Римская нумизматика. Аналитика. Посвящается дружбе. Несколько слов о пергамском АЕ17 Авла Юлия Квадрата.

Назад

Посвящается дружбе. Несколько слов о пергамском АЕ17 Авла Юлия Квадрата.


Amicitia vitam ornat.  Дружба украшает жизнь.


В декабре семейное собрание монет неожиданно пополнилась маленькой, но очень приятной провинциальной «бронзой» Траяна с богатой историей...


Описание монеты.
Траян. АЕ17. Место выпуска: Пергам, провинция Мизия, римская Малая Азия. Время  чеканки: 114-115г. Р. Х.. Магистрат ответственный за выпуск: Авл Юлий Квадрат. Лицевая сторона: голова Траяна в венке вправо. Легенда на греческом - AVT TRAIANOC CEB. Оборотная сторона: голова Зевса в венке вправо. Легенда на греческом - ZEVC ФIЛIOC.


Металл: медь. Вес: 3.07г. Диаметр: 17мм. Особые характеристики: состояние Вери Файн (Very Fine), песчаная, так называемая «пустынная» патина, местами уступающая темно-зеленой «оливковой» патине.


References: BN 2069 (этот тип штемпеля); SNG von Aulock 1395. Происхождение: Roma, Dec 2011; Hauck & Aufhauser  18, Oct 5-6, 2004. 


На первый взгляд, монета, кроме красивой патины, не выделяется ничем особенным. Нумизматам известны сотни провинциальных выпусков, где портрет императора с одной стороны сопровождается изображением божества с другой. При незнании исторического контекста эту маленькую медь легко отнести к массовой городской чеканке Пергама. Между тем, монета принадлежит к числу специальных выпусков ближайшего друга императора Траяна, Авла Юлия Квадрата (Aulus Iulius Quadratus), посвящена постройке гигантского храма Траяна на пергамском акрополе и, вполне вероятно, содержит изображение головы статуи Зевса Филиоса, установленной в этом храме. Но обо всем по порядку.


История политических отношений Пергама с Римом знала разные времена. Хотя последний греческий правитель, царь Аттал Третий Филометор Эвергет (138-133 гг. до Р. Х.), завещал пергамское царство «народу Рима», с этим выбором была не согласна значительная часть его подданных. Антиримское восстание, поднятое самозванцем Аристоником, удалось подавить в ходе жестокой трехлетней войны. Пленного вождя бунтовщиков, римляне казнили, а царство в 129 г. обратили в провинцию. Впрочем, за  Пергамом был оставлен статус «свободного города», что позволяло местной элите по-прежнему рассчитывать на культурное лидерство в Мизии. Греческое вероломство в проявилось почти пятьдесят лет спустя, когда Пергам перешел на сторону Митридата Понтийского в его борьбе за «освобождение» Малой Азии от римского гнета. Вся римская община Пергама, включая женщин и детей, была немедленно истреблена греками без сожаления, «по приказу боспорского царя»…
Несмотря на чудовищное злодеяние, победитель Митридата, Сулла,  обошелся с клятвопреступными пергамцами милостиво. Город не был стерт с лица земли, но потерял свою «независимость», на время став центром римской администрации провинции Азия.


Солнце римского счастья вновь улыбнулось Пергаму в правление Октавиана Августа. Согласно Диону Кассию, в 29г. до Р. Х. горожанам удалось получить разрешение на постройку едва ли не первого в Малой Азии храма, посвященного богине города Рима, Роме, и Августу. В конце Первого Века по Р. Х. за храмом закрепляется термин «неокОрос»1 .


Пергамский кистофор Августа (19-18 гг. до Р. Х.). На оборотной стороне –  храм Ромы и Августа.

Фото с ресурса
http://www.acsearch.info/search.html?search=similar%3A38478&view_mode=1#0


Несмотря на ряд исследований, предпринятых с целью установления местонахождения храма Августа в Пергаме, его руины до сих пор не обнаружены. О характере сооружения мы можем судить лишь по нумизматическому материалу, который иногда грешит чрезмерным упрощением деталей. Несомненно, добившись от Августа неохотного согласия на сооружение храма в его честь, сенат Пергама рассчитывал упрочить свое положение центра римского влияния в борьбе со своим извечным противником, Эфесом.


