Римский альбом: заметки об архитектуре, нравах и обычаях имперских народов. Целиев холм. Парковая идиллия.

Назад

Целиев холм. Часть Третья.
Парковая идиллия.

Если выйти из музея Римского Дома под базиликой Сан Джованни и Паоло и чуть вернуться по Виа Скавра назад, в сторону Арки Долабеллы, с правой стороны откроется один из входов в парк Вилла Челимонтана.
Главный вход на территорию этого одного из самых безмятежных парков современного Рима, расположен со стороны Пьяццы Навичеллы, однако, если есть желание погрузиться в плотную волну густого темнохвойного воздуха, образующего завесу от августовского солнца, как можно быстрее, то лучше воспользоваться “черным ходом” c Виа Скавра.
1
Сегодняшний парк - прямой наследник римского городского сада шестнадцатого столетия, разбитого для галантного досуга патрицианской семьи Маттеи, купивших себе этот склон Целия за 100 золотых в 1553 г. и первоначально намеревавшихся использовать его под виноградники.
За смену концепции и превращение виноградника в римский сад мы должны благодарить коллекционера и любителя искусств, Чириако Маттеи.
Благодаря его настоянию, ученик Микелянджело Джакомо дель Дука построил виллу и заложил планировку сада, сохранившуюся до наших дней.
2

Голову одной из статуй, входивших в собрание Маттеи, "амазонки с Целия", сегодня можно увидеть в Капитолийском Музее.

File:Head Amazon Musei Capitolini MC1091.jpg

Тишина, волшебный запах хвои и пиний, а также прекрасные виды, открывающиеся местами со склонов Виллы Челимонтана, вкупе с живой джазовой музыкой (в парке периодически проводятся выступления джазовых коллективов) - делают сей римский сад великолепным местом для семейного пикника. Находится место в Челимонтане и римским древностям.
Входившие когда-то в собрание Маттеи, разнообразные фрагменты саркофагов, надгробий и капители колонн сегодня выложены вдоль дорожек парка.
3 
Смахнув прошлогоднюю хвою, приятно расположиться на одной из них и откупорив буковую фляжку с бережно перелитым туда накануне вечером кампанским Taurasi, воздав ларам и манам, сделать глубокий глоток…
Самым легендарным памятником, находящимся в парке, является  обелиск, а точнее, коллаж из египетских обелисков, некогда привезенных в Рим по распоряжению кесарей.
4
Нижняя часть челимонтановского обелиска с трудом поддается идентификации, тогда как верхняя содержит иеролигфы эпохи Рамзеса Второго и, по всей видимости, происходит из Гелиополиса в Египте.
По одной из версий, именно эта часть украшала храм Изиды в Риме, по другой, она находилась в одной из загородных императорских резиденций.
Подаренная Чириако Маттеи римским сенатом в 1582 году, верхняя часть обелиска некоторое время была частью лестницы Кампидольо, a расположенная на его макушке сфера, по одной из легенд, когда-то содержала в себе прах самого Августа...
Гораздо более правдивой частью истории обелиска является несчастный случай, произошедший в начале девятнадцатого столетия при его установке на  нынешнее место. Один из суппортов, не выдержав нагрузки, рухнул, и обелиск просел, полностью оторвав руку с кистью одному из итальянских рабочих. Как уверют знатоки парка, рука с кистью лежат под платформой обелиска до сих пор.

Отвлечься от печальной истории с отрубленной рукой позволяет вид руин неронова акведука, построенного имератором для снабжения водой озера (Stagnum Neronis), входившего в в архитектурный комплекс знаменитого Золотого Дома. Известные топографам, как Arcus Neroniani, аркады Aqua Neroniana являются одной из ветвей Aqua Claudia, одного из самых величественных акведуков Древнего Рима.
Впрочем, заметим, что, несмотря на всю неприязнь к Нерону таких знатоков акведукологии, как любимец Траяна, Фронтин, трудно сказать, какая из частей, построенных этими двумя императорами, является более впечатляющей. Нерон фактически поднял высоту Клавдиева акведука и "завел" его на вершину Целиева холма, что с точки зрения инженерных коммуникаций является достаточно сложной задачей.

Вид на Arcus Neroniani с территории парка Вилла Челимонтана.

5
Однако, Нерон был не первым императором, которому удалось "поднять" уровень акведука. Еще раньше подобные эксперименты удавались инженерам Августа, построившим отвод акведука Аква Марсия через Целий и Авентин. Одной из частей августовской ветки  является часть, видимая над аркой Долабеллы и Силана.
Путь Нероновой ветки начинался возле у Порта Маджоре и доходил до гигантского резервуара, нимфея, устроенного Нероном на месте Храма Божественного Клавдия (см. наши предшествующие очерки).
Прочность кирпичной кладки позволила простоять аркадам практически без изменений до шестнадцатого столетия, когда они были зарисованы французским художником, Дю Пераком (1577 г.).
Интересно, что нероновы инженеры работают "поверх" Арки Долабеллы и Силана, используя стык с Аква Марсия, как связующее звено ("кольцевую станцию") в цепи городских акведуков.

Размышляя о всех "постройках-перестройках" Целия поневоле начинаешь воспринимать его как гигантское поле битвы инженерных решений, стилей и династий. Однако в Риме повсюду так и Целий лишь подтверждает общее правило.

Продолжение следует.

Назад