британском северо-западе, Честер знаменит прекрасно сохранившимся периметром римских стен и коллекцией античных надгробий, обнаруженных при раскопках.


Сегодня, однако, пришла пора сказать несколько слов об амфитеатре Честера, являющегося самым крупным римским цирком Британии.


Построенный в 74г. по Р. Х. солдатами Второго Легиона (II Adiutrix), квартировавшими здесь до прихода коллег по цеху из Двадцатого, он был обнаружен почти случайно, во время ремонтных работ приходской школы для девочек, размещавшейся в Ди Хаус (Dee House). Руководивший раскопками в 1930-е профессор Роберт Ньюстед смог довольно четко определить контуры его северной части. Однако в самый разгар экспедиции в дело вмешался местный автодор, рассчитывавший использовать территорию обнаруженного амфитеатра для постройки шоссе... Скандал получил широкую международную огласку, ход дебатов освещался даже в New York Times. Поднявшаяся волна негодования горожан дошла до Лондона, и транспортное министерство  было вынуждено построить дорогу в объезд.


Однако амфитеатр все же не удалось раскопать полностью. Руины его южной части до сих пор покоятся под подвалами бывшего прихода Святой Урсулины. Городской совет Честера, несмотря на давление общественности, не может договориться с владельцами здания (на мой взгляд, оно выглядит как классический дом с привидениями – см. фотографию ниже) о проведении исследований, при которых угрюмую постройку конца 18 века придется частично снести.


IMG_4976.JPG


Тем не менее, открытая в 1972 году публике часть амфитеатра позволяет сделать довольно точные выводы о его размерах и вместимости. Так, только на трибунах северной части, исследованной Ньюстедом, могло размещаться до шести тысяч зрителей. Общее количество посетителей могло достигать 12000 человек. Не имея доступа к южной части цирка, археологи упорно спорят о том, в какой степени амфитеатр можно считать уменьшенной копией публичных имперских цирков, в частности, Колизея.

IMG_4973.JPG


На мой непросвещенный взгляд, амфитеатр в Честере конечно же не относится к типу так называемых «солдатских» цирков, - они отличаются гораздо меньшей вместимостью и имеют меньше входов... У одного из таких входов, называемых на латинском vomitoria, был обнаружен массивный каменный порог, призванный отделить арену от пешеходной части улицы. Интересно, однако, что римская улица заново мостилась несколько раз, поверхность дороги постоянно приподнималась, пока, наконец, не поглотила порог амфитеатра окончательно.


За последние два года Городскому Совету Честера удалось найти средства на создание в зоне амфитеатра мини- археологического парка, в который помимо «чеширского Колизея» вошла часть римских укреплений, развалины терм и комплекс норманнской церкви Св. Иоанна, построенной, как предполагается на месте древнеримской базилики (см. фотографию ниже)…


IMG_4978.JPG


Следует отметить, что жизнь на территории прилегающей к цирку (и в самом амфитеатре) продолжалась и после гибели Империи. В ходе недавних археологических раскопок удалось подтвердить сделанные прежде предположения о том что руины были перестроены для постоянного проживания нескольких семейств, а также варварского полевого командира эпохи Раннего Средневековья. О последнем факте свидетельствует закладка многочисленных проходов на арену, уподобившая ее замку. Подобный способ использования римских построек был типичен для Средневековья. Так, подобной участи не избежал и знаменитый театр Марцелла в Риме, о котором можно прочитать здесь
http://www.romangarden.ru/Marcello.html


К числу интересных находок пост- римского периода относятся медное перо (аналог стилуса) для письма и основание печати...


Предметы римской материальной культуры, найденные на развалинах цирка, не отличаются оригинальностью. Медная брошь с эмалевым покрытием, принадлежащая рубежу Первого-Второго веков, чаша из керамики галльского Самия с изображением двух гладиаторов, двух эротов и дельфина, часть рукояти римского меча (gladius)  – вот, пожалуй, все из небогатого списка.
«Камень арены» для привязывания диких зверей во время травли. Современная реконструкция. Амфитеатр в Честере.


IMG_4969.JPG


Хотя обломок барельефа с изображением ретиария, найденный в XVIII веке рядом с территорией цирка, вполне вероятно тоже мог принадлежать этому комплексу, если не являлся могильной плитой.


Выдающейся находкой, тем не менее, можно считать маленькое святилище Немезиды (богини мщения) и алтарь богини, сооруженный центурионом Секстом Марсианом после посетившего его видения. Об алтаре мы уже писали в нашем очерке, который можно посмотреть здесь
http://www.romangarden.ru/Chester1.html


«Немезиум» представлял собой небольшое помещение размером 4.3 х 3.7м, располагавшееся внутри периметра цирковых стен. Вполне вероятно, в нем могли совершаться очистительные жертвоприношения после кровавых схваток или подношения душам погибших гладиаторов (для успокоения их манов) их победившими противниками. Сегодня в цирковом Немезиуме установлена точная копия алтаря Марсиана. Его оригинал находится в музее Гровенор.


Римский амфитеатр. Честер. Немезиум.
IMG_4971.JPG


IMG_4970.JPG


Жизнь на руинах цирка, находящихся в открытом доступе, продолжается и сейчас, приобретая традиционные римские черты ближе к полуночи (при хорошей погоде). Палиндром ROMA – AMOR бессмертен, как и все, что связано с Вечным Городом.


Римская ВИП-ложа в восточной части цирка. Июль 2013.
IMG_4965.JPG
Все фотографии выполнены Сергеем Чаплиным.

Назад