История пергамских патрициев, Квадратов, теснейшим образом переплетена с историей римского владычества в провинции Азия. Отчеканивший нашу монету, Авл Юлий Квадрат возводил свою родословную к знаменитой династии пергамских царей - Атталидов. Титул римского гражданина был пожалован его предку лично Октавианом Августом, что придало Квадратам дополнительный политический вес, открыв возможности административной карьеры в латинской части Империи. 


Из источников мы знаем, что Авл Юлий Квадрат был человеком весьма состоятельным. Надписи говорят о его владениях в Пергаме, Ликаонии и Египте. Умение находить общий язык с власть имущими, видимо, было сильной стороной Авла Юлия. Несмотря на малоазийское происхождение, он был избран в римский сенат и, если верить актам Арвальских Братьев, расцвет династии Флавиев встретил в Вечном Городе. Мы имеем эпиграфическое свидетельство, подтверждающее собственность Квадрата на землю под Фиденами (близ Мессаны). Это неудивительно, ибо, по закону, римский сенатор был обязан проживать в Италии. Впрочем, судя по дальнейшему послужному списку, Юлий был человеком деятельным и энергичным. Так, в правление Тита он отбывает на греческий Восток, на пару лет задерживается в Эфесе на должности легата при отце будущего императора Траяна, Марке Ульпии.  В сезон 85-6 гг. Квадрат назначается проконсулом Киренаики и Крита. Однако венцом его административной карьеры будет должность консула-ординария и наместничество в провинции Сирия при Траяне (105 год). Великий полководец открыто называет Квадрата своим «светлейшим другом» (amicus clarissimus)…


Имя  Авла Юлия Квадрата несколько раз встречается в городской чеканке Пергама в начале Второго века н.э.. Монеты с изображением Асклепия, Диониса с пантерой, местного речного божества, Каика, указывают, что во время их чеканки Квадрат занимал должность проконсула. Указанием на магистратуру Квадрата является легенда EП  ANФ AY IOY KOYADPATOY, где ANФ является сокращением от “antupatos” (греч.). Выпуск этой серии Б. Вайссер относит к 109-110 годам2.  Нечасто встречающийся образ Диониса Категемона, видимо, можно объяснить  должностью жреца этого бога, унаследованную Квадратом в 105 году. Изображение Каика, вероятно, связано с постройкой акведука, осуществленной на средства Авла Юлия. Его величественные руины до сих пор можно видеть в окрестностях современного турецкого города. Наконец, монета с Асклепием и Дианой Эфесской может содержать намек на местонахождение штаб-квартиры проконсула (Эфес) и подчеркивать союзные отношения двух городов (тип “homonoia”), Пергама и Эфеса.


Как отмечалось, наша монета принадлежит памятной серии, посвященной открытию храма Траяна-Зевса, переименованного впоследствии в TRAIANEUM. В его постройке Авл Юлий принял деятельное участие, пожертвовав значительную сумму личных сбережений. Следует отметить, что Пергам стал первым городом в Малой Азии, получившим разрешение на постройку второго храма императорского культа. Для обозначения этого феномена в современной литературе используется термин «двойной неокорат». Милость Траяна, разрешившего Квадрату построить Traianeum, фактически противоречила постановлению Августа, запретившего провинциальным городам иметь несколько храмов, посвященных разным императорам3 . Пергамская община неоднократно обращалась к римскому сенату с просьбой разрешить постройку храма в честь Тиберия и чуть позже – Калигулы. Однако ответ «отцов отечества» был всегда отрицательным. Видимо, успех ходатайства Авла Юлия следует приписать его статусу личного друга Оптимуса4.


TRAIANEUM. Современный вид.

Фото с ресурса
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/84/Pergamon_6.jpg


Храм, построенный Квадратом, имел двойное посвящение - благодетелю пергамцев, Траяну, и Зевсу Филиосу (Покровителю Дружбы). Постройка просто очередного храма в честь Зевса была бы в некоторой степени банальностью. Хотя до проконсульства Авла Юлия и, вообще, в до-римскую эпоху, в Пергаме, в отличие от соседних региональных центров, не существовало большого храма, посвященного верховному олимпийскому божеству. Главный культ Пергама – Асклепия- отправлялся в знаменитом святилище, Асклепионе, ежегодно собиравшем тысячи паломников со всего эллинского мира.
Был ли трюк с двойным посвящением храма Зевсу и Траяну ловким ходом Квадрата, рассчитывавшего выиграть Второй Неокорат для родного города, неизвестно. В любом случае - разновидность Зевса-Филиоса встречалась нечасто среди культов «провинциальных громовержцев».


Пергамский Зевс Филиос является эквивалентом латинского Jupiter (Ivppiter) Amicalis, покровителя дружественных связей и союзов. Как отмечает Баррел, в эллинистическую эпоху Зевс Филиос часто выступал аналогом римской богини Согласия, Конкорды, его именем освящались клятвы греческих городов Малой Азии на верность Риму5.


Была ли репрезентация Траяна на монетах в качестве наместника Юпитера Дружественного (Зевса Филиоса) частью Public Relations римской администрации в восточных провинциях? Или постройкой Траянеума Авл Юлий Квадрат решил увековечить свою дружбу с императором? ..


В эту эпоху, известную в истории философии в качестве периода Второй Софистики, понятие Дружбы Кесаря рассматривалась мыслителями как важная составляющая «стоической басилеи», нравственно-философской концепции римского цезаризма. Так, известный греческий ритор, Дион Хрисостом, выступая перед Траяном со своей речью «О царской власти», подчеркивал важность наличия верных друзей в свите государя.


«Благой царь считает дружбу прекраснейшим и наиболее ценным своим сокровищем, полагая, что недостаток средств не столь опасен или постыден для царя, как отсутствие друзей. Он проводит счастливую жизнь не столько благодаря доходам, войскам и другим источникам власти, сколько благодаря верным друзьям…  Закон защищает частного человека от возможного вреда со стороны людей, с которыми он вступает в деловые отношения, или доверяя им свои деньги, назначая управляющими своих владений, или начиная совместную деятельность… Царь, однако, в случае обмана (предательства) не может рассчитывать на закон, но лишь на лояльность. В действительности, сильнейшие люди составляют  окружение царя  и помогают ему управлять государством, от них у него нет другой защиты, кроме любви, что они питают к нему... Следовательно, чем больше друзей обретает царь, тем сильнее становится»6.


Голова Траяна из Traianeum. Berlin. Staatliche Museen.


Храм Зевса-Траяна – это единственный чисто римский храм на городском акрополе Пергама. Высокий ступенчатый подиум отличает его от остальных построек, а размеры (общая площадь территории 65 Х 70 метров, 18 метров в высоту) возвышают над линией горизонта. Несомненно, он служил ежедневным напоминанием о римской мощи сторонникам греческой «самостийности», если таковые еще оставались в Пергаме к концу правления Траяна7


Гигантская статуя императора, голова которой с сильными повреждениями сегодня находится в берлинском музее, была выполнена с оглядкой на скульптурную группу Августа и Ромы из первого пергамского неокората. По данным нумизматики и археологии, Траян был изображен в военном облачении опершимся на копье (символ империя). Его фигура была слегка наклонена вперед, в направлении сидящего на троне Зевса. Пара Зевс-Траян соответствовала паре Рома-Август. Преемственность августовской традиции подчеркивалась и специальной эмиссией Квадрата.


Пергам. 114 г. н. э. Магистрат Авл Юлий Квадрат. Выпуск в честь «двойного неокората». Лицевая сторона -  стоящая фигура Траяна с копьем и сидящего Зевса Филиоса. Оборотная сторона  – храм Ромы и Августа со скульптурной группой Октавиана и богини Ромы8Монета является нумизматической редкостью.


Несколько чаще чем тип с «двумя неокоратами» из юбилейной серии Траянеума встречается наша монета (АЕ17) с изображением голов Траяна и Зевса-Филиоса. 


Хотя науке известно несколько разновидностей ее штемпельных пар, в целом, манера портретов, на мой взгляд, достаточно специфична. Она отличается от предшествующих и последующих репрезентаций Траяна «в пергамской бронзе», характеризуемых большей сухостью и схематизмом черт. Траян на монете Квадрата больше напоминает известные портреты на римских денариях, чем экземпляры, встречающиеся в городском чекане Пергама. Локоны прически Зевса, завитки его бороды на «храмовой» монете выполнены с непринужденностью, выдающей уверенную руку зрелого мастера.
Возможно, для резки первых штемпелей Авл Юлий пригласил резчиков из соседнего Эфеса или поручил эту работу специально нанятому местному специалисту?..


Если внимательно рассмотреть портрет Траяна на монете «в честь Траянеума», можно предположить, что на нем изображена та самая статуя императора, голова которой находится в берлинском музее. Какие причины могут косвенно свидетельствовать в пользу этой гипотезы, ведь античному искусствоведению известны десятки «траянов», похожих друг на друга?


Императоры не позировали резчикам штемпелей, для этих целей из метрополии обычно присылали специальную модель (бюст), служившую иконографическим стандартом. В данном случае потребность в модели отсутствовала, так как в распоряжении резчика находилась новая храмовая статуя. У Траяна на монете и «головы» императора, вывезенной немцами из  пергамского акрополя, имеются общие особенности. Длинные густые пряди в обоих случаях ниспадают далеко на лоб, почти до бровей. Они выполнены в широкой свободной манере, одна из них (на монете) полностью покрывает правый висок императора.  Ото лба и до виска идут четыре пряди разной длины. Аналогичную трактовку прически мы видим и на уцелевшей голове статуи Траяна. См. ниже.



Для контраста рассмотрим обычный городской чекан Пергама правления Траяна. Портрет императора выполнен, скорее всего, по присланному шаблону. Его отличает аккуратная «офицерская» прическа. Пряди на лбу подстрижены и уложены ровно. Прядей на висках нет …
Типовой выпуск городской чеканки Пергама эпохи Траяна.


http://www.acsearch.info/search.html?search=Trajan+Pergamum&view_mode=1&sort=&c=&a=&l=#25


На всякий случай заметим,  что в античности венок обычно надевался на голову статуи, а сама она раскрашивалась специальной краской с целью максимально приблизить изображение к живому оригиналу, поэтому присутствие венка у Траяна на монете Авла Юлия не может рассматриваться как аргумент в пользу различия двух портретов9.
Голова Зевса-Филиоса, изображенная на оборотной стороне АЕ17, несомненно, является точным воспроизведением статуи божества, стоявшей в храме. Обычай изображать культовые статуи, особо значимые для городской общины, был достаточно распространенным явлением в провинциях. Наиболее хрестоматийным можно считать изображения статуи Артемиды Эфесской из соседнего города-соперника.


Достаточно долго в науке господствовало убеждение, что статуя Зевса была уничтожена или перемещена Адрианом, который предпочел поставить в Траянеуме собственное изображение. Хотя статуя Адриана действительно была добавлена, в ходе недавних раскопок удалось обнаружить фрагменты головы и торса статуи Зевса10.


Как отмечает Энтони Бирли, несмотря на отсутствие эпиграфических свидетельств в пользу пребывания Адриана в Пергаме, трудно представить, что он, посещая Мизию, не удостоил прежнюю столицу царства своим вниманием11. Возможно, огромная статуя Адриана в Траянеуме, была установлена как раз в честь высочайшего посещения?.. Косвенным свидетельством в пользу императорского визита является и анекдот об императоре-эллинофиле, упоминаемый знаменитым врачом, пергамцем Галеном. От своего отца, архитектора Элия Никона, Гален запомнил историю, как Адриан случайно выбил глаз одному из своих приближенных палочкой для письма. Предложив потерпевшему выбрать подарок в качестве компенсации– Адриан услышал в ответ, что тот желал бы получить обратно свой глаз12.


Голова статуи Адриана с очень сильными утратами из храма Зевса-Филиоса-Траяна. Berlin. Staatliche Museen.


Обновленная версия Траянеума со статуей Адриана была увековечена еще одним «специальным» выпуском с изображением Второго Неокората. По всей видимости, перестроенный храм имел два главных входа. Образовавшееся отдаленное сходство с храмом Ромы и Венеры, спроектированному Адрианом в Риме, вероятно, можно объяснить склонностью наследника Траяна к архитектурным экспериментам.
Адриан. 129 г. н. э. Монета с изображением двух статуй Траяна и Адриана в противоположных частях Traianeum-Hadriаneum.


Количество языческих храмов в Пергаме, в особенности, на акрополе, способствовало уничтожающей оценке города, сделанной святым Иоанном, автором «Откровения».
«И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умервщлен верный свидетель Мой Антипа» (Откровение. Глава 2. Стихи  12-13).


Влиятельные выходцы из Пергама продолжали пользоваться доверием со стороны римской администрации в течение Второго-Третьего веков. Источники сообщают о Куспии Камерине  (L. Cuspius Camerinus), ординарном консуле при Антонине Пие. Род  «пергамских римлян», Куспиев, мог восходить к числу уцелевших во время римского погрома при Митридате. В эпоху Каракаллы в Пергаме буде сооружен еще один храм императорского культа, Третий Неокорат. История посещения Каракаллой Пергама и ее отражение в местной городской чеканке достаточно подробно рассмотрена в упомянутой статье Б. Вайссера13.


1. Слово «неокОрос» сегодня является общепринятым понятием для обозначения объектов императорского культа в восточных провинциях Империи и Египте. Термин был введен в обиход учеными немцами в девятнадцатом веке. «Неокорос» образовался в результате слияния двух греческих слов, «наос» («неос») – «храм» и «корос» -«смотритель». Краткий экскурс в этимологию слова приведен в работе Б. Баррел (см. B. Barrell. Neokoroi. Greek Cities and Roman Emperors. 2004. Pages 4-6).

2. Weisser B. Pergamum as Paradigm. // Coinage and identity in the Roman Provinces. Oxford. 2005. Pp. 137-139.

3. Burrell. Op. cit. p. 22.

4. Optimus – лат., «наилучший». Часть титула Траяна Optimus Princeps, присвоенного ему Римским Сенатом за выдающиеся заслуги.  Среди эпиграфических памятников Пергама сохранились фрагменты ответа Траяна на очередное прошение пергамцев о втором неокорате. Ответ, по всей видимости, был положительным. Примечание – С. Чаплина.

5. Burrell. Ibid., 23.

6. Перевод отрывка из Диона Хрисостома выполнен мной по изданию Loeb Classical Library, 5 volumes, Greek texts and facing English translation: Harvard University Press, 1932 thru 1951. Translation by J. W. Cohoon thru Or. 31; the remainder by H. Lamar Crosby. http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Dio_Chrysostom/Discourses/3*.html

 

7. Как отмечал в своей энциклопедической истории римской имперской архитектуры Уард-Перкинс, пять могучих колонн фасада Траянеума были выполнены в коринфском ордере. Особенностью нового храма был изящный акротерий, напоминавший акротерий из храма Артемиды в Магнезии, построенному Гермогеном. Огромные головы Медузы, взирающей на посетителей с фриза, знаменовали начало нового стиля, утвердившегося в эпоху Адриана. “It was evidently a much admired and influential building”, - резюмирует Уард-Перкинс. Цитируется по J. B. Ward-Perkins. Roman Imperial Architecture. Yale. 1994. P. 282.

8. Монеты пергамского двойного неокората достаточно редки. Я был вынужден воспользоваться иллюстрацией из монографии Баррел.

9. Уже после написания очерка мне стало известно о существовании работы немецкого исследователя, В. Река, где доказывается, что на монете изображена голова Траяна из храма Зевса-Филиоса. См. Raeck W. Zeus Philios in Pergamon. Archaolgischer Anzeiger. 1993. Pp. 381-7. К сожалению, в настоящее время исследование мне недоступно.

10. Weisser B. Op. cit. p. 140.

11. Birley. A. Hadrian. The Restless Emperor. 2001. P. 166 (глава “A summer in Asia”).

12. Birley. Op. cit. p. 167.

13. B. Weisser. Op. cit.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
статистика